При всём этом он не из разряда помпезных, официальных мэтров. Его визитки -эротический «Поцелуй». ностальгически трепетный «Водопой».
Как сложно, оказывается, писать о друге статью в газету. Тем более о нём, Владимире Суровцеве, известном русском скульпторе, о котором журналисты уже не рассказывают - повествуют.
В том далёком прошлом жизнь свела нас, одарённых 18- 20-летних студентов московского вуза в небольшую скульптурную группу. Все, как водится, быстро обросли прозвищами . И только Володя оставался Суровцевым.
Дисциплинированный, надёжный, уравновешенный, с хорошим чувством юмора. Эти качества плюс солдатская гимнастёрка ,,, кого же ещё выбрать старостой? А секретарём комсомольской организации факультета? Выборы, конечно, были насильственными - Володя Суровцев слишком дорожил временем, постоянно лепил, рисовал. Он стал другом с первой минуты нашей встречи.
Он остаётся Другом сейчас, спустя больше, чем тридцать лет. И все-таки о том, чему моя комсомольско-пионерская активность так мешала - о творчестве моего Друга Владимира Суровцева.
Мало кому из художников удаётся так ярко выразить гражданские позиции, сохраняя своё человеческое мироощущение. В творчестве моего Друга пронзительно тонко звучит боль поколения его отца, прошедшего войну от Москвы до Эльбы; боль поколения, окровавленного в Афганистане; боль всех поколений России, задетых войной.
Меня в мастерской Володи поразил однажды только что завершённый в глине памятник «Солдату Отечества. ХХ век». Босой, обнаженный по пояс солдат, «Окончивший счеты» с войной, сидит сутулый и усталый, - не пафосный, не удовлетворенный, с вопросом в глазах «Зачем...».
А теперь расскажу, как смогу, о памятниках, которых уже создано за тридцать и «живут» они в разных странах мира.
Вот последний проект, победивший в конкурсе, проведенном мэрией в Париже, в котором участвовали русские и французские ваятели. Этот памятник русскому солдату будет находиться в центре Парижа в прекрасном месте в трехстах метрах от памятника де Голлю. Проект называется «Родник».
Объяснение сюжету простое: кто такие солдаты 1916 года? Крестьяне, но уже обстрелянные.
И вот композиция: человек и конь, который пьет воду. Но над этой простой идеей опять неуловимо витает дух войны, которому нестерпимы минуты мира.
Еще раньше Министерство Обороны Франции провело закрытый конкурс (это значит - все фамилии авторов под номерами) на памятник для братского захоронения четырех тысяч российских воинов и партизан на кладбище Пер-Лашез (где похоронены Бальзак, Шопен, Эдит Пиаф).
Конкурс выиграл Владимир Суровцев!
После установки и открытия памятника французы благодарили скульптора и признавались, что очень опасались увидеть образчик «тоталитарного искусства», «человека с ружьем» (а увидели женщину с полевыми цветами в руках.)
Другой памятник «Нормандия-Неман» и русские и французские ветераны-летчики считают самым авиационнным памятником в мире. В Германии весной 1995 года после одного из международных симпозиумов по культуре у ратуши города Остер- хольц - Шармек в честь 950-летия со дня основания города установлена гранитная композиция Суровцева «Бык».
Но наиболее известной работой автора является бронзовый барельеф «Валькирии», установленный на берегу реки Эльбы в городе Штрела «Соксония», как символическая композиция, посвященная первой встрече союзных войск в апреле 1945 года на последнем рубеже второй мировой войны в Европе.
Этот памятник открылся чудом. Тогда как раз упал курс рубля. Суровцеву только с помощью генералов Генштаба и руководства комитетов Ветеранов войны удалось собрать деньги на отливку. Но платить за фрахт большегрузной машины и отливку нескольких мемориальных досок для памятника было нечем. И вдруг ему передали спонсорскую помощь. Представляете, помогали ветераны из Германии, США и России. Вот, правда, автор, как часто бывает, не получил никакого гонорара.
Проект памятника «Встреча на Эльбе» находится в коллекциях президента Ельцина в Кремле и президента Буша-старшего на ранчо.
У Буша в доме есть специальная комната для этого проекта, в которую водят высоких гостей.
Парковая скульптурная композиция «Водопой» передана в качестве подарка Правительством РФ Королеве Нидерландов Биатрикс.
Королева, к слову сказать, сама замечательная всадница и скульптор. «Водопой» не случайно стал визитной карточкой Суровцева. Его мастерская - здание бывшей конюшни. В Москве осталось пять-шесть таких зданий.
Дед Суровцева - родом с Хопра, у Володи казачьи корни. Дед всю жизнь был при конях, воевал еще в Армии Брусилова, а после раскулачивания работал ломовым извозчиком в Москве. Сейчас Владимир не только лепит коней, он и сам почти в сорок лет сел в седло.
Владимир Суровцев входит в число наиболее авторитетных московских скульпторов. Москвичи любят гранитную композицию «Анна Ахматова», установленную во дворике возле дома, где она проживала.
Исландцы посещают памятник «Надежда», посвященная морякам, подводникам, летчикам Арктических конвоев.
В.Суровцев - автор самого высокого гранитного монумента - памятника
«Пограничникам Отечества» на Яузских воротах.
Автор бюста Петра (Бельгия), бюста Михаила Кутузова (Турция).
К 70-летию битвы под Москвой в декабре 2011 года, в Москве будет установлен памятник выдающемуся советскому военноначальнику Маршалу Рокосовскому.
К моей великой радости, встретиться со скульптором Владимиром Суровцевым атлантовцы смогут 7-го Мая на празднике открытия музея «Боевой Дружбы» русских и американских солдат.
Владимир приглашен Советом Ветеранов 2-ой мировой войны Атланты в качестве почетного гостя от правительства Российской Федерации. Посетители музея в этот день смогут увидеть также выставку «MY EXSODUS» живописца из Далласа Михаила Чаусовского и познакомиться еще с тремя выставками авторов разных жанров,
посвящённых открытию первому в США (возможно, и в мире ) музея «Боевой дружбы».
Софья Логвинова для Russian House