«С момента экстрадиции, либо с момента задержания»
Как сообщает ТАСС со ссылкой на объединенную пресс-службу судов Петербурга, 20 января 2022 года Петроградский суд Санкт-Петербурга заочно арестовал Валерия Шляфмана. «Мера Шляфману избрана на два месяца с момента экстрадиции на территорию РФ, либо с момента задержания на территории РФ», — говорится в сообщении.
О возобновлении расследования убийства, которое произошло 6 октября 1991 года, стало известно в 2018 году. «13 ноября 2018 года ГСУ СК России по Санкт-Петербургу возобновлено расследование уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного п.п. “б”, “д” ст. 102 УК РСФСР, по факту убийства 6 октября 1991 года в дворце спорта “Юбилейный” певца Игоря Талькова, — говорится в сообщении, размещенном на сайте ведомства. — В ходе следствия были собраны достаточные доказательства, на основании которых 6 мая 1992 года и 18 марта 1993 года вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемого Валерия Шляфмана в совершении убийства Игоря Талькова по неосторожности, т. е. по признакам преступления, предусмотренного ст.106 УК РСФСР, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Установлено, что в январе 1992 года Шляфман выехал на постоянное место жительства в Государство Израиль. 19 марта 1993 года производство по уголовному делу приостановлено на основании п.1 ч.1 ст. 195 УПК РСФСР (в случае, когда обвиняемый скрылся от следствия или суда или когда по иным причинам не установлено его местопребывание)», — говорилось в сообщении пресс-службы Главного следственного управления СК по Петербургу.
Потерпевшей по делу была признана Татьяна Талькова, вдова убитого.
14 октября 2021 года преступление было переквалифицировано со статьи 106 УК РСФСР («Убийство, совершенное по неосторожности») на пункт «д» статьи 102 УК РСФСР («Убийство и покушение на убийство, совершенное способом, опасным для жизни»).
Конфликт в «Юбилейном»
34-летний Тальков был убит во Дворце спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге во время сборного концерта звёзд советской эстрады, организованного продюсерской компанией ЛИС’С.
Исполнитель, начинавший с лирических песен, в последние годы своей деятельности сосредоточился на обличении советского режима, создав целую музыкальную программу под названием «Суд». По этой причине выдвигались версии о том, что к гибели Талькова могли быть причастны высокопоставленные представители советской элиты или сотрудники КГБ.
Однако подобные предположения не нашли никакого подтверждения. Тальков стал жертвой конфликта, вспыхнувшего за кулисами. Поводом стала очередность выхода артистов на сцену. Поскольку престижным считалось выступать как можно позже, 28-летний Игорь Малахов, телохранитель певицы Азизы, попытался убедить организаторов концерта и команду Талькова уступить ей свою очередь.
Примерно за пять минут до предполагаемого выхода на сцену Талькова в его гримерке между ним и Малаховым вспыхнула перепалка, после чего охранники артиста вывели телохранителя Азизы в коридор.
«Как больно»
Там Малахов достал револьвер системы Нагана и направил его на оппонентов. К Талькову вбежал его концертный директор Шляфман, закричавший: «Игорь, дай что-нибудь, он достал пушку». Тальков ответил: «На его пушку у нас своя найдётся». После этого певец достал свой газовый пистолет и вышел в коридор.
Музыкант несколько раз выстрелил из газового пистолета в сторону Малахова. Выстрелы эффекта не дали, возможно, из-за того, что патроны были неисправны либо просрочены. Охрана Талькова, воспользовавшись замешательством Малахова, набросилась на него. Малахов успел сделать два выстрела из своего нагана. Одна пуля ушла в пол, вторая попала в ящик из-под аппаратуры.
Затем наган выбили из рук Малахова. Но, тем не менее, третий выстрел из него все-таки произошел, и пуля угодила в певца.
По словам свидетелей, Тальков сказал: «Как больно». Затем он прошёл несколько метров к сцене, упал возле большого зеркала и через считаные минуты умер. К моменту прибытия скорой помощи помочь певцу уже было невозможно. Тем не менее медики, опасавшиеся эксцессов, отвезли уже мертвого Талькова в больницу, где его смерть была подтверждена.
Судмедэксперты сошлись во мнении, что ранение Игоря Талькова не оставляло шансов на выживание.
Вину Малахова не подтвердила экспертиза
По факту убийства Талькова прокуратурой города Санкт-Петербурга было возбуждено уголовное дело № 381959. Первое обвинение в убийстве Талькова было предъявлено Малахову, который скрылся с места происшествия и был 10 октября 1991 года объявлен во всесоюзный розыск. 16 октября Малахов добровольно сдался властям.
Первоначально считалось, что стрелял телохранитель Азизы. Но экспертиза показала, что Малахов произвести роковой выстрел не мог. Все указывало на то, что стреляли с того места, на котором находился Шляфман.
В мае 1994 года Петроградский районный суд Санкт-Петербурга приговорил Малахова к двум с половиной годам лишения свободы условно за незаконное приобретение и ношение огнестрельного оружия.
После этого Малахов исчез почти на 20 лет. Новые сведения о нем появились лишь в начале 2010-х годов. Стало известно, что бывший телохранитель Азизы сменил фамилию, проживал в деревне и был женат на актрисе. В 2016 году стало известно, что фигурант дела об убийстве Талькова умер после тяжелой болезни.
Из Израиля выдачи нет
Концертный директор Шляфман уехал в Израиль на постоянное место жительства в феврале 1992 года.
Несколько обращений российских правоохранительных органов к израильским коллегам с просьбой о содействии в расследовании результатов не дали. В 1997 году генеральный прокурор России Юрий Скуратов сообщил, что, в случае если предоставленные доказательства сочтут достаточно убедительными, Шляфмана будут судить в Израиле. Однако никакого расследования и преследования Шляфмана в Израиле не последовало.
Сам бывший концертный директор, сменивший фамилию, долгое время хранил молчание, но в 2012 году заявил «Комсомольской правде»: «Убийство произошло 6 октября. А я уехал 12 февраля! Я не сбегал. Жену Талькова предупредил, что собираюсь в Израиль. Всем было выгодно, чтобы дело замяли, на мой отъезд посмотрели сквозь пальцы. Через Киев улетел в Тель-Авив. Следователь приехал сюда спустя пять месяцев допросить меня, но ему не разрешили. Прокуратура России столько запросов делала по моему поводу! А прокуратура Израиля им говорила: пришлите материалы дела, если виноват, будем судить, а если нет, оставьте в покое. Дело не прислали. Никто не хочет, чтобы его довели до конца. Лет восемь назад прислали бумагу, что дело закрывают за давностью. Мне надо было поставить подпись, но я отказался. Я заявил, что могу подписать только прекращение за отсутствием состава преступления. Это признало бы мою невиновность».
Шляфман настаивал, что убийцей был Малахов, а улики против него уничтожили, чтобы замять дело. Однако непонятно, кому и зачем понадобилось бы выгораживать Малахова — версия о политическом убийстве подтверждения не нашла, а сам Малахов никаких серьезных связей в криминальном мире не имел.
Глупость и дешевые «понты»
Представитель следствия в рамках нынешнего заседания об избрании меры пресечения заявил, что Шляфман изначально препятствовал расследованию, пытаясь пустить дело по ложному пути, причем не только давая свидетельские показания против Малахова, но и других убеждая поступить аналогичным образом. По мнению компетентных органов, вина Шляфмана подтверждается заключениями экспертиз и следственными экспериментами.
Политическая версия, общий хаос в стране, активные помехи следствию со стороны Шляфмана помешали довести расследование до логического итога еще в 1991-1992 годах. Хотя очевидцы отмечали — концертный директор своим поведением фактически втянул Талькова в конфликт, вместо того, чтобы постараться его уберечь от опасной ситуации.
Любители конспирологии и сейчас продолжают топтаться на этой истории не хуже, чем на пресловутом «перевале Дятлова». Правда, главная проблема сейчас не в них. Шляфман, которому сейчас 57 лет, является гражданином Израиля, и на Родину, чтобы предстать перед судом, мягко говоря, не рвется. В этих обстоятельствах сложно себе представить доведение истории до логического конца, по крайней мере, при обычном порядке судопроизводства.
Что же касается реальных причин убийства Талькова, то подполковник милиции в отставке Андрей Кивинов, автор замысла легендарных «Улиц разбитых фонарей», однажды очень точно охарактеризовал происшедшее в «Юбилейном» как обычную историю той эпохи: «Из-за любой глупости и дешёвых понтов могли начать стрелять. К тому же в обществе царила нервозность: чуть что — хватались за ствол».
Так что, можно сказать о том, что Талькова погубили наступившая криминальная эпоха, вспыльчивый характер и ошибка в выборе человека, который пользовался его доверием.