Так зачем понадобился Гайдаю этот нелепый взрыв в комедии, которая изначально называлась «Контрабандисты»? А затем, чтобы «взорвать» цензуру.
Бдительные «искусствоведы в штатском» потребовали внести в фильм 40 поправок. А на съёмках постоянно присутствовал «контролёр»: уж больно сюжетец подозрительный. Что это за аморалка такая на советском экране? Проституток - две. Милиция пассивна. Пьют без меры. Воруют…
Но Гайдай, уже за прежние свои фильмы обвинённый в «поклёпах на Советскую власть», держался стойко и отрезать столь важный кадр ядерного взрыва категорически отказывался: «Вы что, забыли, что международная обстановка обострилась? «Мир дышит войной» и т. д.
Цензоры уже успели испытать шок (при этом в глубине души любуясь) от сцены в отеле «Атлантик» и вполне невинного стриптиза Светланы Светличной. Они строго сказали: «Слишком соблазнительна!» В итоге и эта сцена со Светличной, и другие, вошедшие в те самые 40 поправок, в фильме остались. А почему? А потому, что Гайдай предусмотрительно «прикрепил» в хвост фильма этот самый взрыв, чем окончательно добил приёмную комиссию.
«Взрыв ни за что не уберу!» - держался режиссёр как бы из последних сил. А потом как бы сдался. Комиссия вздохнула спокойно, а про 40 поправок на радостях забыла. Даже про стриптиз. И про то, что Лёлик слегка напоминает Брежнева, особенно крепким поцелуем с Гешей, - тоже.
«В синагогу!»
Конечно, кое-что было всё-таки убрано. Помните, как управдомша тов. Плющ (блистательная Нонна Мордюкова) возмущалась перед перепуганной Надей, женой Семёна Семёновича: «И я не удивлюсь, если завтра узнаете, что ваш муж тайно посещает любовницу!» Если вглядеться, заметно, что произносит при этом Мордюкова совсем другое слово - не «любовница», а - «синагога».Оказывается, в Сочи, где в основном снимался фильм, действительно была в те годы как бы синагога - помещение в обыкновенном здании, где собирались местные иудеи. Поэтому цензоры потребовали: пусть уж лучше будет любовница.
Кстати, Мордюкова в роли тов. Плющ, как и Юрий Никулин - Семёна Семёновича, поначалу понравилась худсовету студии меньше всех. Актрису упрекали в вульгарности, пошлости, слишком жирных красках. Пробовались ещё Ия Савина, Людмила Шагалова, но Гайдай настоял на Мордюковой. Лёликом мог стать Михаил Пуговкин. Красавица же Светличная на роль роковой Анны Сергеевны подошла идеально, но вот в лифчик купальника пришлось кое-что подложить, поскольку безупречно модельная фигура актрисы «грудастостью» не отличалась.
Светличная вспоминает: на съёмке той сцены она так стеснялась, что даже спина была вся мокрая. А вот голос её показался режиссёру недостаточно сексуальным, и роковую красотку озвучила другая актриса. Зато последний крик - «Не виноватая я! Он сам пришёл!» - вот это её. Роскошную же «Ай лю-лю», профессиональную жрицу любви, сыграла непрофессиональная актриса Виктория Островская.
«Это произошло совершенно случайно, - рассказала она на Первом канале. - Я шла по улице вся такая раскрашенная (недавно из Днепропетровска приехала), и ко мне подошла женщина: «Вы случайно не актриса?» «Актриса!» - говорю я, а сама тогда работала диспетчером на автобазе. Сделали фотографии, Гайдай посмотрел их и сказал: «Подходит». Сняли эпизод за три дня».
А Нина Павловна Гребешкова, прекрасная актриса, супруга Гайдая, вообще не хотела играть Надю, считая, что «какая-то она бело-розовая пастила». И «отомстила» мужу фразой «Шуба подождёт!» В их семье копили, оказывается, на шубу, но выпала немыслимо счастливая возможность купить от «Мосфильма» машину. Да уж, разумеется, «шуба подождёт»…
Импровизаций в фильм вошло достаточно. «Ля-ля-ля-ля-ля- ля-ля, вертится кругом земля!» - этот пьяный голос - привет Вицину, которого в кадре нет, это привет Гайдая самому себе, «Кавказской пленнице». А абракадабра, которая звучит в Стамбуле (снимали его в Баку) в разговоре, весьма бурном, двух контрабандистов?
Этот словесный бред сочинил Леонид Каневский, чей густоволосатый торс Гайдай принял, увидев его в таком виде... за его костюм. А после ещё долго дамы-зрительницы, стесняясь, любопытствовали: а правда, эти волосы свои?
Кстати, у Каневского была ещё одна роль в картине. Он стал дублёром Юрия Никулина в сцене, где тот падает и говорит: «Чёрт побери!» Операторы требовали, чтобы нога Горбункова взлетела и точно попала в кадр, чего у Никулина никак не получалось. Он пять раз падал, и всё зря… Каневский предложил свои услуги и с первого дубля свалился так, как надо. Так что в этом эпизоде нижнюю часть Никулина сыграл Каневский. Потому и ботинки на экране разного цвета - один идёт, другой летит вверх от удара.
А страшная рука, которая гоняется в кошмарном сне за Гешей Козодоевым, - это рука Гайдая. Знаменитое «Идиот, тьфу!» в сцене рыбалки и смело обнажившийся «тыл» Анатолия Папанова - тоже импровизация. Чего-то там оператор не так сделал, а вода под Туапсе +8 градусов - вот и итог, ставший классикой.
В Сочи съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали костюмерную и реквизиторскую. В последней хранили «двойника» Никулина: сделанную из папье-маше фигуру Семёна Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты 500 метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович выпадает из «Москвича», подвешенного к вертолёту.
Чтобы фигура не пылилась, её накрыли белой простынёй. Однажды в подвал зашла уборщица, приподняла простыню и обомлела… перед ней лежал Никулин. Уборщица побежала наверх с криками: «Там мёртвый Никулин!» Через час весть о смерти артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась. И правильно сделал, потому что уже на следующий день «печальная» весть дошла до столицы.
В отличие от остальных актёров на главную роль Семёна Горбункова никого даже не пробовали - она писалась исключительно под Никулина. Заодно снялись и жена Никулина Татьяна - в роли гида в Стамбуле, и сын Максим - мальчик с сачком, указавший Геше путь к спасению с острова, кстати, насыпанного вручную для съёмки. А орал Миронов так натурально, что подоспел спасательный катер. Нынешний директор Цирка на Цветном Максим Никулин получил тогда увесистый пинок от Миронова.
Был Андрей тогда ещё вовсе не звездой, скорее - начинающим, и Гайдай его даже не очень-то видел в роли Геши, предпочитая Георгия Вицина… Да и песня «Остров невезения» - коронный номер Миронова - ему не нравилась: «Всё равно петь её не будут». А уж «Зайцы» того же Зацепина с годами превратилась в застольный и караоке-хит.
На роль Лёлика пробовались двое прекрасных актёров - Михаил Пуговкин и Анатолий Папанов. На пробах победил второй, хотя радости по этому поводу он не испытывал. «Папа недолюбливал своего Лёлика, - рассказала Первому каналу дочь актёра Елена Папанова. - Его всегда тянуло к драме, к серьёзным психологическим ролям, а тут Гайдай просил сыграть идиота с двумя извилинами в голове. Но, как показало время, режиссёр не ошибся, многие цитаты этого персонажа ушли в народ».
Например:
- Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты.
- Будет тебе там и ванна, будет и кофе, и какао с чаем.
- Буду бить аккуратно, но сильно.
- За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники.
- Дитям - мороженое, бабе - цветы! Идиот!
Кстати, последней фразы в сценарии не было. В комедии Папанов называет идиотом Миронова (сцена рыбалки), а на самом деле слово было адресовано кому-то из съёмочной группы. Актёры уже долго стояли в холодной воде, а человек из техслужбы продолжал ошибаться… Папанов не выдержал и крикнул ему: «Идиот!» Камера это зафиксировала, и фраза вошла в фильм.
О легендарном фильме можно говорить бесконечно. Что ни кадр - то уморительная шутка (Гайдаю за каждую ставили ящик шампанского). Что ни фраза - восторг! Как сказал Пушкин о «Горе от ума»: «Половина войдёт в пословицы». Так и случилось…
Статья на тему:
«Бриллиантовая рука»: Малоизвестные факты