December 25, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
АНГЕЛ И РУСАЛКА АНГЕЛ И РУСАЛКА УЖУПИС

ГОРОДСКИЕ СКАЗКИ
ЛУНА, ЛУНА

За стеной семьянин одинокий живет,
и не знает никто не его этаже,
что опавшие луны, по дюжине в год,
собирает и прячет в пустом гараже.

С каждой новой луной, запершись в тишине,
достает все находки свои до одной
и, развесив рядами на голой стене,
долго-долго стоит перед каждой луной.

Через круглый и выпуклый лунный глазок
голоса и виденья вплывают извне,
и тогда от погибели на волосок
он себя ощущает, склоняясь к луне.

Он проводит ладонью по влажным глазам,
о прощении просит детей и жену
и прощается с ними навеки – и сам
вновь шагнуть не решается в эту луну.

А по небу беззвучно летит самолет,
так что только видны бортовые огни,
а прохожему кажется – движется свод,
это звезды – его настигают они.

В этот час одинокая плачет жена,
бередят ее душу недобрые сны, –
что подходит к кровати чужая луна,
и нельзя заслониться от света луны.

И нельзя оторвать околдованных глаз,
- а луна все светлей, холодней и светлей...
Светом тысячи лун заливает сейчас
эту спальню, и город, и лица людей.

И сжимает штурвал самолета пилот,
и ночной пешеход переходит на бег.
Лунный свет за собой никого не зовет,
но уходят за ним, и уходят – навек.

Снова луны в тайник убирает сосед
и возвращается той же дорогой домой.
Отпускает жену потухающий свет.
Лишь в газетах напишут, кто ушел за луной…

 

2. АНГЕЛ И РУСАЛКА УЖУПИСА*

Не стоит горько корить судьбу,
искомкав платок в руке…
Здесь ангел утром трубил в трубу,
русалка плыла в реке.

Был ангел светел, голубоглаз,
русалка была юна.
Заречье помнит, что как-то раз
его позвала она.

И как им было не полюбить
друг друга? Но надо знать,
что ангел должен в трубу трубить,
русалка – в Вильняле** звать.

Крылатым юношам так навек
написано на роду –
не могут ангел и человек,
в подводном гулять саду.

Не может девушка, в свой черед,
цвести на чужом лугу,
ведь если выйдет она из вод –
засохнет на берегу.

И ангел стал на трубе играть,
а не трубить, как смерть,
а дева начала умолять
ей воды сменить на твердь.

И небо тронула их мольба
впервые за много лет,
ведь так звучала его труба
и песня любви в ответ.

По дальним далям не разводить
решили двоих тогда.
Им на Заречье любить и жить
отныне и навсегда.

Здесь должен каждый хоть раз, в горсти,
чтоб с ним не стряслось беды,
прийти и ангелу принести
немного речной воды.

А над рекой, где до самых звезд
чистый звенит поток,
влюбленным надо взойти на мост,
на ключ запереть замок.

Не всех утешил такой исход,
но слышал я от людей,
раз в год русалка из вод идет,
и ангел спускается к ней.

 

* Ужупис (литовск.) –Заречье, «Вильнюсский Монмартр». Скульптуры Ангела и Русалки (автор Р. Вильчаускас) – символы этого района.
** Вильняле – название реки.

* * *
«Так жили поэты…»
А. Блок

Они молчали вслух и жаловались, каясь,
знакомые слова писали набекрень,
мечтали невпопад, любили, не касаясь,
и гнали на флажки назойливую тень.

Зачем они в лесу подслушивали духов,
склоняясь до земли, подобно грибникам?
К чему им о любви рассказывать старухам
и о последнем дне – усталым старикам?

А иногда они летали как умели,
закрывшись на засов в избушке ледяной.
Их выдавало все – шипение метели
и лбы, до синевы сожженные луной.

Рискуя каждый раз, свидетели заката,
к высокому суду готовились всерьез,
судимые за все и в чем-то виноваты,
косильщики дождя, погонщики стрекоз.

СТИХИ О ЧЕЛОВЕКЕ, 2017
1. ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА

Человек-невидимка оделся в пальто и на улицу вышел небритый.
Но его все равно не увидел никто, словно он нагишом и умытый.

Человек-невидимка спустился в метро и по чьим-то прошелся ботинкам.
И одиннадцать встречных: – Здорово, Петров! – поздоровались с невидимкой.

А в вагоне, я сам не пойму почему, симпатичная дама в берете
уступила сидячее место ему, совершенно его не заметив.

Он замешкался в банке, уставившись в точку, словно его осадили.
– Молодой человек, я могу вам помочь? – его вежливо поторопили.

И когда, наконец, человек завопил: - Ограбление! Слышите? Гады! –
моментально охранник его подстрелил и стерег до приезда наряда.

2. ВЫБОР

Человек увидел человека,
испугался, повстречав кого-то,
подивился – вроде, не калека,
и облился весь холодным потом.

Как иначе, посудите сами,
разве можно поступить иначе:
встреченный с двумя был головами –
человечьей и еще собачьей?

Человечья изрыгала пламя,
представляя обществу угрозу,
а собачья – улыбалась прямо,
человека нюхая, как розу.

Человек, признаться, растерялся.
Этот встречный, посудите сами,
головой собачьей улыбался,
человечьей изрыгая пламя.

Ни к чему, решил, такое чудо
человек, который одноглавый.
Я, пожалуй, рисковать не буду,
не гонюсь я за геройской славой.

Человек взглянул на человека,
подлинное чувство ловко пряча,
и собаку пнул ногой жестоко.
Разве мог он поступить иначе?

* * *

и познали они Добро и Зло
до поры не ведая в них различий
а ведь им до этого так везло –
райский сад цветущий да щебет птичий

мы, похоже, снова идем туда
или мир понемногу становится раем
забываем оскомину от плода
и Добро от Зла не отличаем


* * *

кто расскажет мне обо мне
чтобы я понял
если не все то хоть что-то
важное
для передвижения
между людьми и предметами

чтобы отскочившее от них эхо
не толкало в спину
не отвешивало оплеух

чтобы понять наконец
чего же хотел тот ребенок
тот юноша с моей фотографии
мужчина
каждый день выходивший из дому
куда-то

* * *

картины в оконных рамах
меняются
там дети во дворе
городские улицы
деревья

картины в музеях тоже живут
перекликаются
спрашивают отвечают

отвечают на те вопросы
на которые изображение за окном
не находит ответа

* * *

пусть у оленя будет ненастоящий двойник
которого свалит выстрел охотника
а олень убежит

пусть у цветка будет муляж
его-то и срежут чтобы поставить в вазу
а цветок уцелеет

пусть будет двойник у ребенка
которого лупит отчим
а ребенок наблюдает со стороны

пусть будет двойник у Земли
чтобы астероид влетел в его атмосферу

пусть у меня
у тебя
будет тело

* * *

грудью
в окно колотится голубь
прежде такого не случалось

священные книги

остались книгами книг

все происходит согласно писаниям

сменились боги
сами

тысячелетние молитвы
по умолчанию
считаются недействительными

окна чисто промыты
голубь бьется в стекло
не понимая
почему на этот раз воздух не уступает

* * *

Сражение завершено
на поле брани
остались
вставные челюсти и слуховые аппараты
пузырьки с корвалолом
в обгоревших документах давние даты рождения

войну как обычно
затевали люди постарше

в результате они и полегли

молодым некогда воевать
им надо успевать целоваться
заниматься другими неотложными делами

пусть убивают друг друга те
кто войну начинает

когда ушли последние мародеры
остались только поломанные протезы рук и ног
сердец и голов
все равно не пригодных для жизни

* * *

Уже написано
о добром и прекрасном

написано не хуже
чем о злом
и жестоком

написано
о скуке
и одиночестве

когда затихает битва
между добром и злом
только скука и одиночество
привлекают внимание

еще разве что
приближение смерти
возможно
полного одиночества
абсолютной скуки

* * *

Земную жизнь пройдя до половины
потом до половины половины
потом еще
еще

я говорю
мгновенье ты прекрасно

помедли

 

Rate this item
(1 Vote)
Last modified on Friday, 02 July 2021 21:05
Асовский Виталий

Родился в Калининграде. Окончил факультет русской филологии ВГУ. В 90-х – организатор и руководитель радио РКЦ «Радио 7» (вещание на русском языке, передачи на украинском и белорусском). Более 20 лет проработал редактором в литературном журнале «Вильнюс». В 2000-2009 – зав. литературной частью Русского драматического театра Литвы. Автор пяти поэтических сборников. Его пьеса «Берег неба» поставлена в театрах Литвы, России, Польши, Абхазии. Переводит стихи литовских и польских поэтов. За стихи о Вильнюсе и книгу «Осенняя бухгалтерия» награжден призом мэра Вильнюса (единственный среди авторов, пишущих не на литовском языке). Член СП Литвы и Союза российских писателей.

Литва
Вильнюс

Публикации

Latest from Асовский Виталий

Add comment

Submit
0
Shares