December 25, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
russia history
Откуда пошла земля русская? Как славянам и соседним европейским народам жилось в стародавние времена? Почему у некоторых народов мира такая страсть к колонизаторству и освоению новых земель? Эти вопросы проясняет историк, археолог, доктор исторических наук и специалист по истории Средних веков Владимир Петрухин.

Vladimir PetrukhinВладимир Яковлевич, откуда пошла земля русская?

— Откуда взялась Русь, прямо повествует "Повесть временных лет" — начальная русская летопись, то вокруг чего не прекращаются споры. И готовы друг друга уничтожать сторонники летописи и противники, которые говорили, что эти монахи из Киево-Печерской лавры все перепутали в угоду своим князьям. Были исконно посконной Русью где-то в Киеве. Никаких варягов никто не призывал. Об этом можно поговорить, потому что мне этим приходилось заниматься.

— Расскажите, интересно. Сейчас это вообще важная тема. То, что Украина не Россия, — это мейнстрим всей украинской политики сегодня. Что же есть Россия?

— В те времена России не было, потому что Россия — греческое имя, которое восприняло русское государство только в конце XV века, когда возникла идея, что Москва — третий Рим. Россия — это московская Русь, русское государство, до того этот термин не употреблялся в нашей официальной государственной письменности. А все начиналось с земледелия, потому что любое государство, любую дружину надо кормить. Худо-бедно славяне освоили всю Восточную Европу, до Прибалтики, до Новгородчины и Псковской земли на северо-западе и до верховьев Поволжья. Это такой клин земли, на котором мы живем и кормимся с вами по сей день, — Волго-Окское междуречье.

Там тоже было поле, и Юрьев-Польский напоминает нам, что были какие-то поляки, что здесь были поля, где можно было прокормиться. Но этого было мало, ибо все хорошо знали, что там, где-то на Средиземном море, в  курортных регионах, местах туризма, немерено богатств, которые невозможно получить в лесах. Об этом помнили, об этом существовал эпос, как герои германские конунги добирались до Рима и дальше на Ближний Восток, грузили свои корабли серебром и золотом, драгоценными камнями. Слухи об этом ходили не только в эпоху великого переселения народов, в середине новой эры, но и в начале Средних веков считали, что стоит добраться туда, и там мы получим немерено богатств…

— Такая земля обетованная…

— Да. Очень понятно все и по сей день. Та же эмиграция в Америку, где немерено богатств, об этом свидетельствует. Само открытие Америки было связано с той же мечтой, что там, за океаном, есть Индия, где все эти алмазы грудами лежат и можно золото черпать лопатами. Колумб объяснил это испанским королям, его экспедицию профинансировали, для того чтобы он привез эти груды богатств. В общем-то, потомки оправдали это все. Это свойственно всем народам, которые были оттеснены куда-то в леса, где изумруды на елках не росли.


Поэтому они мечтали о том, как бы туда добраться. Мечтали не только славяне, но и германцы, которые оказались еще дальше от этих богатств. Сидели они в хорошем месте, где было мало земель, но они были плодородные, было море, по которому можно было плавать. Они были опытными мореходами, еще не именовались викингами, но уже все Балтийское побережье они колонизовали, пытаясь проплыть туда, где побогаче, где всего больше, пробраться к Риму. Все знали, что Рим — центр мира.

— А откуда знали? Видимо, какая-то миграция была? Газет ведь и радио не было…

— Был эпос, фольклор, в котором рассказывалось об этом. Конечно, это мало имело отношения к действительности — нигде груды драгоценных камней не лежали. Было эпическое преувеличение всех этих вещей. Просто мечтали туда добраться. Этим мечтам препятствовали на западе Европы другие, уже обосновавшиеся там германцы, не кто-нибудь, а сам Карл Великий, который понимал, что если пустить сейчас этих самых викингов с севера Европы через свою империю франков в Средиземное море, то они по дороге ничего не оставят. И не пускал, сражался с ними.

Те пытались проплыть как-то по Атлантике на своих длинных кораблях, драккарах, в Средиземное море, но там появились уже свои разбойники, похлеще, чем эти. Там арабы плавали. Арабское завоевание дошло до Испании. Не пускали их, бедных северян, чтоб справедливо поделить все богатства, которые в Риме есть. Пришлось идти в обход. Как археолог, могу свидетельствовать, что где-то с рубежа VIII-IX века, задолго, где-то лет за семьдесят, до летописного призвания варягов, которое датируется условно в летописи 862 годом, вдруг появляется на наших речках немало этого самого богатства. Действительно, груды серебра.

Просто клады находят в совершенно убогих поселениях, в полуземлянках, потому что славянам, конечно, некогда и не из чего было строить мраморные дворы. Мрамора тут не было. Удобно было вырыть что-то быстро, чтобы сохранить тепло, сверху накрыть крышей. И вот в этих убогих поселениях вдруг клады серебра: тоненьких монеток дирхамов (до сих пор так называется валюта в Саудовской Аравии). Это то, что чеканилось там, в странах восточной цивилизации. И вдруг это оказывается валютой, как нынешний доллар, на наших речках. И доходит эта валюта до Скандинавии, где тоже полно этих кладов. Банкоматы появляются такие.

— А откуда они появляются-то?

— Изумленные арабы писали, что люди народа арарус (в такой арабской огласовке, мы называем их русами, убирая лишнее ар) добирались до них, проходили по рекам Восточной Европы, через Каспийское и Черное моря, там пересаживались на верблюдов, шли до Реи и Багдада. Багдад был не менее богатым городом, чем Рим. Там торговали мехами, чем была богата Восточная и Северная Европа, и рабами. За эти товары арарусы получали эту самую звонкую монету. И вот начинается то, что может быть свидетельством начала нашего правового государства.

— Это какой век?

— Это первая половина IX века новой эры. Когда появляются эти самые клады в Восточной и Северной Европе. Был у нас такой министр финансов в правительстве Ельцина, которого звали Лившиц. Он говорил тогда новым русским: делитесь, иначе вам будет плохо. Новые русские не сильно любили делиться, а древние русские вынуждены были делиться.

И мы понимаем почему. Потому что, во-первых, возвращаясь уже с этими богатствами по рекам Восточной Европы, они были вынуждены плыть часто против течения, а во-вторых переволакивать свои убогие лодки из одной речки в другую, там же не было разных каналов удобных. И вот тут им, чужакам в этих землях, нужно было договариваться с местным населением. Если бы они не договорились и не заплатили звонкой монетой, их бы перебили и отобрали бы все.

— Если местные видели, что чужие тащат волоком по их землям свои корабли и у них там куча серебра, монет, почему не перебивали иноземцев и не захватывали их богатства, а предпочитали получать плату? Они что — такие мирные были?
— Не то чтобы мирные… Эти ребята, купцы, все-таки были хорошо вооружены. И чья возьмет, было не ясно. Поэтому местным проще было заработать. Ведь нам с вами тоже проще заработать, чем убить кого-то.

— Вы говорите про наше цивилизованное время, а у них там было дикое время…
— Если бы все строилось так, как вы думаете, то не возникли бы заповеди, а они появились еще в бронзовом веке: не убий и так далее. Это все знали — знали, что есть закон гостеприимства. Начнешь убивать — никто не защитит твоих детей, в конце концов. Поэтому пытались договариваться. Все всегда знали, что мир лучше войны.

— Владимир Яковлевич, только русские начали с IX века ездить по миру?
— Это были разные народы, которые не могли просто по-другому выбраться в мир цивилизации. Чтобы выбраться, нужно было договариваться. С Карлом Великим договориться не удалось. С ним как раз воевали викинги и франки, на границах франкской империи столетия шла война. Ничья взять не могла, так они и сражались, понимая, что лучше б было договориться, но договориться не могли. Не пускали их франки через свою территорию. А здесь договорились с этими самыми славянами, платили им. И вот это и стало правовой основой нашей государственности.

— Вот вы говорите "славяне"… А кто же тогда были русские?
— Русские тогда славянами не назывались. Тогда были те самые названия народов, которые сохранила "Повесть временных лет".

Вокруг возникающего Киева были поляне. Еще городов-то таких не было, естественно. Северяне — от них пошла Северская земля, нынешнее пограничье Восточной Украины, левобережья Днепра. Кривичи сидели в верховьях Днепра, Западной Двины и Верхнего Поволжья. И самого термина "славяне" тогда еще не было. А, например, рядом с нами сидела в Прибалтике какая-то чудь, предки эстонцев. Они по-человечески ничего сказать не могут. В чем до сих пор мы упрекаем эстонцев, чей язык нам не понятен: их язык не индоевропейский, не финно- угорский, — ну, чудной язык. Вот чуди их и называли. Вот это все и были славяне.

Слово "Русь", как свидетельствует "Повесть временных лет", привезли с собой скандинавы из-за моря. Мы с моей коллегой, филологом Еленой Александровной Мельниковой, попытались обосновать происхождение этого слова. Так называли всех скандинавов на Западе, еще они назывались викингами.

Викинги — это люди, которые шли в поход на большом морском корабле под парусом к Риму поближе, дошли до Америки, практически они плавали повсюду. Но здесь, в Восточной Европе, на этих кораблях пройти было невозможно, надо было пересаживаться на речные ладьи. Слово "русь" означает в скандинавской архаической традиции "гребцы" — те гребцы, которые должны были грести на этих кораблях, обеспечивая эти трансконтинентальные коммуникации, добираясь до центров Ближнего Востока и до Константинополя на речных ладьях.

Один из лидеров этого движения ("Песню о вещем Олеге" вспоминаем) — Олег. Как только он дошел до Царьграда, то сразу прибил щит на его ворота, показывая победу. Первым делом он взял с греческих царей и императоров, по летописи, откуп на ключ. Ключ означает уключина. То есть на каждого гребца он получил деньги. Он знал, кому он обязан своим успехом.

Это как раз начало дружины русской — дружины, которая идет по рекам Восточной Европы, которая добивается, чтобы бюджет той территории, на которую они опираются, пополнялся за счет накопленных в мире цивилизации богатств.

С этого начиналось русское государство, начиналось с ряда договоров русской дружины и славян, которые обязаны были их кормить, поставлять лес, чтобы они ладьи делали. Лес должен был быть хороший. Лес не дань, его русские дружинники покупали у славян, платили за него звонкой монетой или тем, что нужно было славянам.

— Владимир Яковлевич, у дружинников же были жены, дети… Они где находились? Или они все жили вместе — кто-то был тружеником, а кто-то воином?
— Так я об этом… Социальные функции так распределялись: была профессиональная дружина и одновременно администрация, которая должна была, например, собирать налоги. В общем, это была одновременно и налоговая полиция, и суд тоже. Это все было в те времена не дифференцированно. Это мы сейчас добиваемся независимого суда, мечтаем о правовом государстве… Тогда правовое государство было примитивным, но основанным на праве — на том, что вот, мол, мы собираем дань по договору и, конечно, мы можем кормить наших детей, не занимаясь тяжелым трудом; мы же отправляемся в поход на Византию, мы за все заплатим.

В общем, вот эта "русская элита", русская дружина, как раз и занималась по преимуществу государственными делами. А славяне должны были пахать. Поэтому и назывались эти зависимые люди не очень симпатично, с нашей точки зрения, — назывались они смердами. Это слово нам хорошо известно. Что значит смердеть? Когда пашешь, конечно, не до дезодорантов. Плохо пахли эти ребята, так что их так и называли.

Беседовала Инна Новикова
А.К.
Rate this item
(2 votes)
Last modified on Friday, 08 March 2019 23:39
Published in Общество
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit
0
Shares