November 07, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
victoriya king photo

Виктория КИНГ “МАЧЕХИ”

«Мачехи» – третья книга Виктории Кинг.
До этого ею были написаны романы «Виктуар» и «Отшельница», и все вместе они составляют трилогию.

Тройственность для нашего восприятия всегда притягательна – магией числа и привычной для нас завершённостью (Бог любит троицу), – но она предъявляет и права к своему создателю. Трилогия, триптих требует от автора трехкратного повторения, и не столько внешних ориентиров, имён, персонажей и географических мест, сколько истории внутренней жизни героев. Циклу нужны общие стены и единый дух как знак обжитого пространства.

Жизнь этой трилогии начинается с романа «Виктуар», зарождается в воспоминаниях, в прошлом, почти отстранённом за давностью лет и в то же время пронзительно-точном в деталях. Память не обманывает, но она во власти вольных ассоциаций, поэтому временные пласты свободно стыкуются или наплывают один на другой, образуя то более плотную, то более прозрачную ткань повествования. Возникает и тянется нить детства, «маленького» неповторимого мира, а затем стремительно разматывается дальше – в юность, в студенческие годы, в «перестройку», совпавшую со временем становления, в годы эмиграции.

Казахстан, Россия, Америка географически замыкают жизнь героини от первых осознанных впечатлений до зрелого постижения себя в «эпоху перемен», на переломе двух веков и двух тысячелетий. И за всем этим взгляд в себя прежнюю, но по большей части нынешнюю, потому что прошлое возвращается через пласты прожитой жизни со всем её опытом и знаниями. В одну воду нельзя войти дважды – это не только о жизни и событиях, это и о воспоминаниях. Для героини романа «Виктуар» они как подведение итогов, как точка отсчёта перед прыжком в другую реальность, в новую «кожу». Для автора, несмотря на заявление о неавтобиографичности книги, это путь из «кокона» своего мира близкого, понятного, знакомого до мелочей, в открытое пространство чужих страстей и поступков, которое просит своего воплощения, своих героев, своего сюжета.

Они появляются во второй части трилогии – живущие в знакомых нам социальных реалиях, ищущие любви и предназначения, спорящие или смиряющиеся с судьбой. Название второго романа – «Отшельница» – несёт в себе скорее не физическое, а душевное состояние. В сущности, эта книга об отшельнице-любви, которая может нас покинуть и умереть в неведомом пространстве, физически исчезнуть, оставшись лишь в глубине памяти, а может и вернуться, выйдя из пустыни незнания и темноты. Все истории, рассказанные в книге, и закручиваются вокруг линии потерянной любви двух героев, встретившихся в последний раз только уже на краю жизни. Этот рубеж, этот последний краткий миг как брошенный в воду камень: от него расходятся круги судеб остальных героев книги, разбросанных в пространстве и во времени.

В «Отшельнице» текучесть времени завораживает. Оно, в р е м я, вообще в романах Виктории Кинг предстает общим знаменателем всего происходящего. Почему героиня второго романа пишет свой дневник между строк книги о древних мифах? Почему так вольно сопрягаются судьбы людей и истории греческих богов? Не затем ли, чтобы показать нам драматизм происходящего через неизменность человеческой сути, вечных исканий души? Что бы ни происходило в мире, как бы он ни менялся, обретая всё более цивилизованные формы, внутренняя, порой тайная жизнь человека остаётся постоянной, как миф – всё те же радости и страдания, всё тот же путь познания себя. В «Отшельнице» это переплетение сиюминутного и вечного, обрастая плотью и наполняясь кровью, начинает дышать, стоит только всем деталям сюжета и подробностям характеров совместиться как частичкам одного большого пазла.

И вот теперь – «Мачехи», третий роман Виктории Кинг. Несколько историй из жизни женщин, вступивших в жизнь ещё недавно чужих для них детей, тесно завязаны в общий сюжетный узел. Неожиданный ракурс повествования не сужает взгляд автора, а наоборот, освещает новые тайники души – уязвимость кровного родства, любовь – нелюбовь, испытание себя родственными связями. Семья как последняя инстанция проверяет героев на духовную прочность, на понимание истинных ценностей жизни, на способность или неспособность к любви. Они проходят через это, как по краю пропасти, наощупь, глядя с надеждой только вперёд, или прижавшись к спасительной стене, или соскальзывая в темноту необретённой близости.

В «Мачехах» – тот же калейдоскоп человеческих судеб, что и в «Отшельнице». Это только на первый взгляд может показаться, что в нём, как в детской игрушке, картинки складываются случайно. В книге, как и в действительности, всё продумано и предопределено. Нерассыпающуюся мозаичность «Отшельницы» и «Мачех» держит мысль о неслучайности всего происходящего в мире, предопределённости встреч и связей, какими бы они ни казались на первый взгляд незначительными. Даже самый «маленький», ничем не выделяющийся из толпы человек связан со всеми такими крепкими нитями взаимодействия, что любой его поступок отзывается эхом в этом мире. Для Виктории Кинг это почти постулат, оттого так естественно переплетаются в её книгах судьбы героев, разбросанных в разных временных и пространственных пластах, так легко сопрягаются разные истории и так логично закольцовывается сюжет.

…В любую книгу можно войти, как в комнату. Сначала открывается дверь – она красивая и добротная, или неказисто-хлипкая, или совсем неприметная. Взгляд упирается в стены – белые, скучные, или выкрашенные в причудливый цвет, или оклеенные дорогими обоями. Окна – закрытые наглухо или распахнутые настежь. Но главное – воздух внутри них. Он может быть душным и спёртым, или приятно-нейтральным. А может быть текучим и свежим, наполненным запахами и звуками, едва слышными голосами чужой памяти. Три книги Виктории Кинг – три комнаты одного дома, уже обжитого и наполненного собственными запахами и звуками, со своими многочисленными жильцами и историями. Дом этот открыт навстречу восходам и закатам, ветру, солнцу и дождям, а воздух в нём высок и светел…

Ольга Амромина,
кандидат искусствоведения
Rate this item
(5 votes)
Last modified on Thursday, 08 January 2015 00:29
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit

Нас читают

© 1992 - 2024 «Freedom of Speech». All rights reserved. Russian Speaking Community in Atlanta Русская газета в Атланте, Новости, Реклама
0
Shares