В столице Италии стартовал международный кинофестиваль, который с этого года возглавляет человек, в кинематографическом мире очень известный: бывший директор Локарно и Венеции Марко Мюллер. С Венецией у Мюллера контракт истек в прошлом году, ему предлагали Токио и Петербург, но он выбрал фестиваль в Риме, породив этим великое множество слухов и домыслов. Популярная версия — к Мюллеру якобы обратились американцы и обещали всячески поддержать этот, пока далекий от первого ряда смотр. Ведь Венеция по срокам почти совпадает с Торонто — где проходит смотр, являющийся для североамериканских территорий событием номер один. Рим проходит в начале ноября и ни на что не наслаивается.
Кстати, на недавно закончившемся кинорынке в Лос-Анджелесе проблеме фестивалей была посвящена целая конференция, одна из тем которой сводилась к тому, что участие в Венеции дорого (приезд группы, даже при том, что фестиваль оплачивает перелет и проживание основным фигурантам, обойдется в €100–150 тыс.) и далеко не всегда рентабельно. Особенно возмущало американцев, что лодка, то есть водное такси, от отеля Чиприани (звезды живут именно там) до Лидо стоит €150.
В Риме лодок нет, к VIP-гостям приставлены спонсорские машины, остальные перемещаются на шаттлах, набитых, как московские маршрутки в час пик. Никакого массового присутствия американцев не наблюдается. Увы, всего лишь слухами оказалось и то, что Квентин Тарантино собирался именно здесь представить своего «Освобожденного Джанго».
Можно даже сказать, что Мюллер сделал подчеркнуто неамериканский фестиваль. Вряд ли, впрочем, преднамеренно, скорее сообразуясь с обстоятельствами. И если последнюю Венецию с его участием открывали «Мартовские иды» Джорджа Клуни, то фильмом открытия Рима стала притча Бахтияра Худойназарова «В ожидании моря», воплотившая в себе все, что возникает в сознании при словах «фестивальное кино».
Герой — капитан рыболовецкого судна Марат (Егор Бероев) — оказывается единственным выжившим в бурю, потопившую его корабль. По несчастному стечению обстоятельств именно в этот день с ним в море вышла жена. А когда, отсидев пять лет в тюрьме, Марат возвращается в родной город, он видит, что море ушло. Отступило на десятки километров, сжавшись до размеров жалкой соленой лужи. И герой, самым что ни на есть иррациональным образом, пытается это море вернуть…
Притча, которую сам режиссер считает второй частью трилогии, начатой «Лунным папой», — о том, насколько много в последние десятилетия произошло утрат: и в геополитике, и внутри человека. Постсоветское пространство, возникшее на месте, откуда отхлынуло «море» могучей некогда империи, режиссеру явно не симпатично. Впрочем, обвинять Худойназарова в ностальгии по советскому было бы глупо. Его фильм — скорее тоска и по ушедшей молодости, и по той эпохе, когда слово «духовность» можно было произносить, не боясь показаться пафосным, и вообще о том, что время не всегда идет в угодную нам сторону.
«В ожидании моря» сделан в актуальном формате копродукции, с немецкой стороны проект вел один из самых известных продюсеров Германии Карл Баумгартнер, съемки проходили в Казахстане и при казахском участии. Но основную часть бюджета предоставило российское Минкультуры, компанией по продвижению занимается «Роскино» при поддержке «Аэрофлота», а если учесть, что картина снята на русском, понятно, что в Риме «В ожидании моря» было воспринято именно как российский фильм.
Вообще России в этом году на фестивале много. Помимо фильма-открытия тут еще две картины: «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко (конкурс) и «Танец Дели» Ивана Вырыпаева (программа «ХХI век»). Их представляет Фонд кино, ставший официальным партнером церемонии открытия и приема в ее честь, а также деловой части фестиваля The Business Street.
В результате в VIP-зоне банкета открытия большинство гостей были русскими, что еще больше роднило Рим даже не с ММКФ, а с выборгским «Окном в Европу» и «Кинотавром» времен Марка Рудинштейна, когда в Сочи еще существовала международная часть.
А вот единственный фильм, представляющий нашу страну в основном конкурсе, снят как раз не на русском. «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко по повести Дениса Осокина идут на марийском языке, который в необходимых пределах выучили даже российские актрисы, там снимавшиеся: Яна Есипович, Яна Троянова, Дарья Екимасова, Анна Сексте, Юлия Ауг. В картине более двадцати новелл, каждая посвящена женщине, имя которой начинается на букву О. Единственная связь между отдельными историями — это мощное языческое ощущение человека как части природы с ее духами леса, рек, ручьев и самой земли. Для героев фильма эти духи так же реальны, как соседи по деревне или лестничной клетке, а для авторов их вмешательство может превратить обычную жизненную коллизию в трагедию или в анекдот. Безупречная работа оператора Шандора Беркеши плюс энергия, пульсирующая в нескольких новеллах, безусловно, делают фильм Федорченко событием неординарным. А сократи он число историй раза в полтора, можно было бы, наверное, рассчитывать и на какой-то, пусть ограниченный, прокат.
В Риме первый показ фильма, для прессы, прошел в субботу. Зал в процессе показа покинуло немало народу, но оставшиеся наградили «Луговых жен» аплодисментами. Интересно, конечно, было бы понаблюдать во время официальной воскресной премьеры за лицом члена жюри нынешнего, седьмого по счету, Римского фестиваля — Тимура Бекмамбетова. Ведь он не так давно выступил с предложением прекратить систематическое госфинансирование артхауса.