Home » Искусство и культура » Александр Генис - Политика упрощает искусство и вынуждает его выкручиваться

Александр Генис - Политика упрощает искусство и вынуждает его выкручиваться

0 comments
Писатель Александр Генис Писатель Александр Генис by Russian House
Однако искусство - не задачка с ответом, и эзопова речь никогда не заменит прямую, например - в парламенте. Конечно, как показывает всякая, а особенно русская история (Солженицын!)

Писатель Александр Генис - о недостатках эзопова языка
Эзоп был рабом. Но не поэтому Гегель считал басни рабским жанром. Басня утешает тех, кому не дана свобода.
alexandr genis pisatel
 Это далеко не всегда справедливо по отношению к басне. Скажем, у Крылова она стала школой языка и морали для целого народа. Эзопова словесность - другое дело. Она редко переживает режим, уязвить и обойти который стремилась. В счастливых случаях о ней просто забывают. Так произошло с «Приключениями Гулливера»: злободневность  выветрилась, фантазия осталась. Но чаще эзопова словесность умирает вместе с породившим ее режимом. Поэтому даже такой гений жанра, как Аркадий Белинков, мало что говорит новому поколению. Между тем в свое, щедрое на запреты время интеллигенты читали его виртуозную книгу «Юрий Тынянов» вслух, наслаждаясь извилистым обходным маневром, язвительным примечанием, фальшивым простодушием и медленным ядом скрытых оскорблений. Это - настоящий памятник эпохе, поставившей изворотливость на постамент. Свобода, однако, упразднила это тонкое искусство. Игра с цензурой умерла без партнера: футбол без вратаря.

Но если такой мастер, как Белинков, не понятен без комментария, отмечающего спрятанные от власти мины, то что говорить об эпигонах Эзопа с экстравагантным кукишем в кармане: «Уберите Ленина с денег». Я ведь и сам зачитывался фельетоном «Опять нет тары», которым из года в год заманивала подписчиков казавшаяся смелой «Литературка».

 Именно поэтому так огорчает реанимация эзопового языка, которым все чаще изъясняется новое искусство, во всяком случае, тогда, когда оно претендует на внимание масс. Опять в ходу - поэзия намека, диалог экивоков, театр двусмысленности. И это - естественная и знакомая реакция искусства на узду. С первым намеком на запретную зону возникает стремление ее обойти и заслужить популярность умением балансировать на краю, кичась дерзостью. Реанимация Эзопа - печальная примета времени уже потому, что она транжирит читательскую любовь, разменивая ее на политический цирк. Если читать стихи под куполом цирка, то канатоходцу простят любые огрехи за риск.

Бывает, однако, что у искусства нет выхода. Об этом можно судить по опыту одного из самых глубоких художников, родившихся за железным занавесом. В коммунистической Польше Кшиштоф Кесьлевский был обречен снимать политическое кино. Не только он, конечно. Любое хорошее кино оказывалось политическим. Когда нет свободы, ни о чем, кроме нее, говорить не приходится. Власть, которая ни с кем не делится, обязана отвечать за все промашки мироздания - от цен до смерти. Тотальность цензуры выталкивает автора - иногда из печати, иногда - с экрана, иногда - из страны, иногда - из жизни.

Но это только полбеды. Вторая - зависимость художника от другой цензуры. Кесьлевский говорил, что ему не при каких условиях нельзя было бы снять фильм о хорошем секретаре парткома. Раньше это было бы предательством, теперь никто не помнит, что такое  «райком». Получается, что власть диктовала выбор и тем, кто с ней боролся. Это не значит, что ранние фильмы Кесьлевского были политическими, но это значит, что политика не могла в них не попасть. Она определяла жизнь героев, предлагая им неизбежный выбор между выгодой и совестью, что даже у Кесьлевского чревато черно-белым кино. Его цветная трилогия - «Синее», «Белое», «Красное» - результат отмены цензуры. Как только исчезли запреты, разрушилась и порожденная ими система - и этическая, и эстетическая. Падение режима освободило режиссера от политики ради метафизики. Свои шедевры Кесьлевский снимал о природе реальности - не искаженной, а такой, какая есть, всегда и для всех. Поэтому поставленные за рубежом фильмы оказались не заграничными, а универсальными. С Богом и о Боге можно говорить на любом языке, с властями - на понятном и внятном.

Политика  всегда упрощает искусство в том числе и тогда, когда вынуждает его выкручиваться. Поэтому сложность эзоповой словесности - мнимая. В конечном счете,  она говорит лишь то, что и без нее все знают, но хотят услышать и расшифровать.  Однако искусство - не задачка с ответом, и эзопова речь никогда не заменит прямую, например - в парламенте. Конечно, как показывает всякая, а особенно русская история (Солженицын!), искусство вмешивается в политику, но лишь тогда, когда она ему мешает говорить правду. Дело в том, что ее, правду, можно сказать только о том обществе, которое ее скрывает.
Russia House News

Russia House News

Газета издаётся в США с 1992 года.

Материалы подготовлены на основе информации открытых источников

Наш адрес: 1185 Grimes Bridge Rd. Suite 200, Roswell, GA 30075

Phone: (770) 643-7997         Fax: (770) 643-7996


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

    Related items (by tag)

    Add comment

    На сайте строго запрещено:


    1) сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения
    2) оскорбление и угрозы в адрес посетителей сайта
    3) в комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь, спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи

    Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

    В случае нарушения - удаление всех комментариев пользователя и бан по IP;

    Security code Refresh

    Albion banner

    Популярное: Искусство и культура

    Газета «Русский Дом» (Russian House) - информационно-публицистическое издание в Штате Джорджия (Atlanta, Georgia). Наш адрес: 1185 Grimes Bridge Rd. Suite 200, Roswell, GA 30075
    Phone: (770) 643-7997 Fax: (770) 643-7996

    Guests

    We have 1624 guests online

    Самое читаемое

    Читать, смотреть,...

    Ларисой Герштейн записан альбом песен Булата Окуджавы в двух дисках на русском и на иврите "Две дороги", а также диск "Кончилось лето" с песнями В. Высоцкого, А. Галича и израильских авторов.

    58 Мудрых и полезных...

    Не откладывай свои планы, если на улице дождь, сильный ветер. Не отказывайся от мечты, если в тебя не верят люди. Нет недостижимых целей - есть высокий коэффициент лени, недостаток смекалки и запас отговорок.

    Умные мысли, мудрые...

    Умение выразить свои мысли не менее важно, чем сами эти мысли, ибо у большинства людей есть слух, который надлежит усладить, и только у немногих – разум, способный судить о сказанном. Филипп Честерфилд

    Почерк и характер

    Почерк. Или еще один способ определить характер 

    Хочешь узнать характер интересующего тебя человека – присмотрись к его почерку… Существует такая занимательная наука, как графология.

    А что Вы знаете про...

    ... что коэффициент смертности в Газе один из самых низких на планете, а коэффициент смертности младенческой (верный признак для определения уровня жизни) ниже, чем в Иране, Египте, Марокко, Турции и лишь чуть-чуть выше, чем в члене ЕС Румынии.

    Стерномантия: Форма...

    Волнующие формы женской груди из покон веков сводят с ума мужчин, зажигая в груди огонь и туманя голову, результатом чего является закономерный поворот их жизни на путь беспрекословного поклонения прекрасному.

    Забытый "чёрный...

    Впервые легенду о Володе-снайпере, или как его еще называли - Якуте я услышал в 95-м. Рассказывали её на разные лады, вместе с легендами о Вечном Танке, девочке-Смерти и прочим армейским фольклором.