Это драма, где погрязшие в быту люди пытаются улучшить свой моральный и материальный облик. Добропорядочность и честность подменяются ярым стремлением к выгоде, а воспитание в себе терпения и духовности – злоупотреблением средств, стимулирующих галлюцинации. Каждый из нас, а в том числе я, омский учитель и писатель, стараемся выдать на обозрение в себе лишь лучшие качества личности, не так ли? Правда, бывает, что это стремление играет с нами злую шутку! Хотел, как лучше, а получилось, правильно, как всегда! Сейчас, впрочем, не об этом.
Низменные потребности-просмотры мы прячем от внимательного чужого взгляда. Прячем до поры до времени, конечно, пока не доведём себя же до крайности, как демонстрируют актёры в психологических и остросюжетных триллерах.
Да, отечественные режиссёры наконец-то снимают «годный контент», как снова-таки выражаются школьники, однако они повторяют всё то, что на Западе считается прошлым веком. Отсутствие цензуры, например, российский кинематограф вводит в норму относительно недавно. Режиссёрская элита России смекнула, что сюжетное кино и прочие видео-шоу необходимо ставить на рейтинговые рельсы, иначе аудитория теряется, чаще следя не за отечественным кинопроизводством. На чём делается акцент сейчас? Какие и где отношения нас заинтересуют более всего? Исследуя новую кипу сериалов, как отечественного, так и зарубежного «продакшн» я прихожу к выводу, что новых ваятелей ума и души заботит ячейка общества – семья. Где у нас очаг сокровенного, а потому скрытого от дурного глаза? Где у нас из спокон веков накоплена крепость духа-ума и заложен фундамент физического здоровья? В семье, ребят. Туда-то и тянутся в последнее время любопытные лица деятелей СМИ, теперь не только престарелые соседки обсуждают крики за стенкой, но среднестатистический потребитель считает скандалы в семье и психические отклонения зрелищем захватывающим и оригинальным. И российский создатель многосерийного кино 21 века ценит богаче способность сценария захватить-удивить аудиторию, нежели вдохновить её на порядочный поступок, как это было в советское время, с помощью известных нам картин от Гайдая или Чухрая.
Критиковать подобные рейтинговые сериалы нужно лишь по одной причине – их смотрят школьники с неокрепшей психикой. Сериалы эти интересны – ничего не скажешь, однако перед их просмотром необходимо бы настроиться. Порок или психическое отклонение считается у персонажей этих картин нормой. А что привлекает массового зрителя в картинах от хвалённых режиссёров? Неординарность, часто подменяемая ненормальностью. Говорят, что творческие люди не от мира сего и странные порой до неадекватности. Каждый, конечно, способен броситься в тяжкие и довести себя или другого до крайности, но максимально соблюдать рамки приличия – негласный закон (завет) общества и тут ничего не поделаешь.
Именно молодые люди, просвещённые ученицы девятого класса, советуют мне посмотреть многосерийную картину Ф. Бондарчука «Псих». Как было дело? Мы читаем и переводим текст о западной культуре и популярных художественных фильмах да режиссёрах, а девчонки в один голос спрашивают, какие сериалы я успел посмотреть от лейбла «Start». Они оживлённо поделились тем, что снимать в подобном ключе отечественные режиссёры начали недавно: с матерщиной, обнажёнными телами, с демонстрацией личностей с психическими и сексуальными отклонениями.
– Зрителя-гурмана не прельщает просмотр обывательского кино, – комментирует мне ситуацию наш школьный психолог София Бариевна. – Новомодные сериалы рассчитаны на аудиторию потребителей, у которых свободного времени больше, чем было у наших мам и пап. Чем мы занимаемся чаще всего, приходя с работы? Готовим еду, наводим порядок дома, делаем уроки с детьми, гуляем с собакой. Реже душевно общаемся в семейном кругу? А смотрим кино или висим в интернете. Меньше проводим времени на свежем воздухе. Как расслабляемся после тяжелого трудового дня? Играем на мобильном телефоне или смотрим пустые видюшки-приколы!
Просмотр кино, пожалуй, тоже занимает всё наше свободное время после работы, не так ли? А если обратить внимание, то старшее поколение зависает, пялясь в телек, на каналах «Домашний» или «Русский роман», а наша родня моложе – ищет сюжеты поострее. Не ждёт, например, двух часов ночи, чтобы отловить тот или иной якобы модный сериал. А действует с помощью телевизионной приставки или подписок. Любые удобства – для народа. В итоге: мы не смотрели то, что смотрят наши дети. Не думали тогда о том, о чём они сейчас запросто говорят!
Прогресс – дело привычное. Если не лезешь на рожон, то он сам тебя занимает и поглощает. Так и я стал следить и смотреть модное кино. Старт для меня, это, прежде всего, перемены к лучшему. Впрочем, не только для меня одного. Старт – слово хорошее, когда ты собираешься-группируешься для чего-то серьёзного, а вот киношный «Start» – это вполне ожидаемое содержание фильма. Если в углу картины появляется буква «S» – жди фривольного сюжета, где люди ведут себя необычайно глупо и частенько употребляют бранную лексику. Острота чувств – вот что заводит потребителя. Смерть и неблагополучие на экране выливается в некую сублимацию. Наблюдая неблагополучие семей и отдельных людей на экране, наверняка можно подумать, что у тебя-то дела лучше, ты выглядишь здоровей и тебе не надо платить огромный кредит, рваться на части, чтобы заработать и прокормиться хотя бы на этот подлый день.
Чем опасен сериал «Псих»? Не скандально известными актёрами или даже их поведением-игрой, а режиссёрским восприятием действительности. Не все в столице, равно как в другом городе ведут себя словно проститутки и жигало, не все избалованны до крайности и требуют повышенного количества внимания к своим амбициям. Живут ведь здоровые люди, способные тихо работать и приносить пользу окружающим, как этот поисково-спасательный отряд, в который вскоре от безделья и безвыходности входит главный герой фильма Олег Астафьев.
Человек не может деградировать сам, ему в этом помогают. Состояние психики, конечно, на месте не стоит и колеблется, однако ухудшаться настолько оно вряд ли может без помощи. Поэтому главный герой употребляет химические вещества: курит травку, нюхает порошок и регулярно выпивает так, что попадает в больницу. Деградация главного героя этого произведения происходит на фоне других деградаций. Его престарелая мама Кира находится в постоянном поиске удовлетворения сексуальных потребностей, подруга ищет вторую половинку по-богаче, а друг и постоянный его пациент – гей. Мама дарит сыну секс-куклу, чтобы он коротал время и не думал о потере жены. Фон картины – это отношения людей, которые разваливаются или меняются до неузнаваемости. От серии к серии я инстинктивно ожидаю улучшения чьего-нибудь морального или физического состояния, но оно лишь становится незавидным. Сходят с ума лучшие столичные психологи, бизнесмены приходят к состоянию нетрадиционной ориентации, теряя красавиц жён, поднимается тема суррогатного материнства и психической нестабильности в обществе. Общая несостоятельность пар или отдельных вроде бы толковых персонажей приводит к апатии. Да, после каждой просмотренной мной серии я ощущаю пустоту и жду, когда кончится это сюжетное безобразие. Неужели герои так и не обретут силу духа, а их положение не выровняется? Интерес ожидания именно этого прозрения заставляет продолжить просмотр. Но нет! Ничего не происходит! Приступы меланхолии героев, панические атаки – скоро вызывают исход клинический. Каким бы состоятельным не был психолог или бизнесмен, жизненная ситуация его сломит. Складывается впечатление, что герои сериала «Псих» деградируют целенаправленно, а помогает им в этом режиссёр-сюжет. Ни один заявленный на главную или на второстепенную роль человек не выходит по сюжету победителем. Никто не улучшается, простите. Всем делается только хуже в прямом или переносном смысле.
Лично я не зря посмотрел данную картину – оставил отзыв, предупредив читателя и потенциального зрителя. Я выступил и продолжаю выступать в роли своеобразного рецензента, который просматривает то, что советует школьная молодёжь. А кто, вы думаете, нажимает кнопку «оценить» и пишет искренние комментарии? Пользователи – их пруд пруди в сети. Количество комментариев и оценок на больших и красочных сайтах с кино, музыкой и литературой нередко выходит в миллион за сутки, причём активность посещения таких ресурсов не теряется и поздно ночью. Заходишь на «Торрентс» или на «зеркала» прочих бесплатных файловых ресурсов, похожих на «Кинозал.тв», удивляешься активности пользователей. Люди пропадают на этих сайтах день и ночь, комментируют и скачивают. Не спят и не едят, похоже, как роботы или зомби.
Заходя в учительскую нашей школы, я слышу истории неблагополучных семей. Почему дети себя ведут асоциально? Учителя делятся соображениями по поводу воспитания и условий жизни-содержания тех или иных школьников. Для себя отмечаю, что корень возмутительного поведения несовершеннолетних прорастает в семье. В неполной семье, естественно, когда ребёнку не хватает тепла-ласки, общения, поддержки от обоих родителей, которые при этом не ссорятся, а живут в доброте и согласии. Признания детей на этот счёт в кабинете социального педагога или психолога самые разные, но все они направлены на неполадки-неурядицы в семье. Ребёнку неуютно без отца, а хуже того без матери, под опекунством бабушки, которая хоть и любит чада, но не способна понять и разделить сполна его духовное, да, что говорить и материальные, потребности-возможности. Ребёнок реализовывается, как может и попадает в дурные компании. И почти некому предупредить его, остановить вовремя, осадить. В фильме «Псих» мама (Кира) признаётся у психолога на приёме, что Олег (её сын) был нежелательным ребёнком. От нежелания, мы знаем, от неприятия родного человека – многие беды. И то, что называется «детской травмой» перерастает в нечто более серьёзное – в достаточно зрелом возрасте и продолжает заявлять о себе. Человек многое воспринимает и чувствует на интуитивном уровне. Тут сознательное состояние иногда не поддаётся контролю, а что говорить о бессознательном, пытающимся вырваться на поверхность, испортить впечатление окружающих. В крайности впадать нельзя. Не нужно лезть на рожон!
Я сам замечаю за собой, что утреннее пробуждение, а в целом и сон – зависят во многом от того, чем мы занимались и о чём думали накануне. Смотрел я пусть и качественный ужастик «Не дыши 2», где здорово сочетаются игра главного актёра и света в комнатах, но спал плохо. Не вдумчиво читал прозу Чарльза Буковски, которого называет плохим писателем главный редактор журнала «Наша молодёжь» Пётр Алёшкин, – и тоже не выспался. О чём же я думал – не помню. Наверное, о том, что завтра мне нужно будет примерно в это же время посмотреть или прочитать что-то оригинальней? Или думал, что мне нужно будет лучше собраться-приготовиться на работу, иначе дети бессознательно поймут, что я – халявщик? Мозг – штука сложная, учёные признаются, что знают о нём не очень много. Но, по моему ощущению, травить своё восприятие страшными в разных смыслах картинами нельзя – это мешает жизни здорового человека. Может не стоит доводить до крайности неокрепшие души молодых? Может предложить им поиск здорового пути в жизни, пусть трудного, наполненного испытаниями, встречами с разными людьми, но приводящего к правильному решению проблемы.
Давайте не будем пугать, и искушать молодежь, жизнь сама преподнесет такие сюрпризы, каких ни один и сценарист не придумает, а кинорежиссер не осуществит! Это я знаю по собственному, пусть еще не очень длинному жизненному опыту.
Кто-то может поспорить? Хотите поговорить на эту тему нравственного выбора?