Андрей Миронов – культовый советский актер, исполнивший множество как драматических, так и комедийных ролей в ставших современной классикой фильмах. Андрей Миронов родился в семье известных артистов Марии Мироновой и Александра Менакера. И хотя сын появился на свет 7 марта, родители указали дату рождения на день позже. Таким образом, официальная дата рождения Миронова (Менакера) 8 марта 1941 года.
Жизненные дороги Мироновой и Менакера сошлись, когда артисты уже имели семьи. Внезапный роман случился на гастролях, в Ростове-на-Дону. Мария Владимировна и Александр Семёнович сразу же расторгли свои браки и поженились.
Андрей родился почти на театральных подмостках: схватки у Мироновой начались во время спектакля. Вскоре началась Великая Отечественная война. Родители вместе с театром уехали в эвакуацию в Ташкент, где и прошли ранние годы Андрея Миронова.
Пережив военные годы, семья вернулась в Москву. Здесь Андрей Менакер отправился в школу. Приблизительно в это время грянуло пресловутое «дело врачей». Родители решили хоть как-то обезопасить сына от проблем и сменили фамилию Менакер на Миронов.
Детство Андрея Миронова было безоблачным. Мальчик гонял футбол, коллекционировал значки и обожал «трофейные» фильмы. И хотя учился он средне, в классе Андрей считался лидером и пользовался авторитетом.
Летом родители Миронова отдыхали в Подмосковье, где в посёлке Пестов был дом отдыха для артистов. Там часто бывали знаменитости из МХАТа и других театров, композиторы и писатели. Отдыхал с родителями и сын. В детстве он с удовольствием впитывал атмосферу искусства и сам рос творческим и артистичным человеком. Свои первые роли Андрей Миронов сыграл в школьных постановках.
В 1958 году Миронов поступил в Театральное училище Щукина. Интересно, что члены приёмной комиссии не знали, чей сын стоял перед ними.
Театр
В 1962 году Андрей Миронов с отличием окончил театральный вуз. Уже в молодости его талант был неоспорим и очевиден. После просмотра начинающего актёра с удовольствием приняли в Театр сатиры. Здесь артист выступал на сцене 25 лет.В то время главным режиссёром театра был Валентин Плучек. Миронов сразу же стал его фаворитом, что никого не удивило. Ведь у молодого артиста обнаружились невероятный темперамент и безусловный талант. Он мгновенно заряжал энергией всех, кто попадал в поле его обаяния.
Игра Андрея Миронова вызывала восхищение даже опытных театралов. Первые же постановки «Клоп», «Над пропастью во ржи» по повести Сэлинджера и «Доходное место» продемонстрировали его исключительный профессионализм. В 60-70-е годы взять билет в Театр сатиры было архисложной задачей. Все шли посмотреть на новую звезду в постоянных спектаклях и искали его в антрепризах других театров. Игра Миронова казалась чем-то магнетическим: зритель сидел, затаив дыхание, и смотрел от начала до конца представление, пока артист не покидал сцену.
Фильмы
Кинематографическая биография Андрея Миронова начинается киноповестью «Мой младший брат» Александра Зархи. Это первая серьёзная работа в кино. Но вскоре зрители увидели комедию «Три плюс два», которую с удовольствием смотрят и сегодня. Это замечательная, солнечная картина, где Миронов появился в образе ветеринара, одного из весёлой троицы друзей.В 1965 году Андрей Миронов снялся в культовой ленте Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Фильм имел грандиозный успех, а работа в нем Миронова была оценена критиками невероятно высоко.
Новые картины с участием Миронова появлялись регулярно. Артист играл много и самозабвенно. Каждый фильм с его участием был обречён на успех. Но наиболее известными стали картины «Год как жизнь» Рошаля, «Урок литературы» Алексея Коренева. Но успех этих фильмов меркнет перед невероятной популярностью комедии «Бриллиантовая рука», в которой кроме Миронова снялись такие знаменитые актеры, как Юрий Никулин и Анатолий Папанов. В фильме Миронов продемонстрировал ещё один талант, который впоследствии эксплуатировали все режиссёры, которые приглашали Андрея. Он спел «Остров невезения» - хит и легенду. Впоследствии актёр пел песни, нередко становящиеся хитами, практически в каждом фильме, в котором снимался.
Театральная и кинокарьеры актера также нередко пересекались. Например, полюбившаяся зрителям пьеса «Маленькие комедии большого дома», где Миронов сыграл вместе со Спартаком Мишулиным, вскоре вышла на телеэкранах, позволив всей стране полюбоваться игрой актеров. Телеспектакль сразу же начал пользоваться широкой популярностью.
Появление Андрея Александровича в «Достоянии республики» тоже не осталось незамеченным. Критики говорили, что здесь Миронов сыграл себя – такого же азартного, энергичного и доброго. В фильме прозвучал новый хит – песня «Кто на новенького».
После выхода двух новых фильмов Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России» Андрей Миронов стал Заслуженным артистом РСФСР. Когда снимался последний фильм, итальянские актёры были удивлены и шокированы бесстрашием Миронова. Ведь во всех рискованных трюках он снимался без дублёра.
Эльдар Рязанов, восхищённый талантом артиста, хотел взять его в картину «Ирония судьбы или «С лёгким паром!». Миронов должен был играть Ипполита. Андрей Александрович попросил дать ему роль Жени Лукашина, на что режиссёр согласился. Но когда во время пробных репетиций Миронов произносил фразу о том, что он никогда не пользовался успехом у женщин, и все понимали, что это невозможно. На тот момент у Андрея Миронова уже была такая слава, что слова и действительность диссонировали чересчур сильно.
Особая группа фильмов Андрея Миронова – это отечественные мюзиклы, игра артиста в которых была непревзойдённой. «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки» сразу же стали «золотым фондом» российского кинематографа. Что касается «Обыкновенного чуда», то даже если бы Миронов лишь исполнил в нём песню о бабочке и воробушке, то и в таком случае успех был бы гарантирован.
«Золотой» стала и роль Андрея Александровича в «Двенадцати стульях». В многосерийной экранизации юмористического романа Миронов сыграл главную роль – авантюриста Остапа Бендера.
К 1981 году авторитет и значение благосклонности актера для режиссеров были настолько велики, что перед съемками картины «Будьте моим мужем» Андрей Миронов, сам играющий главного героя, подбирал актрису на главную женскую роль. В итоге партнершей Миронова по съемочной площадке стала Елена Проклова. Пресса тут же заговорила о романе актеров и о том, что Миронов сознательно отдал роль экранной возлюбленной своей любимой женщине. Но эта версия не подтвердилась. Как вспоминают современники, Андрей в какой-то момент действительно пытался ухаживать за Еленой, но был отвергнут. По данным прессы, во время съемок фильма актриса все же завела роман, но с декоратором Александром Адамовичем.
Критики считают, что из всех знаменитых фильмов Миронова гениальное мастерство актёра наиболее ярко проявилось в ленте «Мой друг Иван Лапшин». По фрагменту, когда герой Андрея Миронова пытается застрелиться в ванной, до сих пор учат студентов театральных вузов. Глубина и трагизм образа поражали.
Фильм заканчивался трагично. В то время до кончины Миронова оставалось три года.
Личная жизнь
Личная жизнь Андрея Миронова была очень богата романами, что не удивительно. Женщины боготворили его. Любил женщин и Андрей Александрович. В 1971 году женой Миронова становится Екатерина Градова, которую зрители помнят по роли Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». В этом браке появилась дочь Мария Миронова, но через три года Миронов и Градова расстались.Второй супругой Миронова была артистка театра Советской армии Лариса Голубкина. Её руки Андрей Александрович добивался десять лет, неоднократно и безуспешно делая ей предложения. В 1976 году Андрей и Лариса поженились. Миронов удочерил дочь Ларисы, ныне известную актрису Марию Голубкину.
Детей актер воспитывал, не делая особых различий между родной дочерью и падчерицей. Обе дочери актёра пошли стопами родителей и стали известными артистками.
Громкие романы у Андрея Миронова были не только с женами. До сих пор многие поклонники актера уверены, что его единственной по-настоящему любимой женщиной была Татьяна Егорова, на которой Андрей едва не женился.
Спустя годы после этого Татьяна написала и издала автобиографическую книгу о своем романе «Андрей Миронов и я», чем вызвала шквал критики со стороны родственников актера, которые хоть и не отрицали роман Андрея и Татьяны, но принижали его значение, утверждая, что у Миронова было огромное количество женщин, и отношения с Егоровой для него ничего не значили.
Также романом не были довольны со стороны актерского сообщества, ведь женщина смело рассказала не только о своей личной жизни, но и о театральных интригах, окружавших Андрея Миронова, описала в своей книге, что кумира миллионов зачастую ненавидели многие его коллеги, завидовавшие молодому и талантливому актеру.
Финал
Первые признаки заболевания у Миронова проявились под конец 70-х. В 1978 году, когда артист гастролировал в Ташкенте, у него случилось первое кровоизлияние. Доктора диагностировали менингит. Но всего через два месяца Андрей Александрович преодолел болезнь и даже смог выступить. Тогда благодарные зрители, несмотря на декабрьские морозы, засыпали звезду живыми цветами.80-е годы были наиболее тяжёлыми в жизни актёра. Всё тело, усыпанное страшными фурункулами, невыносимо болело. Движение приносило невероятную боль. Помогла только сложная операция, после которой Миронов смог выйти на сцену. Среди успешных фильмов Андрея Александровича в те годы можно назвать «Будьте моим мужем», «Сказка странствий» и «Человек с бульвара Капуцинов». Успех последнего фильма был невероятный, сравнимый разве что с выходом «Бриллиантовой руки». Актер не переставал играть в театре, болезнь не смогла заставить его отказаться от сцены.
5 августа 1987 года в своей московской квартире был найден мертвым хороший друг Андрея, актер Анатолий Папанов. Папанов умер от остановки сердца при странных обстоятельствах: он никогда не жаловался на здоровье. По слухам, актер жаловался, что его душит кто-то невидимый, и даже ходил к знахарке. Андрей Миронов очень тяжело воспринял смерть друга, как отмечают очевидцы, около гроба Папанова он спрашивал, как же он будет теперь играть в одиночку, и даже просил друга забрать его с собой. Именно поэтому в последующих событиях поклонники актера увидели мистический смысл.
Меньше двух недель прошло со страшной просьбы Андрея Миронова. 14 августа 1987 года Андрей Александрович Миронов сыграл свою последнюю роль. Трагедия случилась в Риге, прямо во время произнесения монолога в постановке «Женитьба Фигаро». Двое суток доктора сражались за жизнь актёра под косвенным руководством Эдуарда Канделя, прославленного нейрохирурга. Но утро 16 августа стало последним: артист ушел после второго обширного кровоизлияния, которое и стало причиной смерти.
Тело актера перевезли из Риги в Москву, на протяжении всего пути жители сел и городов, через которые проходила дорога, выходили попрощаться с любимым актером и забрасывали дорогу перед машиной цветами.
20 августа прошли похороны Андрея Миронова. Около его могилы на Ваганьковском кладбище в тот день почти не было коллег Андрея – руководство не разрешило актерам прервать гастроли.