Актер шутит: мол, родился дважды, и оба раза удачно. Помимо удачного рождения у Владимира Этуша счастливая судьба: выжил на войне, хотя и был тяжело ранен, обрел широкую зрительскую любовь, хотя снимался нечасто, по-прежнему играет на вахтанговской сцене, хотя… две роли в репертуаре ему явно недостаточно.
Владимир Абрамович, вам грех жаловаться: «Дядюшкин сон» по-прежнему аншлаговый спектакль, да еще и в этом сезоне вы сыграли в премьерной «Пристани»…
– И между тем я голодный артист…То есть могли бы играть больше?
– Да…Но не играете…
– Нет…Знаю, что вы всегда трудно репетировали: вводились на роль, потом вас снимали, вы снова репетировали.
– Всякое бывало…
Особенно на первых порах, наверное, приходилось трудно?
– Потому что я всегда терпеть не мог приблизительности на сцене. И бывало так, что вопросов к своему персонажу я задавал больше, чем драматург при работе над пьесой. Например, в молодости я получил роль в спектакле «Два веронца». Юрий Любимов и Николай Тимофеев играли молодых героев. Юлия Борисова и Алла Парфаньяк – молодых героинь, а Максим Греков и я – слуг Спида и Лаунса. Стихотворные сцены репетировались без проблем, а вот интермедии слуг, написанные прозой, никак не давались. Режиссер ставил комедию как раз за счет этих слуг, но как бы мы с Грековым ни старались, наши сцены выглядели скучными.То есть Шекспир – не ваш автор?
– Ну сами посудите, можно ли в наши времена рассмешить публику фразой: «Даже шестерка лошадей, запряженных цугом, не вытянет из меня тайны, кого я люблю»? Что тут смешного? Или такие фразы, постоянно повторяющиеся в пьесе: «баранина в кружевах», «кружева в баранине». И что? Над чем смеяться? Мы замучили режиссера и коллег, устали сами. Но до зерна роли не могли докопаться…Хотите сказать, что роль не удалась?
– Не совсем так. Она не давала нам покоя до тех пор, пока мы не обратились за консультацией к выдающемуся шекспироведу Михаилу Морозову. И все стало на свои места. Оказалось, что вечным у Шекспира являются только стихи, а проза по законам театра той поры рождалась на спектаклях импровизационно. Например, фраза моего персонажа про шестерку лошадей, запряженную цугом, могла появиться из-за того, что на том спектакле присутствовал некий богатей, приехавший на такой повозке. Вероятно, зрители это обсуждали, и потому со сцены фраза звучала смешно.А как быть с бараниной?
– Оказалось, что во времена Шекспира так называли проституток. Вот поди и разберись…Хочу вернуться к вашему юбилею. Двойная дата рождения сопровождает вас всю жизнь…
– И не дает покоя моим приятелям. Хотя все очень просто: мама нарочно изменила в документе год моего рождения на тот случай, чтобы я был более окрепшим, если придется идти в армию… К началу войны я был студентом Щукинского училища. Мне полагалась бронь. Но в октябре 1941 года я насчитал в зале сорок человек (в спектакле участвовало примерно столько же артистов) и понял – мое место сейчас не здесь.
О ваших военных подвигах мы писали не раз. Вы много воевали, были ранены, героически сражались. Но простите за столь неожиданный вопрос: а было ли на фронте место юмору?
– Не помню, шутил ли я сам. Но был восприимчив к смешному. Например, у нас на курсах военных переводчиков учился Бродский (в будущем знаменитый искусствовед, профессор ГИТИСа), и был с ним напарник Гефтер из города Горького. Так вот этот Гефтер был глуп, но обладал чувством юмора, которое его и погубило. Дело в том, что по заданию начальства Бродский взялся рисовать огромный портрет Сталина. Для этого, чтобы «правильно разводить белила», он каждый день просил у начальства литр молока. А поскольку для портрета товарища Сталина не жалели ничего, то начальство не противилось. Это молоко ребята, само собой, выпивали… Все шло хорошо, но когда сломался деревянный подрамник и Бродский заявил, что для его склейки необходим килограмм творога, тут уже Гефтер не выдержал – упал на землю и чуть не умер со смеху. Начальство насторожилось, провело расследование и… посадило ребят на гауптвахту. Там мы с ними и встретились.Так-так, любопытно, а вы-то что на гауптвахте делали?
– Тоже по неосторожности попал. Когда война, то общие законы не действуют. И разбираться начальству некогда. Наша учебная рота жила в селе, а на учебу мы ходили в бывший санаторий. Четыре километра туда, четыре – обратно. Раз в неделю у роты был выходной, и она оставалась в селе. А дневальные должны были приносить обед из бывшего санатория. Делалось это так. Один человек в правой руке тащил мешок с хлебом, а левой держал тяжеленный бачок с кашей. Напарник правой рукой держал бачок, а в левой нес ведро с супом. Получалось, что на компот рук уже не хватало. Поэтому была договоренность с ротой, что дневальные будут съедать компот на месте, ведро на двоих. И вот однажды за этим процессом нас и застал политрук. Оправдываться не имело смысла. Что мы ему докажем? Покорно отправились на гауптвахту…Но вообще компромисс на войне возможен?
– Какой компромисс, что вы! Ведь даже начальство друг с другом не могло договориться. Командиром нашего 581-го стрелкового полка был Андрей Николаевич Семенов – болгарский эмигрант, революционер, приговоренный у себя на родине к смертной казни за политическую деятельность и по совету Димитрова бежавший в СССР. Эту часть биографии Семенова знали все, но рассказывали вполголоса, отчего его личность казалась еще более романтичной. В нем угадывался не только военный профессионал, строевик, но еще и интеллигентный человек. С нами он держался как товарищ и, едва выдавалось свободное время, уделял нам внимание. Редкой сердечности был человек. Он никогда не назидал, а терпеливо объяснял. Так вот, компромиссов с начальством он не понимал и всегда открыто излагал свою точку зрения. Поэтому и отношения с командиром дивизии у него никак не складывались. Впрочем, командир отличался крутым характером… Во время наступления один из наших связистов зашел в дом в деревне, которую только что освободили. Снял со стены гитару и, соскучившись по музыке, взял несколько аккордов. В этот момент в доме появился командир дивизии и не раздумывая расстрелял беднягу на месте. Меня осудят за эти воспоминания, ведь о русских военнокомандующих не принято говорить негативно. И все же комдив отличался крутым поведением. Наш интеллигент Семенов пытался ему возразить, но тот какие-то грубости орал в ответ. И куда деваться? Есть устав. Нарушать его Семенов не мог, но и хамство терпеть не было сил. «Разрешите мне обратиться к командующему?» – говорил он. И слышал в ответ резкое: «Не разрешаю!»Говорят, что на фронте бойцы «согревались» юмором…
– А как же. Голодные, нищие, полуживые... Но вдруг кто-нибудь расскажет анекдот, раздается сдавленный не то кашель, не то смех, и… все равно вокруг становится легче. А сейчас я уверен, что именно юмор продлевает жизнь.