Свои действия Роскомнадзор мотивировал решением Генпрокуратуры, согласно которому публикации «по мотивам» расследований Навального и его сторонников распространяют материалы организации, деятельность которой запрещена в России по Закону о противодействии экстремистской деятельности. Причем требования надзорного ведомства касаются публикаций за несколько лет.
Так, «Дождь» должен удалить с сайта шесть материалов, вышедших в свет в течение 2017–2020 годов. Среди них расследование о предполагаемых незаконных доходах и недвижимости экс-премьера-министра страны Дмитрия Медведева, пересказ фильма «Он вам не Димон» и другие материалы о коррупции среди высших российских чиновников.
В свою очередь «Эхо Москвы» получило 34 аналогичных уведомления, «Медуза» – 17, Znak.com – 13, «Свободные новости» – 9.
Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» независимые медиаэксперты называют действия Роскомнадзора неприкрытой цензурой.
«Речь может пойти о запрете таких серьезных структур, как Ютуб, Твиттер и так далее»
Действуя таким образом, власти стремятся оградить себя от всякого проникновения в зону их жизненных интересов, хотят выстроить глухой забор между собой и обществом, считает социолог и публицист, в прошлом генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. По его оценке, этому серьезно мешали расследования Алексея Навального. «Они по-прежнему будоражат общество, отвечая на вопрос, кто есть кто в российской власти, – добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – К тому же у власти скудеют ресурсы. Еще несколько назад ущерб от громких расследовательских публикаций можно было как-то компенсировать «крымнашенским» угаром, да и жизнь, в целом, была относительно терпимой в экономическом плане. Сейчас ситуация переменилась на корню. Уровень жизни падает, а никаких успехов нет и не предвидится. То, что происходит сегодня с перепиской-перебранкой с Западом – явное и очередное поражение Кремля».
Понятно, что в этих условиях власти пытаются запретить всё, что «подрывает устои режима», констатировал журналист. Поэтому, по его словам, в верхах востребована идея некоей лакированной действительности. «Расследования же взрывают ситуацию, вызывают законное негодование у граждан, –утверждает он. – Официальные информационные войска несмотря на свои огромные бюджеты вчистую проигрывают сражение за аудиторию. Поэтому в ход и пошла дубинка закона. Это откровенная цензура. Она была в стране, в общем, всегда, но сейчас становится тотальной. Полагаю, что последние остатки свободы в интернете тоже будут довольно жестко уничтожаться. Речь может пойти о запрете таких серьезных структур, как Ютуб, Твиттер и так далее. По крайней мере, разговоры об этом уже идут».
Вместе с тем Игорь Яковенко думает, что окончательно заткнуть рот независимым журналистам не удастся. «Только за прошлый год из страны уехали полторы тысячи журналистов и правозащитников уехали из страны. На сегодня и оппозиция, и независимая журналистика во многом перемещаются за пределы Российской Федерации. Оттуда и будут звучать новые «Колоколы» («Колокол» - выходившее за границей во времена царской России издание Александра Герцена – В.В», – резюмировал он.
«В Кремле на этом не успокоятся и пойдут дальше»
В свою очередь заведующий кафедрой журналистики Института Массмедиа РГГУ профессор Николай Сванидзе в комментарии Русской службе «Голоса Америки» заметил, что Алексей Навальный с точки зрения властей – «террорист». А дальше, на его взгляд, все было предсказуемо, поскольку можно отталкиваться от буквы закона. «Чего ещё следовало ждать от властей в этой ситуации? – продолжил он. – Всё просто дошло до логического в их понимании завершения. Странно было бы, если бы этого не случилось. Одна рука принимает закона, другая потом исполняет роль «карающего мяча». Координация тут давно отлажена».
Напомним, Росфинмониторинг недавно внёс Алексея Навального и группу его соратников в реестр организаций и физических лиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.
Цензура в России становится тотальной, считает Николай Сванидзе. Причем, как ему представляется, в Кремле на этом не успокоятся и пойдут дальше. «В частности, в сферу интернета, – уточнил он. – Несомненно, они пойдут настолько далеко, насколько им покажется целесообразным. Гражданское общество сегодня ничего не может противопоставить их действиям, к сожалению».
Профессор также думает, что шаги Роскомнадзора продиктованы желанием свести к нулю эффект от работы серьезной расследовательской журналистики. «Такого рода публикации, безусловно, докучают сильным мира сего. Поэтому судьба этого жанра (в России) мне видится сложной. Слишком много становится препятствий и очень жестких условий», – заключил журналист.
Виктор Владимиров
golosameriki.com