Мы познакомились в Лас Вегас в 2012 году на свадьбе моего друга известного джазмена, талантливого гитариста Al Krasel. Росика Маликова оказалась его невестой. Восточная красота, стройность стана, горящие счастьем глаза – просто пушкинская Шамаханская царица. Несколько дней торжества в отелях Wynn и Venetian с интересными беседами открыли мне разные качества и стороны прекрасной леди. Оказывается Росика работала диктором центрального телевидения Узбекистана в Ташкенте перед громким закатом СССР. Широкий кругозор, музыкальность, спортивность, а также аналитическое мышление - редкое сочетание достоинств в одной женщине.
Мы дружим много лет, и сегодня я решил поговорить с Росикой о том, как складывалась её судьба в восьмидесятые годы, что, скорее всего, будет интересно тысячам тех, кто её вспомнит, кто её знал по экрану телевидения Советского Узбекистана.
Рассказывает Росика:
« - После окончания Ташкентской Государственной Консерватории им Мухтара Ашрафи в 1980 г мне предложили остаться работать в консерватории, так как я получила диплом с отличием. Начала работать с сентября того же года со студентами кафедры народных инструментов, позднее с ними же получала награды на региональных конкурсах. Именно тогда у меня возникла идея создать свою музыкальную передачу по типу “Музыкальный киоск”, которую вела Элеонора Беляева по Центральному Телевидению. В Советском Узбекистане больше приветствовалась народная музыка, которая особенно подбадривала дехкан и хлопкоробов. Узбекистан был хлопковой (стратегический продукт) республикой, и по распоряжению Москвы должен был выполнять план по сбору хлопка сырца и тонковолокнистого хлопка. Многие помнят о громком коррупционном хлопковом деле, вследствие приписок. Полетели многие с постов, а секретарь ЦК КомПартии Шаров Рашидович Рашидов скончался от сердечного приступа.
До этих печальных событий каждый год большой праздник Курултай собирал множество гостей в Ташкенте, сюда съезжались руководители областей, районов и городов Узбекистана, герои труда-дехканке, хлопкоробы. На празднования прилетали члены ЦК компартии СССР и конечно сам генсек. В самом большом концертном зале им. Дружбы народов проходил большой правительственный концерт, который 4 года подряд мне посчастливилось вести с народным артистом Узбекистана, актёром узбекского драмтеатра им Хамзы Тулкуном Тажиевым. За те же 4 года сменялись генсеки ЦК: Брежнев, Андропов, Черненко.
Продолжая мой рассказ о том, как я попала на телевидение, напомню, что у меня зародилась идея создания музыкальной передачи, где бы я могла знакомить моих телезрителей с классической музыкой и с новинками, при этом играть самой и со своими студентами.
Прихожу в телецентр 23 декабря 1980 года и обращаюсь в музыкальную редакцию, где мне предложили работать на полставки музыкальным редактором. Заполнила все бумаги, касающиеся моей будущей работы, и осталось подписать заявление у главы Телецентра Убай Бурхановича Бурханова. В приемной никого не было, кроме секретаря, мне предложили войти в его кабинет.
Изучив поданное заявление, Убай Бурханович долго и пристально смотрел на меня, а потом сказал :
- Я это заявление подписывать не буду, у нас хватает редакторов, а вот диктором я тебя беру. Проводимые конкурсы на должность диктора, говорящих на 2-х языках результатов не дали, - продолжал он: - а ты говоришь на русском и узбекском языках и подходишь внешне, так что твой первый выход в эфир 30 декабря.
Сразу отказалась, так как мой узбекский был несовершенным, на мой взгляд. Убай Бурханович успокоил пошутив, что меня никто не будет слушать, а будут только смотреть.
В тот же день главный редактор составил расписание, и мой первый выход действительно оказался 30 декабря в 6:00 вечера на открытии вечерних программ. Оставалась неделя. Главный режиссёр и главный редактор сразу взялись поднатаскивать меня. Мы работали каждый день. Первый выход в эфир на телевидении 30 декабря 1980 года состоялся. Без преувеличений скажу, это была Новогодняя бомба для телезрителей Узбекистана. 31 декабря я проснулась известной. А ещё через несколько дней работы в эфире по республике расползлись разные слухи типа: «вы видели новую диктор Розию Маликова - она говорят цыганка, кто то грузинка, армянка а так хорошо говорит по узбекски. Слухи набирали обороты. Дошло до того, что народ считал меня любимой женщиной секретаря ЦК КомПартии Узбекистана, либо большим протеже мафии республики (фамилий называть не хочу). Все эти 5 лет работы на телевидении я совмещала с работой в Консерватории. Очень много играла со своими студентами, давали шефские концерты в школах, вузах, во дворцах авиастроителей, шахтеров, военных и.т. д. Свою идею создания музыкальной передачи я воплотила только на 6 ой год работы. Назвала ее «Музыкальная шкатулка». Очень хотелось, чтобы телезрители знакомились и слушали не только национальную музыку, но и классическую. В то время ее было мало в эфире. Вела передачу сама, рассказывая о разных жанрах классической фортепианной, струнной, оперной музыки. Знакомила зрителей с новыми произведениями молодых композиторов Узбекистана. Передача была цикличной - 1 раз в месяц. К сожалению жизнь моей муз. шкатулки продлилась не долго. После 6 выпусков я ушла в декретный отпуск (родила сына) и больше не возвращалась. Работала диктором 6 лет, в том числе в плотном графике в консерватории. Эти годы были очень продуктивными, насыщенными, яркими и, конечно, впечатляющими.
В полете тех лет мне удалось дважды побывать в Останкино (Москва), куда была отправлена руководством ЦТ Узбекистана на практику. Здесь набиралась опыта у старших коллег - дикторов Москвы. Когда проходили дни литературы и искусства Узбекистана в разных республиках (Грузия, Азербайджан, Таджикистан) вела концерты заслуженных солистов Муножат Йолчиева, Шерали Джораев, танцевальных коллективов Шодлик, Лязги, Бахор. Кстати, с последним коллективом часто работала в эфире, что и послужило причиной издательства календаря года. Впервые он был издан в 1982 и печатался 3 года подряд.
Как то я попала на Афганскую границу. После всех военных перипетий Афганистан всегда оставался и остаётся неспокойной страной. Между узбекским южным городом Термезом строили мост Дружбы (правительственный объект). В 1983 он был закончен, и на торжественное празднования открытия моста полетела правительственная делегация Узбекистана, ну и, конечно, устраивался правительственный концерт, на который попала , как по тревоге. Прислали за мной машину домой, дали 20 мин на сборы, и отвезли в здание Ц К КомПартии Узбекистана в кабинет зав. отделом культуры ЦК Морозову. Там мне выдали пропуск в Термез (в то время это был военный город) а также визу в Афган, получила соответствующие инструкции и на вертолете в Афганистан, где и провела правительственный концерт.
Девочка я высокая, потому меня почти всегда приглашали вести правительственные концерты - на сцене рост приветствуется. Плюс образование музыкальное. Это вызывало недовольство некоторых дикторов. Особенно у руководителя дикторской группы Галины Мельниковой, которая окружала меня кознями. Ну, это в прошлом.
Чтобы выступающие на правительственных концертах выглядели соответствующе, нас приглашали в элитные ателье, там обшивали, а сама первый секретарь ЦК КомПартии Абдуллаева выбирала фасоны платьев для сцены и тщательно это контролировала. Когда платья были готовы, она лично приезжала в ателье, и мы демонстрировали наряды перед ней.
Самым запоминающимся событием за время работы на телецентре была одна моя поездка в Москву, к премьере балета «Индийская поэма». Я уже говорила о Шарофе Рашидове - нашем (президенте) он по образованию был филологом и писал стихи, рассказы, поэмы. Одна из поэм «Индийская легенда». Она была написана в 1981 году и позже стала основой для создания либретто для балета «Индийская легенда». Заказ о постановке балета был сделан в Большой театр Москвы. Сам великий хореограф Большого Юрий Григорович взялся за его постановку.
И великий день настал!!! Меня отправляют в командировку на запись балета в мае 1982 года в составе 3 х человек. Вылетаем в Москву (я, режиссёр и муз.редактор). Премьера состоялась в Кремлевском Дворце Съездов. Наша задача была заснять балет, брать интервью у зрителей, составить ревью (отзывы зрителей). За 3 дня до премьеры нас допускали на репетиции балета в Кремлевский Дворец, где он был исполнен 1 ой труппой Большого. Эти 3 дня стали самыми яркими в моей жизни. Я окунулась в мир самых талантливых, гениальных людей, в окружении которых просто летала. Люди дышали искусством: музыкой, балетом, творчеством. Это был рай. А я с детства мечтала стать балериной. Меня нельзя было оторвать от зрелища: разминок, растяжек балерин. Нам было разрешено проходить за кулисы.
После премьеры, которая прошла под овациями, все были приглашены в Кремлевский дворец на правительственный банкет с участием труппы балета, ведущих музыкантов и нас.
Как и во всех сферах искусства, в моей работе диктора не обходилось без соперничества . Сценарии для более удачных передач получали дикторы угодные руководству. Остальных сажали на программу объявлений или давали не очень популярные передачи. Зачастую друг другу делали пакости, чтобы получить самую просмотровую передачу.
Во времена Советского Союза с нарядами было сложно, а выглядеть в эфире хотелось красиво. Приходилось идти на всякие выдумки. Например, меня обшивала частная портниха на дому. У неё были связи с магазинами тканей, а дома целый пошивочный цех. Она и шила мне каждое платье для отдельной передачи - по 4, 5 платьев в неделю. Но чтобы платья не залеживались (по второму разу я их не одевала) мои подруги, одноклассники, однокурсники быстро становились в очередь и скупали, а вместо старых мы строчили новые. Над фасонами мы трудились вместе с портнихой. Разные украшения, такие как серьги, подвески, кулончики, я придумывала сама: собирала из бусинок, шила ошейнички из бархоток, а бывало собирала бусы из мелких детских погремушек. Я всегда обращала внимание на дикторов Центрального телевидения Москвы, как они одеты, как ведут себя на программах и.т.д. Помню был случай, когда хотелось скопировать любимую мной - диктора Центрального телевидения Светлану Моргунову с ее большими оптическими очками. У меня всегда было хорошее зрение, но уж больно она мне в них нравилась и я решила сделать эксперимент и выйти в эфир в таких же. Нашла большую оправу, поставила в них обычные стекла и отправилась в тот день в эфир. Никому ничего не сообщая, зашла в студию к моменту открытия программы передач. Села, приготовилась и в последний момент, когда музыкальная шапка заканчивалась (программа всегда начиналась в 6:00 вечера с музыкой гимна ТЦ Узб ) я их одела в момент включении камеры на диктора, чтобы программный режиссёр не ругался. Помню в тот вечер на программе дежурил Наби Рахимов (он был всегда очень важным и всегда подчеркивал, что в его смену никогда не бывает казусов). И вот тебе на! Увидев меня совсем другую в очках, режиссёр в буквальном смысле упал со стула, в студии поднялся грохот, а я вместо того, чтобы начать читать программу передач, от неожиданности громко воскликнула «О Боже!» на весь мусульманский Узбекистан.
В период перестройки с 1987 года экономическое состояние Узбекистана стало ухудшатся, социальная жизнь дестабилизировалась. Многие стали покидать страну. В 1991 году Узбекистан стал независимым. Продвинутая молодёжь стала смотреть в сторону запада, некоторые из них уезжали в Америку, Англию и т.д. в надежде получить хорошее образование. В их числе была и моя старшая дочь Барнохон, которая на тот момент училась в институте востоковедения, изучая японский язык. Ее мечтой всегда было обучатся в Америке. Так, оплатив студенческую визу, она улетела в Штаты. Мы всегда хотели воссоединится с дочкой, 2 года подряд играли в лотерею «Гринкард» и в 2004 году ее выиграли. В Америку я прилетела в январе 2005 года, вместе с сыном и младшей дочкой Азизой. Сын Ахмад полетел во Флориду поступать в Орландское лётное училище, и через 5 лет, успешно окончив его, стал 2-ым пилотом в авиакомпании «Delta».
Младшая доча Азиза начала учится в частной школе “Hawken”. Я стала первый раз бабушкой - родился внук от старшей дочки, которая по окончанию своей учебы вышла замуж. В новой стране для меня все было другим. Другая культура с ее традициями, но ради будущего детей надо было ассимилироваться. Я стала обрастать знакомыми, появились новые друзья. Как - то раз в компании, по счастливой случайности, я и встретила своего будущего мужа Олега.
Через несколько дней после нашего первого знакомства, Олег пригласил меня к себе домой. За приятным чаепитием Олег рассказывал о своих произведениях, написанных для джаз бэнда, показывал видео о своих гастролях, играл на гитаре, расспрашивал меня о моей концертной деятельности. И в один момент, слушая мои рассказы запел песню ( Я встретил девушку ), изменив начальные слова на ( Я встретил женщину ). Эту песню во времена Союза пел наш узбекский певец Батыр Закиров. Зачарованно слушая его пение, вдруг у меня вырвались строчки из песни легендарной певицы Аллы Пугачевой ( Я не встретила с тобой рассвет, но мы встретим с тобой закат). В тот миг, мы оба поняли, что это судьба и мы определенно встретим закат вместе.
Пол года наших романтических свиданий и Олег сделал мне предложение, а ещё через 3 месяца мы были уже женаты. По образованию мой муж музыкант, как и я. Закончив джазовое отделение Ростовской консерватории он иммигрировал в Америку в 1989 году. До нашего знакомства Олег занимался концертной деятельностью, часто участвовал в концертах и гастролировал по всей Америке. Как джазовый гитарист он играл с известными джазовыми коллективами и даже с Джорджем Бенсоном.
Вскоре после свадьбы решили открыть бизнес, который подошёл бы нашему образу жизни. Мы спортивные, увлекаемся йогой, плаванием, бегом, любим здоровую пищу. Искали подходящий к увлечениям бизнес и нашли. Хозяин бренда ”Cafe Fresh” оказался очень открытым к идеям и, как результат, больше половины меню придумано нами. Открыли своё первое кафе под названием”Cafe Fresh”. Вот уже 13 лет исполнилось нашему успешному бизнесу, который несёт людям радость и здоровье.»
Наверное, мы могли бы еще долго общаться, но поспешим в ”Cafe Fresh”, чтобы утолить голод замечательным сэндвичем из меню от Росики, запив его прекрасным миксом из свежевыжатых фруктов.
Артур Гинзбург
Апрель 2022