Решение Верховного суда, в котором у сторонников Трампа большинство, вызвало гнев президента, пообещавшего ввести новый глобальный тариф в размере 10%, пользуясь другими законодательными механизмами.
Верховный суд вынес решение против тарифов Трампа большинством в 6 голосов против 3.
Три либеральных судьи, Кетанджи Браун Джексон, Елена Каган и Соня Сотомайор, к которым присоединились три консервативных судьи, Эми Кони Барретт, Нил Горсач и Джон Робертс, проголосовали за отмену тарифов.
Судьи Бретт Кавано, Сэмюэл Алито и Кларенс Томас выразили несогласие.
В решении Верховного суда США говорится, что Трамп превысил свои полномочия, введя масштабные пошлины на основании закона, предназначенного для случаев чрезвычайного положения в стране.
Высший суд постановил, что Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях «не уполномочивает президента вводить пошлины».
Реакция Трампа
Через несколько часов после оглашения решения Трамп созвал внеплановую пресс-конференцию, на которой заявил, что глубоко разочарован решением Верховного суда, и назвал консервативных судей, проголосовавших против его тарифов, плохими республиканцами.
«Я считаю, что суд поддался влиянию иностранных интересов и политического движения, которое гораздо меньше, чем люди думают, но при этом неприятное, невежественное и громкое! — заявил президент США. — Но теперь суд предоставил мне бесспорное право запрещать ввоз в нашу страну всевозможных вещей, и это право гораздо более мощное, чем многие думали».
Трамп сказал, что «сегодняшнее решение Верховного суда сделало полномочия президента по регулированию торговли и введению тарифов более мощными и четкими, а не наоборот», и заявил, что планирует воспользоваться другими методами, которые позволят ему вводить более высокие тарифы.
«Таким образом, с настоящего момента все тарифы, связанные с национальной безопасностью, тарифы по разделу 232 и существующие тарифы по разделу 301 остаются в силе и действуют в полном объеме. Сегодня я подпишу указ о введении 10-процентного глобального тарифа в соответствии с разделом 122 в дополнение к нашим обычным тарифам, которые уже взимаются», — заявил Трамп.
Отвечая на вопросы журналистов, президент США заявил, что для введения тарифов, отмененных сегодня судом ему не нужно одобрение Конгресса, и что он сделает это через исполнительную власть.
Раздел 122 Закона о торговле 1974 года позволяет президенту вводить пошлины в размере до 15% на срок до 150 дней на импорт из всех стран без необходимости получения одобрения Конгресса.
Трамп также дал понять, что администрация не планирует возмещать расходы компаниям, которые оплатили его тарифы в течение последнего года, поскольку Верховный суд не затронул этот вопрос в своем решении.
«В итоге мы проведем пять лет в суде», — добавил он.
Дело в том, что теперь американский бизнес может требовать в судах низших инстанций возврата уже уплаченных пошлин — а это почти 150 млрд долларов.
В конце пресс-конференции Трамп снова раскритиковал судей Верховного суда, которых он сам же и назначил в свой первый срок, за то, что те проголосовали против его тарифов.
Его спросили, удивило ли его решение судей Эми Кони Барретт и Нила Горсача, которых он назначил в свой первый срок, и сожалеет ли он об их назначении.
«Удивило», — ответил Трамп.
«Я не хочу говорить, сожалею ли я. Я думаю, что их решение было ужасным. Я думаю, что это позор для их семей, если хотите знать правду, для них двоих», — добавил президент США.
Какие тарифы затронуло решение суда, а какие —нет
Решение Верховного суда, вынесенное в пятницу, касается общенациональных тарифов, введенных Трампом в отношении большинства стран мира.
Решение суда основано на использовании Трампом закона 1977 года, Закона о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA), который дает президенту право «регулировать» торговлю в ответ на чрезвычайную ситуацию.
Трамп впервые применил его в феврале 2025 года для обложения налогом товаров из Китая, Мексики и Канады, заявив, что незаконный оборот наркотиков из этих стран представляет собой чрезвычайную ситуацию.
Он снова применил его в апреле, введя пошлины от 10% до 50% на товары почти из каждой страны мира. Он заявил, что торговый дефицит США – когда США импортируют больше, чем экспортируют – представляет собой «чрезвычайную и необычную угрозу».
Решение Верховного суда не затрагивает отраслевые тарифы на сталь, алюминий, пиломатериалы и автомобили, которые были введены в соответствии с разделом 232 Закона о расширении торговли 1962 года, исходя из соображений национальной безопасности.
Обвинения в «узурпации власти»
Трамп ранее говорил, что если проиграет, то «страна будет разрушена».
Ничего страшного, парировали его оппоненты и даже соратники — у Трампа есть другие пути введения пошлин и тарифов, просто они сложнее и требуют долгих согласований. Трамп же хочет иметь личную тарифную дубину, доступную ему в любое время дня и ночи.
Дело дошло до Верховного суда после того, как суды всех других инстанций признали, что Трамп превысил полномочия.
Пошлины — это налог на американских потребителей и бизнес, которые покупают импортные товары и комплектующие. Но судебная тяжба касалась не только и не столько пошлин, сколько границ власти Трампа, который он постоянно проверяет на прочность с момента возвращения в Белый дом на второй срок.
Трампа обвиняют в «узурпации власти». Именно с такими словами обратились к судьям две сотни членов обеих палат Конгресса.
«Конгресс, а не президент наделен Конституцией полномочиями вводить тарифы и регулировать торговлю с иностранными государствами, — говорится в их обращении. — В данном случае президент узурпировал конституционные полномочия Конгресса».
Верховный суд согласился с ними.
Решение суда представляет собой редкий шаг по ограничению власти Трампа
Комментарий Энтони Зуркера, корреспондента Би-би-си по Северной Америке
Дональд Трамп на протяжении нескольких месяцев предупреждал, что решение Верховного суда, ограничивающее его возможности по введению пошлин, станет «катастрофой для экономики и национальной безопасности». Однако, вынося сегодня решение против президента, большинство из шести судей Верховного суда не слишком заботилось о его опасениях.
Судьи заявили, что полномочия по введению пошлин принадлежат Конгрессу, а не президенту. И ничто в законе, на который президент ссылался в своей юридической защите, — Законе о чрезвычайных экономических полномочиях 1977 года — не делегирует Трампу такие широкие полномочия.
Решение суда представляет собой редкий пример сдерживания широкого использования президентом исполнительной власти. Большинство судей за последний год демонстрировали готовность позволить Трампу продвигать свою программу, особенно в вопросах иммиграции и реформирования федерального правительства, даже несмотря на то, что в суды были поданы иски.
Дело о тарифах, рассмотренное в ускоренном порядке, захлопывает дверь перед одним из таких широких способов использования президентских полномочий.
Учитывая ряд других крупных дел, связанных с противоречивым использованием Трампом исполнительной власти, таких как попытки отменить гражданство по рождению и отстранить от должности члена совета управляющих Федеральной резервной системы на основании предполагаемых нарушений, это может быть не единственной неудачей Трампа в ближайшие месяцы.















