В субботу вечером гала-премьерами фильмов Романа Полански «Венера в мехах» и Джима Джармуша «Выживут только любовники» закончился показ конкурсных фильмов 66-го Каннского фестиваля. В воскресенье вечером жюри под председательством Стивена Спилберга назовет победителей. В отличие от прошлых лет, когда, ближе к концу программы, имена лауреатов можно было предсказать с большей, или меньшей долей уверенности, сейчас призовой расклад допускает несколько вариантов. Первый – радикальный, второй – умеренный.
В случае радикального развития событий, «Золотая пальмовая ветвь» достается фильму Абделатифа Кешиша «Жизнь Адели», вызвавшему наибольший резонанс, и почти единодушное воодушевление критиков.
Канн любит рифмы, и вслед за нисторией о гомосексуальной любви («За канделябром» Стивена Содерберга) последовала история о любви лесбийской. Героиня Кешиша Адель, которой в начале фильма 15 лет, живет в городе Лилль, изучает литературу, хочет стать учительницей начальных классов и пытается разобраться с собственной сексуальностью. Появление в ее жизни синеволосой студентки Академии изящных искусств кладет конец поискам и экспериментам: Адель влюбляется – по-настоящему, глубоко и трагически.
Трехчасовой фильм Кешиша очень подробен – в том числе и в откровенных любовных сценах. Но вряд ли именно этим он войдет в историю – скорее, как рассказ о силе чувства простодушного человека и предательстве изощренного ума. Синеволосая подруга, в конечном итоге, жертвует отношениями с Аделью ради более выгодной «партии»: племянницы главного галериста города. Подобно тому, как это происходит в романах Пруста, течение времени в фильме Кешиша имитирует течение самой жизни, и так же, как в жизни, ключевые события никак не акцентируются. Зрителю не даются наводки и подсказки, и ничто не мешает его позиции наблюдателя.
Легко предположить, что члену жюри, замечательному румынскому режиссеру Кристиану Мунджу, фильм Кешиша должен понравиться. Но как отнесется к этому радикальному европейскому кино остальные Стивен Спилберг, большой вопрос.
Если «Золотая пальмовая ветвь» Кешишу все-таки не достанется, то, с большой долей вероятности, «Золото» за лучшую женскую роль будет присуждено сыгравшей Адель молодой актрисе, тезке своей героини, Адель Экзаркопулос. Или, исполнительницам обеих ролей: играющая синеволосую художницу, знаменитая уже и за пределами Франции, Леа Сейду («Полночь в Париже»), ничем не уступает своей партнерше.
Награда актрисам (или актрисе) из «Жизни Адели» будет означать, что события развиваются не по радикальному варианту. И тогда «Золотая пальмовая ветвь», с большой долей вероятности, уйдет к «Небраске» Александра Пэйна. В отличие от фильма Кешишиа, или, скажем, «За канделябром», эта картина, ничьей морали не оскорбит. Напротив, фильм Пэйна – своего рода гимн традиционным семейным ценностям, сыновьему долгу, в том числе. Сюжет простейший: старому, почти выжившему из ума человеку (Брюс Дерн) кажется, что он выиграл в лотерею миллион долларов. За выигрышем надо отправиться за несколько сот миль, в город Линкольн. И старик, к ужасу жены и двух взрослых сыновей, стартует в этом направлении пешим ходом. Полиция возвращает его домой, но ясно, что он не успокоиться. А потому младший сын (Вилл Фортие), сказавшись на работе больным, решает отвезти отца в Линкольн, а по пути заехать в Небраску, откуда идут корни семьи, где встретились и поженились отец и мать, и где до сих пор живут (или лежат на местном кладбище) их бывшие друзья и возлюбленные.
Проведя вместе с отцом несколько дней, сын понимает одно: «работает» лишь самое близкое родство, все остальные связи – формальны. А вот связь между родителями и детьми – это то, на чем держится жизнь. И, если Набоков писал, «балуйте детей, ведь вы не знаете, что ждет их в будущем», то посыл Пайина зеркален: балуйте своих престарелых родителей, потакая даже тому, что может казаться блажью. Ведь вы знаете, что их ждет…
Учитывая режиссерское мастерство и безупречный черно-белый видеоряд, «Небраска» - как раз то кино, которое может примирить всех членов жюри, будь они выходцами из авторского, или зрительского кинематографа.
Что касается «Золота» за лучшую мужскую роль, нет особых сомнений в том, что оно достанется Майклу Дугласу, или дуэту Дуглас – Дэймон из гомосексуальной драмы Стивена Содерберга.
Вряд ли останутся без наград братья Коэн: логично предположить, что их ретро «Внутри Льюина Дэвиса», получит приз за режиссуру.
Как впишется в призовой расклад «Прикосновения греха» Цзя Джанке (истории четырех жителей современного Китая как отражение далеко не идеальной ситуации в этой стране) – не ясно, но впишется почти наверняка. Как, впрочем, и «Прошлое» - первая франкоязычная картина иранского режиссера, любимца фестивалей, Асгара Фархади.
А вот показанные в последний конкурсный день картины двух классиков мирового кино: «Выживут только любовники» Джима Джармуша и «Венера в мехах» Романа Полански – скорее всего, не войдут в число лауреатов, но это не делает их менее интересными.
Джармуш рассказывает историю двух «бессмертных», влюбленных друг в друга вампиров (Том Хиддельстон и Тильда Суинтон), слишком изысканных для современного мира, который, по убеждению героя, погубят уже расселившиеся по Земле зомби. Как всегда у Джармуша, в фильме не только серьезный философский подтекст, но и масса остроумнейших шуток. Пожалуй, даже слишком много для тяжеловесного каннского золота.
Роман Полански, вслед за показанной два года назад в Венеции «Резней», вновь ставит фильм по театральной пьесе – это «Венера в мехах» Дэвида Ивса , которая, в свою очередь, была написана по мотивам знаменитой одноименной повести Захера-Мазоха. Если в «Резне» были задействованы четыре актера, то теперь - только двое, а вот персонажей четверо. Дело в том, что Матье Амальрик играет и режиссера, который ставит «Венеру в мехах», и самого героя пьесы, а Эммануэль Санье – и актрису, и ее персонажа. Причем, по ходу фильма, мужчина и женщина иногда меняются ролями.
Полански, которого в Канне встречали восторженно, признает, что снял фильм о доминировании: женщин над мужчинами и мужчин над женщинами, режиссера над актерами, а иногда, как в фильме, актрисы – над режиссером. Матье Амальрик как две капли воды похож на молодого Романа Полански: кстати, он рассказал на пресс-конференции, что в нем тоже есть польско-еврейские корни.
На вопрос, какую главную задачу он ставил перед собой в этом фильме, Полански ответил: «Не наскучить зрителю, все-таки трудно смотреть полтора часа на двух актеров в одном интерьере». Зрителю он не наскучил. Но, учитывая, что два года назад венецианское жюри даже искрометную «Резню» оставило без наград, шансов на призы у «Венеры в мехах» не так уж много.