Дерзкий князь
Царь Имерети Соломон Второй устраивал во дворце пир. Во время застольной беседы один из князей сказал, что иногда извинение хуже вины.
- Я не поверю в это, если ты не докажешь делом, - приказал, оказывается, царь.
- Пожалуйста, только дайте слово, что не разгневаетесь, и я докажу делом, - ответил князь.
- Даю слово, - пообещал Соломон Второй.
Через некоторое время царь со свитой направлялись в церковь на службу. Неожиданно князь подкрался к Соломону и обнял его за талию. Царь молниеносно обернулся и грозно спросил князя:
- Что ты творишь, дерзкий?!
- Извиняюсь, мой царь. Помилуйте, я принял вас за царицу…
И на следующий день смышленому князю от царя был пожалован прекрасный скакун.
Воюющий со свиньями паша
В середине XIX века в абхазском селе Хуап жил довольно образованный, прозорливый и остроумный Платон Иналыпа, который смутил даже кровавого Омер-пашу.
А дело, оказывается, было так. В Крымскую войну турецкий командующий Омер-паша вторгся в Абхазию и устроил погром населения. В один прекрасный день аскеры ворвались в подворье Платона и перебили всех свиней. А Иналыпа с насмешкой им сказал, я, дескать, думал, что султан прислал вас воевать с ратью, а не со свиньями.
Эти слова, оказывается, настолько сильно подействовали на турецкого командующего, что он перестал громить население.
Прилавки Сименсов
В конце XIX века братья Сименсы начали в Грузии предпринимательскую деятельность. Вернер и Карл Сименсы изучили также медные шахты и стали осваивать месторождения. Однако местное население отказывалось работать в шахтах, поскольку было занято земледелием и животноводством и содержало себя, в основном, натурообменом.
Тогда Сименсы, оказывается, поставили в селах торговые прилавки, где продавались украшения и "женские" предметы – но только за деньги, а не в обмен на какой-то товар.
И трюк сработал: женщины вынудили мужей начать работать на медных приисках и там зарабатывать деньги им на украшения.
Тифлисский актер
Оказывается, в свое время был такой актер в Тбилисском армянском театре - некто Шатун, которого призвали на Первую мировую войну и очень скоро назначили комендантом города Еревана.
Был 1917 год. Эшелон, переполненный сбежавшими с передовой фронта офицерами, подошел к Еревану. Увидев дезертиров, солдаты собрались их расстрелять, и началась потасовка. И расстрел, наверное, состоялся бы, не позвони начальник станции в комендатуру.
Вскоре в эпицентр событий прибыл комендант Шатун. Он вышел из автомобиля, приказал охранникам оставаться на месте и один направился к жаждавшим крови и обезумевшим от гнева солдатам. Затем сильными руками разорвал у себя на груди форменный халат и трагическим голосом взревел:
- В первого стреляйте в меня, без содрогания стреляйте, не щадите, дайте своей свирепости свободу!...
И слово в слово произнес монолог "Уриэль Акоста". Исполнял великолепно, а оторопевшая толпа застыла, словно одеревенела.
И пока солдаты с замиранием сердца слушали "явившегося с небес" актера, полный офицерами поезд тронулся и незаметно исчез. Когда прозвучали последние слова монолога, раздались овации и восхищенные возгласы. Но теперь сам Шатун должен был выпутываться. Ловкий бывший актер и в этом случае легко нашел выход – вдруг покачнулся, схватился за грудь и испустил стон: "Ой, сердце!... Воды, воды!".
Несколько человек побежали за водой. А остальные подхватили коменданта и понесли к машине. Тут Шатун якобы немного пришел в себя и слабым голосом произнес: "Ничего, выдержу, доставьте меня к врачу". Кортеж вмиг вывез коменданта города со станции.
Когда страсти улеглись, солдаты вспомнили об офицерах-дезертирах, которых собирались примерно наказать, но было уже поздно. Тогда-то они и поняли, как комендант города обвел их вокруг пальца.
Проклятие пустыни
В 1739 году Надир-шах вторгся в Индию и взял с собой в поход грузинского царевича Ираклия – Маленького Кахи. Персы разгромили Центральную Индию, взяли Дели, присвоили богатства Индии и повернули обратно.
По пути в пустыне наткнулись на каменного идола с надписью:
"Будь проклят во веки веков вместе со своими детьми тот, кто переступит через этот столб".
Иранская рать верующих встревожилась, воины отказались трогаться с места. И ничто не помогло – ни красноречие шаха, ни его угрозы.
Выход нашел Маленький Кахи. Он, оказывается, предложил шаху взвалить идола на слонов и пустить последних вперед, а рать должна была следовать за ними. Таким образом, по его мнению, можно было уберечься от проклятия.
Этот смышленый совет восхитил Надир-шаха. И он приказал вырыть столб из земли и поместить его на спины боевых слонов, после чего рать беспрепятственно продолжила путь.
В6 В7
>