– Тяжко было, – вспоминал Игорь, глубоко вздыхая. – Мы очень плотно занимались творчеством – бегали, прыгали, отжимались от земли-матушки, после сохли на турнике, перетягивали друг у друга канат. Нет, «Калаши» в противогазах не разбирали, на коне не скакали, в колодец в аквалангах не ныряли. Хотя, не знаю, может, без меня было. Уехал на четвёртый день, не вынес, – поднимает Игорь свои тонкие костлявые незагорелые руки в мозолях, трясёт ими, кажется, что белы косточки из них так и высыплются.
Бедный мой, друг мой, жалею я, пиши громовые статьи для «Красного пути», пугай обывателей добела ленинскими идеями диктатуры пролетариата. В спартанских условиях поживут другие, закаленные телом и сильные духом – «последние герои». Собираю саквояж, набиваю его крокодилово брюхо своими романами – ещё посмотрим, кто кого!..
Вот как это начиналось для меня: на сайте «Лига молодёжи» заполнил анкету вместе с Максимом Милимко – заявился на «Ритм» с проектом «Фестиваль “Вольного листа” и “Точки зрения”». В Саргатском районе в детском оздоровительном лагере «Берёзовая роща» проводится форум, на котором множество проектов молодых творческих участников получают одобрение жюри и по итогам вознаграждаются администрацией города Омска – за талант. Максим Милимко и я – два таких разных по комплекции человека. Я – невысокий крепыш, а Максим – высоченный как столб и тонкий как спица. Нетрудно догадаться: я – прозаик, а Макс – поэт. Прямо по Чехову: «Толстый и тонкий»! Кому как не нам защищать честь родной современной литературы! Кому как не нам ещё набираться опыта в отжимании-перетягивании! «Ритм» – это настолько крупная творческая площадка в Омске, что не посетить её – большая глупость. Сотни участников и множество гостей форума готовы поделиться с тобой своими «тараканами», выслушать о здоровье твоих. Журналисты из разных газет, режиссёры, актёры, волонтёры, предприниматели, и другие – каждый открыт в неформальном общении с тобой, с удовольствием расскажет о себе, о своём проекте, познакомит с друзьями, с их идеями. Много ли мы общаемся с незнакомыми людьми на улице или в учреждениях? Много ли можем спросить, находясь на службе и стоя на посту? На «Ритме» люди меняются в предчувствии успеха, словно избавляясь на время от своих «ложных эго», очищаясь от предубеждений.
Что ж – в дорогу! Дома укладываю в сумку припасов на неделю, плюс, как уже сказал, свои книги и несколько номеров журнала «Вольный лист» и «Точка зрения». Ох и тяжёлая получается ноша – книг и журналов больше, чем чипсов, печенья и пакетиков растворимого кофе.
Загружаемся в автобусы – каждый катит в своём: «Творчество», «Социальное предпринимательство», «Журналистика и СМИ», «Лидерство и волонтёрство», «Наука, инновационное творчество». В каждом таком «направлении» наверняка интересно, в каждом ребята услышат, увидят воочию настоящих, известных деятелей культуры, искусства, смогут поучаствовать в тренингах и мастер-классах, задать свои вопросы представителям администрации города, выступить самим и отдохнуть – понаблюдать выступления творческих коллективов.
Мы десантировались с чемоданами и творческими планами на зелёную поляну возле лагеря «Берёзовая роща». Дружно похватав сумки, отправились за кураторами в самую гущу кровососущих насекомых… Жить в бунгало вместе с однополчанами, конечно, весело, но всё-таки делиться с кем-то личным пространством я не привык. Мне и Максиму Милимко досталась маленькая двухместная комната, точнее мы сами заняли её быстро – не хотелось ютиться в палате, например, с пятью-шестью людьми.
Развернули лагерь – наконец-то пристроены по домикам все «четыреста спартанцев». О-о, наше стойбище действительно пригодно для жизни: играет музыка, душевая, туалет, столовая – на разумном расстоянии от нашего домика и друг от друга. Отдыхающие культурно родители с детьми смотрели на нашу ораву, будто кот на пылесос…
График мероприятий расписан так, что на безделье времени почти не остаётся. Если мы не наблюдаем мастер-класс, то обязательно участвуем в тренинге или в конкурсе, играем в футбол или волейбол, соревнуемся командами. Если мы не на концерте, то готовим проект, продумываем его, расписывая цели, ставя задачи, прикидывая вложения и вычеты. Это главное, ведь люди приезжают сюда с миссией, каждый, чтобы отстоять свой проект, вымучить заветный грант, доказав его пригодность обществу.
Лагерь «Ритма» – это как будто цельный организм, живущий по своему закону. Завтрак, обед, а после – мастер-класс, тренинг или общее мероприятие, в котором участвуют обязательно все. Вскоре мы все друг с другом перезнакомились за «круглым столом» – в просторном помещении «Креативной лаборатории», в ней – лишь наше «направление», творческое. Капитаном у нас становится Павел Бондарев – худой и невысокий парень. Павел буддист, мечтает основать в Омске Центр медитации, чтобы помочь желающим высвободить энергию для больших дел. Он жил в Индии, в Таиланде несколько лет, открыл для себя великие истины, которыми и решил поделиться на «Ритме». В Омске у него родственники, это и манит его в сибирский город наш. Павел – путешественник заядлый, ни года не проводит без просветительского вояжа, и по всему миру завелось у него множество хороших знакомств.
– В прошлом году сюда приезжал мой друг, – делится Павел на утреннем собрании после зарядки. – Хотел защитить проект «Фестиваль транса». Да, для этих людей, которых в Паттайя называют «недолго живущие», в переводе на русский. Ему, конечно, отказали в гранте. Но я знаю, что в США его поддержал один крупный бизнесмен. Помог организовать фестиваль в Лос-Анджелесе и даже откомандировать из Таиланда гуру с несколькими помощниками. Есть на «ю-тубе» ролик.
Павел с виду странный парень с чёрными глазами и чуть растянутыми в улыбке губами. Коротковолосый, загорелый. В широких, будто надутых штанах и коричневой накидке, украшенной жёлто-зелёными узорами лучей, исходящих от солнца. Татьяна Жарова – куратор нашего творческого отделения, художник, выставляющий свои картины в Японии. Манерная и крепкая женщина Татьяна Владимировна, с ярко накрашенными красным лаком ногтями, чётко поведёнными чёрным бровями, руководила нашим отрядом. В малиновой олимпийке с капюшоном она всегда рядом – общается с ребятами, встречает гостей, служит, словно двигателем процесса взаимообогащения, наставляет, мудро и правильно – как надо задать вопрос, подготовиться к встрече с важными людьми – известными омскими деятелями культуры и телеведущими. Татьяна Владимировна – человек осторожный в темах и выводах. Курируя творческое направление, она специально не касается щекотливых для молодых авторов вопросов. Понимая царящую в союзах писателей (в омских особенно) неразбериху, не заводит разговор ни о ком из членов Союза, ни тем более об участниках правления…
Кстати об участниках, готовящихся защитить литературный проект. Борис Штуров и Синелобова Анна, оба приехали предложить жюри издать книгу. Японолог Штуров – «Сибиряки о Ямато», сборник рассказов и статей о Японии – по его мнению, сибиряки мало знают о Стране восходящего солнца. А молодая непризнанная поэтесса Синелобова – поэтический сборник «Я», по итогам конкурса, который и проведёт… сама. Анна – обиженный на Союзы писателей гений. Ни Татьяна Четверикова, ни Вероника Шелленберг не поняли юную творческую душу, обе посоветовали не писать, не «плодить графомань». Рассердившись на оба Союза, Анна захотела устроить собственный конкурс и выбрать победителя сама, исходя из других критериев оценки, позвав в состав жюри не «профи», а ценителей искусства из народа – любителей. Этим двум потенциальным издателям я пожелал удачи, их грант в руках жюри.
Самое ценное на молодёжном форуме – кто бы мог подумать! – не грант, а креативная молодёжь, предлагающая разнообразные проекты. Нередко предложенная идея не получает поддержку здесь, зато вынашивается в уме, задавая стимул к достижению будущего успеха. Святослав Коновалов – мастер по лепке из гипса, преподаёт ремесло детям в Омском музее просвещения. Немалых денег стоит оборудование помещения и закуп материалов.
Оборудование, ремонт, так называемая «смета на крышу» – одно из постоянных составляющих плана реализации соискателей гранта. Александр Юрков и его команда из трёх очаровательных девиц просят средства на восстановление подвального помещения, где и сами играют на обтянутых шкурой барабанах типа тамтам и джембе и учат играть на них детей. В цокольном этаже, влажном, пропахшем плесенью и грибком, стало невозможно находиться – среда вредна для дыхания, даже лопается обшивка на инструментах. Саша Юрков черноглазый лохматый парень с новомодными «туннелями» в мочках ушей размахивает руками как чёрный репер, поясняя суть проблемы:
– Мы чуть не задохнулись в плесени, потеряли много человек, обучать становится некого. Родители узнают, где пропадают их дети и запрещают…
Вскидывая руки с расшаперенными пальцами, Саша вертит головой, поклёвывая воздух носом, певуче добавляет:
– Надо немного на цемент, чтобы выровнять пол, надо осушитель воздуха, штукатурку, плакаты, и на ремонт инструментов.
– Эй, нигер, – обращается к нему Женя, участница его группы. – Забацаем перфоманс!
Проходят на «Ритме» и соревнования по волейболу – Юрков с девчонками неутомимо стучат по тамтамам в качестве группы музыкального сопровождения, и ты, игрок, чувствуешь себя африканцем-бамбулой. Наступает вечер, красиво алеет закат, ребята колотят свои шаманские погремушки на берегу реки, собирая немало слушателей. Тамтамщики похожи на африканских жрецов Вуду, вызывающих древних духов, собирающих племя. Специально одеваясь в рубище, говорит Саша, раскачиваясь как репер, они играют так и в переходах.
– Если увидите четырёх барабанщиков в рванье, в гуталине и в огромных стёртых ботинках, – хохоча и тыкая воздух пальцами, утверждает Саня, – это мы – кибер-бомжи-барабанщики!
Как-то Саша обращался в мэрию с просьбой выделить средства на ремонт помещения, но администрация отвечала, что ребятам следует найти другое. Столько вложено собственных средств и затрачено сил в этот мокрый подвал…
– Я так расстроился, – признаётся Саша уже перед ритмовской комиссией. – До бреда в голове. Мне приснился сон, что задыхаюсь в плесени, покрываюсь чёрным грибком и не дышу!
Каждый предлагал свой проект, страстно объясняя его значимость. Супруги Светлана и Михаил Шукшины востребовали средства на украшение стен домов и заборов города красивыми необычными рисунками, способствующими улучшению духовных и физических качеств жителей. Елизавета «Енот» Шелест подготовила к изданию книгу на пружинках про зверей, которые помогают детям преодолевать разные трудности; по плану эта книга пойдёт в детские дома России. «Травник» Михаил Киселёв готовит лечебные настои, заменяющие многие известные лекарства, ему необходимо оборудование, чтобы упрощать процесс изготовления эликсиров. Сергей Дзюба разработал устройство, которое с помощью зеркал способно подавать двигающиеся разноцветные лучи. Оказывается, не дорогая выйдёт у него технология изготовления рекламы, голограмм и других плавающих изображений.
Всего около восьмидесяти проектов всех направлений приготовились предложить на «Ритме» ребята. «Лечебный чай», «Студия звукозаписи – минутка», «Арт-пространство», «Картонный город», «Паблик Спич», «Воркаут-турникет», «Робокласс», «Мобильный домик», «Чистовик», «Наностанок», «Интернет магазин будущего» и другие. Названия эти почти ничего не говорят о сущности проектов и пользе, но авторы поясняют их так умело и грамотно, будто они не любители, а настоящие учёные. Студенты вузов и колледжей, они рьяно доказывают социальную значимость собственных разработок. Презентации в исполнении ребят выглядят и звучат наивно, тем не менее, проникаешься к ним уважением, потому что всё это, в конечном счёте – здорово!.. На мой взгляд, множество идей заслуживают внимания и реализации под грант.
Студенты, молодые аспиранты на «Ритме» – люди разные, со своим оригинальным настроем и готовностью. Имеющий два высших образования, защищающий кандидатскую диссертацию Петя Козлов, постоянно опаздывает на мероприятия здесь на форуме, мямлит в разговоре, отвешивает непонятные шутки. Другая, девчонка-художница Валентина неохотно раскрашивает собственный плакат-презентацию на «ярмарку проектов». Скривив губы, девочка ни с кем не разговаривает, а тех, кто просит помочь – отшивает резко и сердито, мол, нет настроения. Володя Стручинский – маленький пухлый «бесёнок» и обжора, пристаёт к девчонкам, каждый день требует в столовой добавки, носится вокруг лагеря, кричит, прыгает по ступенькам на детской площадке. Илья Козлик, актёр весельчак, рассказывает всем подряд как откосил от армии ещё в военкомате. Этот парень «засветился» во второй день «Ритма». Не просыпаясь полдня, он гуляет ночью по лагерю и пугает спящую администрацию.
– Смотри, – подойдя, знакомый охранник показывает мне видео. – Напиши про это на блоге.
На экранчике мобильного сталкивают с постели худого и маленького паренька Илью Козлика. Не могут разбудить, ни в какую – не просыпается этот участник. Вскоре выясняется… сам признаётся Илюха, что «вкинул» «таблетос» и его «перекрыло ништяк». Конечно, бейджик у него забрали и «зарубили» право защищать проект.
Парень Илья не прост. С десяти до восемнадцати лет играл в Лицейском театре, снялся в двух фильмах: в короткометражном «Дорога», в «Спорах» омского режиссёра Максима Дьячука. С 2010 по 2013 был солистом группы «Твоё Право», с 2012 – помощник депутата городского совета. С 2011 года начал играть в «алтимат-фрисби», в 2012 – бронзовый призёр чемпионата Урала. Учился в Омском Экономическом институте на юриста, после 2 курса, сдав все экзамены, бросил. С 2010 – года член польской общины в Омске – «Общественная организация "Полонез"». В данный момент студент университета им. Адама Мицкевича г. Познань в Польше. Это сообщение Илья прислал мне «Вконтакте».
Вадим Суханов – актёр, студент Аграрного университета. Для друзей и знакомых «Соха», «Вадос» или «Водяныч». Парень справляет нужду прямо с крыльца, ночью так трудно дойти до туалета, который кишит комарами. Однажды его ловит за этим делом Алёна Агафонова, директор пресс-центра «Ритма» и лидер группы «Вконтакте», ругается, мол, «зассали» все углы. Сама Алёнка худенькая и стройная, но сердитая постоянно, хмурая. Что-нибудь у неё спросишь – она шипит как змея, нет, мол, времени, приходится печатать кучу листочков, отправлять отчёты в министерство культуры. Чем-нибудь поинтересуешься – у девушки нет настроения – взбрыкнёт, заблестя зелёными ведьмиными глазами, затрясёт головой, распушая по плечам волосы. «Вадос» говорит, что был у неё парень, потом они «развелись» и с тех пор Алёна Агафонова «шипит», и когда всё-таки говорит нормально, то походит на «Тасманского дьявола» из известного мультфильма. Выходит примерно так:
– Брра-бр-гра-хр, отвалите!
«Соха-Вадос» решает за ней приударить. Придёт вечером на дискотеку и наблюдает, как девушка под музыку словно извивается, покручивая бёдрами да ягодицами. Приглашает, конечно, но получает резкий отказ.
Не дождался парень последних двух дней форума, когда из лагеря выносят на свалку мешки с бутылками и жестяными банками. Тогда в последний день перед отъездом никто почти не встаёт на зарядку и просыпает мероприятие по закрытию.
Орг-отряды – как пчёлы, кажется, не спят никогда, организовывая мероприятия, сопровождая их, проверяя. Помогают накрывать в столовой на четыреста человек и переносить оборудование от презентации к презентации, из помещения в помещение, дарить призы, судить конкурсы в каждом «направлении» и встречать гостей форума.
Гостями из администрации в этом году стали: В.А. Толоконский, В.И. Назаров, В.В. Варнавский и другие чиновники. Толоконский показался мне всезнающим человеком. Когда у него спросили, почему такая маленькая зарплата у педагогов, особенно в сёлах сбегают кадры, он рассмеялся и ответил, что надо сократить внутренний бюджет администрации. Назаров отвечал осторожно, просил инновационную молодёжь поддержать город новыми социально значимыми проектами. Варнавский – задорный человек, едва ли чечётку не станцевал, когда у него спросили, любит ли он рыбалку. Морозов – тучный мужчина средних лет, знающе раскрывал аспекты предпринимательства, объясняя стратегию на будущие лета. Немного затруднялись отвечать на вопросы, когда их задавали не студенты-ритмовцы, а взрослые люди, приехавшие сюда отдыхать с детьми. Эти убелённые сединами женщины и мужчины задавали вопросы компетентно, с напором, смело. Впрочем, политические моменты творческому человеку мало интересны, поэтому вряд ли ребята из нашего «направления» подробно вспомнят ответы чиновников.
Волейбольное соревнование между «Творчеством» и «Лидерством» прошло в пользу второго. «Лидеры» ребята агрессивные, среди них были здоровенные великаны, швыряющие мячи, словно валуны. Им подарили огромный торт, и несколько кусков от него досталось мне, как одному из комментаторов этого соревнования. Я комментировал не только соревнования, но даже конкурс караоке. Участники пародировали на сцене звёзд эстрады. Энергичный парень актёр Георгий Минаев отлично спародировал выпившего Шнура из группы «Ленинград». Выступали так же следующие персонажи: «беременная» Вера Брежнева, «избитый гопниками» Сергей Зверев, Николай Басков, потерявший голос, грузин, а не еврей Макаревич, транссексуал-Ёлка, помолодевший, ещё стандартной ориентации Борис Моисеев и другие «звёзды». После каждого выступления зал взрывался одобрительным шумом и аплодисментами.
Поразила ребят беседа с Александром Немчаниновым, редактором журнала «Оксиморон». Стильно заросший мужчина лет сорока, похожий на егеря в костюме на заказ, завораживающе рассказывал из альтернативной русской истории. Он пишет книгу вместе с Михаилом Задорновым, скоро она будет доступна и в Сети.
Александр Немчанинов - владелец публицистического журнала "Oxymoron"
Всего не передашь из беседы с ним, но поговорив, понимаешь, насколько он осиян идеей процветания своего народа, русского. В социальной сети «Вконтакте» есть группа, посвящённая журналу «Oxymoron», в ней можно задать вопросы Александру, он с удовольствием на них ответит, ведь мудрый народ – сильный народ.– Изменять жене нельзя, она создаёт вокруг супруга биополе…
Только Александр заговорил про гендерные отношения, как ребята начали переглядываться, особенно смутилась Анна Кукушкина, рыжая девушка, которую обижали такие взгляды.
– Живём-то мы где, посмотрите? – спрашивает Александр недовольно. – В домиках для рабов. Такие жилплощади были у римских рабов-строителей. Недавно читал книгу о том, как проектировались эти «коробки», так вот, «малосемейки» строятся точно так же.
Творчество сейчас не почитается как в прежние времена. Картины стоят штабелями, никто их не покупает. Свои портреты могут заказать тщеславные люди, но художественные труды – в двадцать первом веке не в цене. Книги покупаются ещё ценителями развлекательного чтения, но вдумчивого – уже меньше. Писать, трудиться творчески остаётся на потребу дня, публицисты устроились в газеты, крупные и не очень, работают в основном на заказ, таков сейчас заработок.
Немчанинов словно кладезь истин, но времени как всегда не хватает.
Увидели мы Максима и Диану Дьячуков, омских режиссёров, коих заметили за океаном. Их фантастический фильм «Споры» продублировали на английском за границей, в небольшой, но известной канадской студии. Об этом в Омске почти ничего не известно, в городе, по мнению Максима Дьячука, люди мало чем интересуются. В Новосибирске и Екатеринбурге фильм получил больше отзывов, нежели в родном Омске.
– Снимать фильм и тем более монтировать кадры дело такое же неблагодарное, как редактирование! – признаётся Максим, крепкий мужчина лет сорока пяти. – Один пятисекундный кадр можно монтировать неделю. Ничем другим заниматься больше не должен. Здорово, что и жена занимается тем же, – широко улыбается он. – Команду актёров пригласили из театров, пока работаем с ними. Многие согласились на добровольных началах, в кино ни разу не снимались – любопытно им.
Фильм «Споры» показывали в кинотеатре «Вавилон». Но поскольку в то время шли «Железный человек» и «Хоббит», то аудитория набиралась не слишком большая.
В планах Дьячуков снять крупномасштабное фэнтези, а сейчас полным ходом идёт съёмка космической мистики, моменты из которой уже показали нам в качестве рекламы и примера съёмок на «зелёнке» (на зелёном фоне – технический приём для совмещения изображений).
Известный омский «вертепщик» Сергеев, влюблённый в поэзию Аркадия Кутилова, коучер Михаил Киселёв – «высвободитель внутренней энергии», Павел Мерлис – директор ТелеОмск Акмэ и многие другие посетили молодёжный форум, чтобы поделиться опытом с ребятами, открыть им тайны успешного общения с людьми.
Виктор и Елена Власовы
Что ж, «Ритм» прошёл, мы вернулись обратно – в родной город. Не расстроились – не получили гранта, зато приобрели бесценный опыт общения, познакомились с новыми интересными людьми, «оттянулись», заявили о себе тем или иным образом.Вдохновлённые молодёжным форумом ребята и сейчас оставляют комментарии в группах «Творррчество» и «Лидерство», делятся впечатлениями. Многие уже вынашивают маленькую мечту отправиться на похожие молодёжные форумы в других городах страны: АТР, Селигер и на другие. Что ж – будем ждать вестей и сами не теряться.