Семья купца Алессандро Страдивари в 1644 году бежала из Ломбардии от эпидемии чумы. Его жене сеньоре Анне было уже под сорок, и она была беременна. Первый сын супругов, рождённый через девять месяцев после свадьбы уже жил самостоятельно. Сеньора Анна была измучена дорогой, гибелью родных, но всё-таки она родила сына, которого назвали Антонио.
Антонио рано остался без матери и его воспитывал суровый отец. Синьор Алессандро научил сына читать, а местный священник обучил его счёту.
Мальчик в свободное время любил бродить на Ярмарке, смотреть на акробатов, комедиантов.
Однажды, оказавшись в первом ряду зрителей, он увидел в руках одного из актёров маленький инструмент, издававший удивительные звуки, которые взволновали его душу. И Антонио, дождавшись конца представления, подошёл к музыканту и спросил, что это за штука, на которой он играл.
Тот удивился его вопросу, но всё-таки ответил, что это скрипка работы великого Андреа Амати.
Мальчик спросил, - а насколько тяжело делать скрипки? Музыкант возмутился, сказав, что делают бочки, а скрипки строят. Нужно особое дерево, точные расчёты и большой талант мастера для того, чтобы заставить инструмент петь.
Музыкант посмотрел на взволнованного мальчика и добавил, что когда-то в Кремоне жил маэстро Джованни Паоло Манджини из Брешни. К нему пришёл Амати, пожелавший посвятить себя скрипичному мастерству, несмотря на то, что его богатые и благородные родители были категорически против. Амати порвал с семьёй, много работал и открыл своё дело.
Он женился, у него родились сыновья, которые стали превосходными мастерами, но всех их погубила чума. Остался только внук – маленький Николо. Мастер не берёт учеников и хранит своё мастерство.
После этого музыкант ушёл, оставив поражённого его рассказом мальчика.
Через три года рано утром в Кремон прибыл длинноногий подросток в старомодной одежде. С ним был небольшой дорожный мешок.
Юноша нашёл дом, который искал. Он представлял собой большое здание с лавкой и вывеской на первом этаже – «Мастерская кремонских скрипок Николо Амати».
Мастер ещё не спал. Несмотря на мучившую его подагру, он был загружён работой, и ему не хватало опытного помощника. Но ждать поддержки ему было неоткуда.
Он работал над контрабасом, когда вошла служанка и сказала, что его хочет видеть маленький господин. В мастерскую вошёл худенький подросток и голосом, дрожащим от волнения, сказал, что его зовут Антонио Страдивари, и он хотел бы стать учеником мастера. Мальчик сказал, что его отец умер и некому платить за его учёбу, но он готов отплатить работой и уважением.
Антонио достал из своего дорожного мешка скрипку и протянул её сеньору Аманти.
На вид скрипка была неказистой – несимметричной в боках, с длинным грифом и кривыми прорезями, покрыта она была плохим лаком. Но струны у неё были, как и положено, из кишок ягнёнка, а завиток в грифе завораживал своим изяществом.
Мастер велел Антонио сыграть на своей скрипке. И к его удивлению скрипка зазвучала проникновенно и нежно. Скрипки самого Амати звучали негромко, и ни одному из известных ему мастеров не удавалось заставить звучать инструмент с такой силой.
Забыв о подагре, мастер подбежал с Антонио и выхватил из его рук скрипку. Он рассмотрел её хорошенько и стал спрашивать мальчика из какого дерева он сделал низ и верх скрипки и каким лаком её покрыл.
Антонио ответил, что лак он придумал сам, а скрипки учился делать по найденной возле брошенной виллы скрипке со сломанным грифом. И при этом сделал не менее полусотни замеров, пытаясь сделать свой инструмент.
С этого дня Страдивари стал учеником Амати и провёл в его доме почти десять лет.
Постепенко из подростка Антонио превратился в красивого юношу.
Все эти годы он отдал работе.
Когда бы мастер ни заходил в мастерскую, он заставал своего ученика за работой. Всё о чём мечтал Антонио, это создавать скрипки не менее прекрасные, чем скрипки учителя.
Сначала Амати доверял ему изготовление отдельных деталей инструмента, но постепенно, особенно после того, как его заказчиком стала могущественная католическая церковь, мастер стал доверять ученику большее.
Однако, свои первые настоящие скрипки, несмотря на то, что они были сделаны «под Амати» Страдивари изготовил только в 1666 году. На скрипках Антонио ставил знак – круг, в нём мальтийский крест и инициалы «AS».
Шли годы, и Аманти стал видеть в ученике не только друга, но и почти сына. Всё чаще он стал говорить, что Антонио пора создать семью. Но Страдивари говорил, что никто не отдаст за сироту девушку из приличной семьи. Однако учитель был настойчив и сосватал ему вдову Франческу Ферабоску.
Франческе был 21 год. Вскоре состоялось венчание, и семейство Страдивари поселилось в доме Маззини рядом с площадью Сан-Доменико. Жилые комнаты были крошечными, а мастерская огромной.
У супругов родилось шесть детей, воспитанием, которых занималась Франческа.
А Страдивари полностью посвятил себя работе.
Дети росли в достатке, но в доме почему-то не было не только ссор, но и веселья. Гостей не принимали, несмотря на то, что Страдивари сильно разбогател.
У обедневшего аристократа он купил в 1680 году палаццо за семь тысяч имперских лир. На первом этаже открылся магазин струнных инструментов, покупателями в нём были богачи. Жилые комнаты были набиты позолоченной мебелью.
Но Страдиварии абсолютно не интересовался, чем живут его жена и дети. Даже о смерти своего учителя он узнал случайно. При погребении Амати зазвонили колокола собора святого Доменика и отвлекли Антонио на несколько минут от сложных расчётов.
Старый Амати умер в 1684 году разорённым.
Своих сыновей Страдивари сажал к станку с семи лет и заставлял работать целыми днями, не интересуясь их желаниями.
Ни один из его сыновей не унаследовал дар отца, оставшись на уровне ремесленников.
В 1889 скончалась Франческа, и Страдивари через год женился на красавице Антонии Марии Замбелли, которая была моложе его на двадцать лет. От этого брака родилось четыре сына и дочь.
Один из сыновей умер в младенчестве, другой в 24 года от чумы. Третий, переболев чумой, удалился в Пармскую обитель. А самый любимый, младший сын Паоло сбежал в Америку, заявив, что ремесло отца ему ненавистно.
Отец проклял сына и больше никогда не вспоминал о нём.
Умер Страдивари в 93 года, завещав детям дом, неисчислимые богатства, но, так и не передав сыновьям своего мастерства.
С 1737 года секрет изготовления скрипок домом Страдивари был утрачен.
Вероятно, для продолжения династии, не хватило такой малости, как любовь и сердечное тепло.
Автор: Наталия Н Антонова