Владимир Мономах
3 мая 1113 года на Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах, один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый серьезный реформатор.
Став великим князем в 60 лет, энергичный и умный Владимир правил твердой рукой, не допуская усобиц, с помощью своих сыновей. При Владимире и его сыне Мстиславе был создан наиболее полный свод законов – «Пространная Русская Правда», трактовавший вопросы собственности, наследования, правового положения женщин, ограничивавший права князя по отношению к боярству и тому подобное.
Понимая необходимость морального авторитета для собирания рассыпающейся страны, Владимир ввел культ Бориса и Глеба, поддерживалось летописание. Большую роль играли собственные литературные произведения Мономаха, обладавшего незаурядным писательским даром.
Им были созданы «Поучение» и «Письмо Владимира Мономаха Олегу Святославичу» – яркие образцы древнерусской литературы.
Деятельность Владимира Мономаха позволила объединить большую часть территории Руси и отодвинуть время начала феодальней раздробленности.
1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку, выдвинув требование 8-часового рабочего дня. Забастовка и сопутствующая демонстрация закончились кровопролитным столкновением с полицией.
В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала в память о выступлении рабочих Чикаго принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций. Впервые день международной солидарности трудящихся был отмечен в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и некоторых других странах.
Долгое время Первомай был символом революции, непримиримой классовой борьбы. Этот праздник отмечается в 66 государствах мира.
В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 мая Всемирным днем свободы печати. Данное решение явилось результатом работы Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая в резолюции 1991 года «О содействии обеспечению свободы печати в мире» признала, что свободная, плюралистическая и независимая печать является необходимым компонентом любого демократического общества. Генеральная конференция передала Генеральной Ассамблее выраженное государствами, членами ЮНЕСКО, пожелание объявить 3 мая «Международным днем свободы печати».
Эта дата была выбрана в ознаменование Виндхукской декларации по содействию обеспечению независимости и плюрализма африканской печати, принятой 3 мая 1991 года на семинаре по содействию обеспечению независимости и плюрализма африканской печати, организованном ЮНЕСКО и Организацией Объединенных Наций в Виндхуке (Намибия).
Всемирный день свободы печати является ежегодным напоминанием международному сообществу о том, что свобода печати и свобода выражения мнений являются основными правами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека. Они представляют собой основу демократии и оказывают реальное воздействие на жизнь людей во всем мире.
Впервые в Москве состоялась презентация картины Бориса Кустодиева "Портрет Ф.И.Шаляпина" 1921 года из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Картина будет демонстрироваться в Мемориальной усадьбе Шаляпина на Новинском бульваре.
Как сообщили организаторы презентации, идея написать портрет Федора Шаляпина возникла у Кустодиева еще в 1911 году, когда певец пригласил тяжело больного мастера делать эскизы декораций и костюмов для постановки оперы Александра Серова "Вражья сила" в Мариинском театре.
Шаляпин тогда пришел к художнику в мастерскую на Введенскую улицу в шубе, которую получил вместо гонорара за один из концертов. В этой шубе и изобразил артиста Кустодиев. Он работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы и варианты. Портрет был закончен в 1921 году и сразу же приобретен Шаляпиным. В 1922-м артист увез его с собой за границу. В том же году Кустодиев сделал для себя авторскую копию картины и не расставался с ней до самой смерти. Сейчас она экспонируется в Государственном Русском музее. Оригинал, принадлежавший Шаляпину, хранился в его парижской квартире на авеню д`Эйло. В марте 1968-го по просьбе дочерей Шаляпина Марфы и Марины портрет Кустодиева был принят на хранение в Ленинградский государственный театральный музей, а с апреля 1985 года выставлен в Большой гостиной Мемориальной квартиры-музея Шаляпина в Петербурге. Для Кустодиева портрет Шаляпина – первое и последнее обращение к личности артиста.
"Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Как драгоценнейшее достояние я храню в моем кабинете мой знаменитый портрет его работы", – писал Шаляпин в книге "Маска и душа".
Еще одним подарком для москвичей и гостей столицы станет показ театральных эскизов Бориса Кустодиева к опере Николая Римского-Корсакова "Царская невеста". Эта коллекция из фондов музея имени Глинки также будет представлена впервые. Выставка открыта до 26 сентября 2011 года.
Знаменитый портрет Шаляпина прибыл в Москву как часть межмузейного проекта "Из Петербурга в Москву и обратно" в рамках Первого фестиваля музыкальных музеев TERRA MUSICALE, проводимого Ассоциацией музыкальных музеев. 12 апреля, в день памяти Шаляпина, в Петербурге в музее-квартире великого певца открылась выставка "Марина – дочь Шаляпина" и портрета Шаляпина 1921 года кисти Константина Коровина из фондов музея имени Глинки.
Елена Чуковская – литературовед
В Москве вручили премию Солженицына за 2011 год. Ее лауреатом стала Елена Чуковская – литературовед, общественный деятель, внучка Корнея Ивановича Чуковского. Премия присуждена ей «За подвижнический труд по сохранению и изданию богатейшего наследия семьи Чуковских, за отважную помощь отечественной литературе в тяжелые и опасные моменты ее истории». За этой лаконичной формулировкой – огромный вклад Елены Чуковской в развитие русской культуры
Еще никогда жюри в выборе лауреата не было так единодушно. Наталья Солженицына признается – Александр Исаевич и сам был бы рад вручить Елене Чуковской премию, да, скорее всего, постеснялся бы
«Он настолько был ей благодарен всю жизнь, настолько они были друзьями, что дать ей премию при его жизни означало: как бы даешь премию своему близкому другу. Это неудобно. Теперь, когда его нет, мы посчитали справедливо и правильно дать ей премию», – объяснила вдова Александра Солженицына Наталья Солженицына.
Среди участников церемонии – писатели Павел Басинский, Людмила Сараскина, министр культуры Александр Авдеев. Виновница торжества от камер отворачивается. Редкая скромность при такой известности. Те, кто с самого начала был за Солженицына, ее почти боготворят. Именно Чуковская помогала под угрозой ареста готовить к изданию «Архипелаг ГУЛАГ». Сама писала о нем. Статья «Вернуть Солженицыну гражданство СССР» вызвала резонанс в обществе. Но Елена Чуковская не видит в этом никакого подвига. Говорит – «меня же тогда не посадили». «В это время было много выступлений, митингов, разных споров, но за мнение уже не сажали тогда», – вспоминает она.
«Позиция Елены Цезаревны в 60-70 годы до высылки и после Солженицына. Это XIX век, это подвиг женщины, которая могла вести себя так, как она себя вела», – говорит член жюри премии, ректор театрального института имени Щепкина Борис Любимов.
Впрочем, премию Чуковской дали больше не за Солженицына, а за Чуковского. Корнея Ивановича. Ее деда. Именно благодаря внучке сохранился его дом-музей в Переделкине, страна увидела знаменитый альманах «Чукоккала» и были изданы дневники писателя. Химику по образованию, Елене Чуковской пришлось освоить профессию корректора, редактора и даже верстальщика.
«Самое сложное – были тома критических статей. О чем Корней Иваныч мечтал – собрать свои дореволюционные статьи, они при советской власти не издавались», – рассказывает Елена Чуковская.
Благодаря внучке – по некоторым данным – Чуковский сейчас является самым читаемым детским писателем. Но Елена Чуковская в свои 79 останавливаться не собирается. Планирует выложить собрания сочинения деда в Интернет. И опубликовать новые книги.
Айседора Дункан
2 мая 1922 года состоялось бракосочетание Сергея Есенина и Айседоры Дункан. Айседору Дункан, являвшуюся одной из основоположниц танца модерн, встречали переполненные театры по всей Европе: за основу своего танца она взяла образцы древнегреческой пластики, которую изучала в залах искусства Древней Греции в Британском музее; традиционый балетный костюм пачку Айседора сменила на тунику, на сцене выступала босиком, отказалась от языка условных жестов. В 1920 году Дункан была приглашена в Советскую Россию для организации собственной балетной школы.
В октябре 1921 года Айседора явилась на чаепитие в студию известного художника Георгия Богдановича Якулова на Большой Садовой. Она была в своей стихии в этой богемной компании и только рада была принять приглашение. Здесь она встретилась с Есениным, здесь и началась история их любви.
Вскоре перед Айседорой Дункан встала необходимость укрепить финансовое положение, для чего ей было нужно сделать турне по Европе и Америке. Она решила провести турне вместе с Есениным. Для того, чтобы в пуританской Америке не возникало вопросов об их отношениях, они решили оформить брак.
2 мая 1922 в загсе Хамовнического района Москвы состоялось бракосочетание Сергея Есенина и Айседоры Дункан. Новобрачные выразили желание носить двойную фамилию Дункан–Есенин. Выходя из ЗАГСа, Есенин радостно воскликнул: «Теперь я – Дункан». Вскоре Дункан и Есенин уехали в Ленинград, где Дункан давала серию выступлений. Остановились они в лучшем номере «Англетера».
Осенью 1922 года супруги уехали за границу. Посетив многие европейские страны, Есенин с Дункан отправились в Америку, где они пробыли четыре месяца до февраля 1923 года. Их брак фактически распался два года спустя, хотя и не был расторгнут официально.
1925 год окончился известием из России о смерти Есенина. Он покончил с собой в том самом номере ленинградского отеля, в котором он впервые останавливался с Айседорой.
Айседора Дункан обратилась в парижские газеты со следующим письмом:
«Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль. У него была молодость, красота, гений. …Он уничтожил свое юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэтов… Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже… Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием. Айседора Дункан».