December 26, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2

Я думал: кинокартина «Дедпул» – это предел стёба, а также издевательского отношения к чувствам человека, а нет – посмотрел «Бомж с дробовиком» и «Отряд самоубийц». Много раньше жанр подобных фильмов назывался «трешаком» и выходил не в крупных масштабах, работали над ним мелкие студии, для узкого круга заинтересованных лиц.

Сегодня мы наблюдаем большие кассовые сборы именно у этих фильмов, где чёрную комедию не отличишь от драмы, где восприятие ужаса искажается и нас заставляют смеяться над тем, что ранее считалось вовсе не смешным. Мне, учителю и писателю, школьники часто ставят в пример фильмы этого неопределённого жанра, когда трудно понять, где плакать, а где смеяться.

Добро и зло – это понятия и ощущения определённые, их смысл понимаешь сразу и на подсознательном уровне. Но стёб… можно ведь постебаться и не ответить за содеянное. Как в этом случае объяснить подростку, что стебаться над человеком неуместно, а потому очень плохо? Жанр «стёб» стремится заявить о себе бесповоротно, стать основной и золотой серединой комедийно-драматического своеобразия. Не думал, наверное, Шекспир, что драму или комедию в нашем веке способны понять наоборот.

Стёб («насмешка», «прикол») – применяется в разговорах, подразумевающих некую театральность. Как это ёрничанье применимо, скажем, к ситуации, когда погибают люди, устанавливают известные социологи и психологи, также специалисты в области кинематографии. В некотором роде, как объяснил советский и российский социолог Б. В. Дубин*, определяет стёб как разновидность публичного интеллектуального эпатажа, который состоит в провокационном и агрессивном общении, осмеивании, на грани скандала. Как средство общения, стёб – это разновидность псевдокоммуникации, крайняя степень иронии, а гротеск, сатира, гипербола – это стилистические приёмы при этом, призванные поюродствовать над человеком или объектом насмешки.

В детстве я не понимал, чего мне так не хватало в увлекательных американских сериалах – в «Лексе» («Lexx»), «Скользящих» («Sliders») или в «Зачарованных» («Charmed»), например. Был крутой, закрученный сюжет и мощная интрига, зато не обреталось искренности в отношениях героев и ясности в мыслях. Я не чувствовал, что капитан огромного и живого корабля «Лекс» живой человек со своими человеческими потребностями, потому что всё, что он желал на протяжении нескольких сезонов – овладеть этой случайной пассажиркой и красавицей Зев. Отсутствовали моменты осмысления себя как потерявшегося в измерениях человека в сериале «Скользящие». А «Зачарованные» – в них ведьмы просто уничтожали демонов и влюблялись время от времени. Да, последний сериал пересняли, внедрив туда представителей ЛГБТ, на чём якобы настояла общественность – то же самое случилось с «Ведьмаком» – новым многосерийным фильмом от канала «Нетфликс». В топовом показе, предлагаемом Америкой, ориентированном на массового потребителя, почти всегда отсутствует грань, разделяющая драму от комедии.

Начав пересматривать вышеперечисленные сериалы, я понял, что сейчас я бы не стал их смотреть вовсе. Чего стоят лишь новые кинокартины «Молодой Папа» или «Новый Папа» – с Джудом Лоу и Джоном Малковичем. Оригинальность диалогам католических священников придаёт неимоверное количество стёба. А ведь религия принимается на веру, знаете? Сериалы наполнены псевдоинтеллектуальными рассуждениями о католическом христианстве. Ватикан предстаёт в тёмном свете порока и разврата, а мне как зрителю воображается: город будет низвергнут подобно Содому и Гоморре. Священнослужители пытаются удержаться на своём выгодном месте и при этом скинуть с поста или доложить на ближайшего пастора. Работает технология заговора и обыкновенная клевета. Где уж там Бог или ангелы, пророк или апостолы, главное подумать о пороке и совратиться. Потом бояться, каясь, изливая душу исповеднику, чтобы тот передал слова кающегося другому священнику, но более высокого ранга.

Воспользуюсь положением автора данной работы и задам вопрос читателю: хотели бы вы, дорогие, чтобы над вами шутили с видом серьёзного и ответственного собеседника? Или наоборот: используя неуместное, глупо разговаривали, строя из себя святейшего и честнейшего? Положа руку на сердце, ответьте, пожалуйста, каждый себе. В этом и состоит стёб. Меня и многих других, не привыкших глупо шутить с видом обстоятельной персоны или наоборот, здраво выражаться с гримасой чудика из анимэ, коробит само существование данного жанра. Да, настроение человека меняется: от весёлого или строгого, мужественного до грустного или депрессивного. Однако состояние человека определено, его можно зафиксировать, описать, а что мы имеем, когда несколько эмоций срастаются воедино? Неопределённость и безвыходность?

Многие современные фильмы и литературные произведения можно попросту игнорировать с недавних пор, согласны? Нормальные человеческие отношения, описанные в романах отечественных классиков, теперь подменяются спецэффектами и неадекватными ухмылками из кино по тем же работам? Возьмите западный сериал «Острые козырьки» или не дай Бог «Эйфорию» – зрителя должно интересовать внутреннее состояние героев, а не последствия обмана или призрачного успеха, не так ли? Благо, что по российским каналам «Культура», «Русский роман» или «Домашний» ещё не транслируют «хайповые» или рейтинговые сериалы Европы и США. Ряд наших омских православных священнослужителей в разговоре со мной, не сговариваясь, поведали свою мысль о том, что в своих молитвах обращаются к Господу с просьбой закрепить в душах молодежи традиционные моральные ценности.

«Отряд самоубийц», где крупная роль отведена женщине Джокера Харли Квин, затем «Бомж с дробовиком» – звучит громко, не правда ли? Герои кинокартины «Отряд самоубийц» маргинальны, это второсортные люди со специальными способностями. До возможностей Супермена или «Флеша» они не дотягивают, однако повоевать и пошутить откровенно могут. Специалисты не придумали, как погасить их порой вызывающие (экстра) силы, зато в тюрьму или в психиатрическую лечебницу посадить – это получилось с лихвой. Как правила эти, простите, второсортные герои преступники и дегенераты. Они переступили черту закона, и настоящим героям пришлось их несколько угомонить. Как они, эти «трешовые» люди, за решёткой и в клоунских костюмах, могут реабилитироваться перед государством? Искупить вину? Это можно сделать легко, выполнив секретное правительственное задание, рассчитанное потом, к сожалению или к счастью, на их умерщвление.

«Бомж с дробовиком» – типичный стёб в жанре драмы. Проживая свою однообразную и бродяжническую жизнь, опустившийся человек наблюдает за тем, как ухудшается жизнь и других людей. Одних прилюдно унижают, зарабатывая на их боли, вторым дают возможность убить себя самим, чтобы избежать долговой ямы. В центре фильма американский небольшой городок, где правит беспредел и только бомжеватый мужик способен схватиться за оружие и поднять социально-опущенный народ. Диалоги и сюжет вращается вокруг сцен из жизни маргиналов, которых высмеивают богатые люди. Сравнив режиссёрский подход к демонстрации царящей в городе мерзости, я вдруг вспомнил происходящее в «Отряде самоубийц» и решил, что жизнь человека как насмешка: когда смеются, то кто-то обязательно мучается.

Что значит «стебаться», если речь идёт о кинокартине? В «Отряде самоубийц» важную роль играет Харли Квин – женщина Джокера. Смерть другого человека, а именно члена отряда, она воспринимает как нечто веселящее публику. Рядом с ней умирает в агонии один из героев, а она невероятно счастлива и цинична, широко улыбается и вспоминает ничего не значащие вещи из своего прошлого. Кто бы возле неё не умирал, возлагая на неё надежду на выполнение секретного задания, о смерти и потери героиня не думает, её волнует потёкший макияж и сломанный ноготь. Она комично разговаривает сама с собой, шутит и развлекает публику, оставшуюся в лице ещё живых товарищей или враждебно настроенного противника. И фон обеих частей фильма «Отряд самоубийц» – это сплошное кривляние и самолюбование персонажей, его как будто устраивают ради того, чтобы подчеркнуть общую неважность диалогов картины. Оба фильма (вторая часть в большей степени) построены на противоречии одного плана другому. Герои ведут себя абсурдно в более чем серьёзных ситуациях, беседуют на темы мало связанные с канвой сюжета. Сюжет фильма, игра персонажей – наглядно показывают, насколько бестолково боевик сочетается с комедией или драмой. Вам показывают дюжину мучительных смертей, когда взрывается голова, и тело превращаются в кровавый фарш, а затем тут же радужно вспыхивает сцена умиротворения, когда один герой любит другого и не замечает творящегося вокруг ужаса.

Что я испытал, когда посмотрел вторую часть фильма «Отряд самоубийц»? Горечь потерянного времени. Отданные ему полтора часа я бы лучше провёл, читая литературное произведение необязательно писателя-классика. Бюджетные или наоборот обеспеченные рамки кино-продукта не позволяют ему прорасти в нечто серьёзное, как произошло с такими картинами как «Чужой», «Хищник», «Люди-Х» или «Мстители», зато осадок остаётся незабываемый: вы возвращаетесь к тому, отчего ушли. «Хищники» стали охотиться на «Чужих», у них даже появилось генетически-идентичное существо, а «Люди-Х» – регулярно контактировать с «Мстителями» и спасать мир. Господи, пути твои неисповедимы воистину!

За мудрыми рассуждениями на счёт появления и продолжительной разработки жанрового своеобразия от «стёба» я обращаюсь к старым омским писателям и журналистам. Николай Михайлович Трегубов, редактор литературного журнала «Преодоление» и руководитель известного в Омске литературного объединения утверждает, что нет жанра называемого «стёб», это возможность, по его словам, ответить двояко, вложив несколько смыслов.

– Посмотри или почитай, как отвечает Дмитрий Быков на вопросы коллег-журналистов, – советует Трегубов. – Ты понимаешь, о чём он говорит, однако ощущаешь неуместность многих его суждений. Многие вещи он переворачивает с ног на голову, как клоун! Также умеют отвечать и другие наши политики.

Лев Емельянович Трутнев, редактор моих путевых заметок в США «По ту сторону неба» и повести «Белая и чёрная роза», не акцентирует внимания на определённом жанре или возможности выражения автора, но от себя и других воспитателей культурного наследия общества требует точности слов во взятом направлении творчества. Юрий Петрович Перминов, поэт и член редколлегии нескольких российских журналов, принимает двусмысленность в сказанном, если речь идёт об определённом и продуманном персонаже.

Журналист Андрей Михайлович Коломиец, колумнист омских газет, обеими руками за любой жанр или стиль «эпистулы», как он выражается, если тот автора кормит и доставляет ему радость.

Мне бы не хотелось навязывать собственную точку зрения молодому поколению, однако я школьный учитель и знаю, что мнение формируется у ребят с раннего возраста, поэтому предлагать им глупое под соусом серьёзного тоже не следует. Мы, учителя, обязаны воспитать подрастающее поколение на духовно-нравственном начале, а уж что получится дальше – выбор каждого.

* Переводчик англоязычной, французской, испанской и латиноамериканской, польской литературы. В 2006— 2012 гг. руководитель отдела социально-политических исследований Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр), заместитель главного редактора журнала «Вестник общественного мнения». В 2012— 2014 член редколлегии журнала «Иностранная литература».

Виктор Власов

Additional Info

  • Перепечатка:

    Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и редакция не несет ни какой ответственности за содержание. Если читатель нашел источник оригинала, то мы обязательно расположим пропущенную ссылку.

Rate this item
(3 votes)
Last modified on Saturday, 04 December 2021 00:44
Виктор Власов

Виктор Витальевич Власов
Житель Омска, Дата рождения 15.03.1987
Окончил Московский Институт Иностранных Языков (Омский филиал). Являюсь участником редколлегии современного журнала независимой литературы “Вольный лист”. Член Союза Писателей XXI век Председатель правления Всемирной Корпорации Писателей омского отделения.
Публиковался во многих литературных журналах.

Публикации автора

Add comment

Submit
© 1992 - 2024 «Freedom of Speech». All rights reserved. Russian Speaking Community in Atlanta Русская газета в Атланте, Новости, Реклама
0
Shares