November 07, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
Vladimir Voinovich
Почему известный российский писатель и правозащитник Владимир Войнович не хочет быть пророком в своем отечестве, как вернуть интерес людей к литературе и чем отличается демократия от свободы слова? На эти и другие вопросы в канун новогодних праздников ответил автор приключений солдата Чонкина на встрече с читателями в Большом Вашингтоне.


Как сделать, чтобы литература в России снова стала властительницей дум? С этого вопроса началась встреча Владимира Войновича с читателями. Сатирик ответил с присущей ему иронией:

«Рецепт совершенно ясен: её надо запретить. Как только ее запретят, интерес к ней сразу резко возрастет»

Власти сегодня боятся свободы на телевидении, а не в литературе. Вот почему, считает сам писатель, его новый сатирический роман сейчас свободно издается в России.

«Вот я написал роман «Малиновый пеликан». Если я написал в советские времена этот роман, меня бы начали травить. Но зато это ходило бы в самиздате, люди бы читали… С одной стороны я рад, что меня не травят, что я спокойно живу...» – признаётся Войнович.

В советские времена именно публикация на Западе романа-анекдота «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» стала приговором для Войновича. Сначала он был исключен из Союза писателей, а позже – лишен гражданства и выслан из страны.

В интервью «Голосу Америки» Владимир Николаевич пошутил, что при Путине Советская власть всё еще не восстановлена:

«У нас в России сейчас я бы сказал так: демократии нет, а свобода слова какая-то урезанная есть».

И еще есть возможность не врать, считает диссидент и правозащитник. Впрочем, такая возможность была и раньше.

«Был такой знаменитый писатель Александр Альфредович Бек, – вспоминает Владимир Николаевич. – Он был мой старший друг. И когда ему предложили какую-то должность в Союзе писателей, то он сказал: «Не пойду. Много не нахапаю, а некролог себе испорчу. Так вот я себе тоже некролог портить не хочу. И не буду».

Войнович с грустью говорит, что некоторые его пророчества о России, которые он сделал еще 30 лет назад в романе-предупреждении «Москва 2042», сбылись и продолжают сбываться:

«Для меня радость такая – печальная, можно сказать. Я хотел бы, чтобы Россия развивалась так, чтобы ни одно из моих пророчеств не сбылось...»

Говорят, нет пророков в своем отечестве. Но Войнович продолжает жить в России. Правда, выступать на многие телеканалы принципиально не ходит. Но много путешествует, встречается с публикой. И читает ей не только сатирическую прозу, но и лирические стихи. Их много. К примеру, одна из его ранних песен даже стала неофициальным гимном советских космонавтов. Помните строки: «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы...»

Об этом, кстати, вспомнили и в вашингтонцы, пришедшие на встречу с любимым писателем.

«Когда он поступал в литературный институт, он хотел быть поэтом, – говорит Ольга Принцева. – Видимо, он уже тогда себя оценивал как поэт».

И до сих пор автор Чонкина часто стихами заканчивает свои выступления. Например, такими:

Всё то, что было молодым, стареет. Может статься,
Умру почтенным и седым, и поглупевшим старцем.
Меня на кладбище снесут. И всё равно не слышу.
Немало слов произнесут. И до небес превознесут. И в классики запишут.

Прозаик, поэт, драматург уже давно стал «живым классиком». И публика, так тепло принимавшая его в Вашингтоне, желала ему именно таким и оставаться еще много-много лет.



Материал из Википедии

Владимир Николаевич Войнович (родился 26 сентября 1932 года, в Сталинабаде, Таджикская ССР) — русский писатель, поэт и драматург. Является членом попечительского совета московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера»

Родился в семье журналиста, ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий Ходжента» Николая Павловича Войновича (1905—1987), родом из уездного городка Новозыбкова Черниговской губернии (ныне Брянской области). В 1936 году отец был репрессирован, после освобождения — в действующей армии на фронте, был ранен и остался инвалидом (1941). Мать — сотрудница редакций тех же газет (впоследствии учительница математики) — Розалия Климентьевна (Ревекка Колмановна) Гойхман (1908—1978), родом из местечка Хащеватое Гайворонского уезда Херсонской губернии (ныне Кировоградской области Украины).


Rate this item
(3 votes)
Last modified on Friday, 06 January 2017 01:19
Published in Аналитика
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit

Нас читают

0
Shares