Ключевым моментом истории современной Греции стал ответ «Нет», который страна дала на ультиматум, выдвинутый Италией в ходе Второй мировой войны. Украина в 2025 году существует благодаря тому, что президент Владимир Зеленский в феврале 2022 года отверг предложение западных стран покинуть Киев и учредить правительство в изгнании. Военные аналитики тогда прогнозировали, что Украина сдастся через две недели после начала российского вторжения, но страна уже три года сражается против так называемой второй армии мира. Сейчас, после самого драматического разворота в истории американской внешней политики, Зеленский сказал «нет» второй раз. Он отказался признавать мирными переговорами встречи, проходящие без участия Украины, и уклонился от «минерального» шантажа новой американской администрации, чем вызвал видимое раздражение Трампа.
Встреча делегаций России и США в Эр-Рияде 19 февраля обернулась стремительным возобновлением работы посольств двух стран. Назначаются послы в Москву и Вашингтон, сотни дипломатических сотрудников возвращаются на свои места. Эксперты, опрошенные «Новой-Европа», говорят, что это в первую очередь технический жест, который создает платформу для дальнейших переговоров.
Однако в истории США еще не было примеров, когда эта страна оставляла своего союзника, отражающего военное вторжение, и в течение нескольких дней восстанавливала партнерские отношения с агрессором.
Так для Европы выглядит золотой век, анонсированный Трампом в его инаугурационной речи, обращенной к американскому народу.
Мотивы радикальных действий Трампа не ясны. Разумеется, он стремится войти в историю как великий миротворец, причем этот мессианский пафос особенно обострился после неудавшегося покушения на него во время предвыборной кампании. Понятно также, что его администрация считает, будто существует всемирный заговор либерального истеблишмента против истинной демократии и свобод, в результате чего на выборах в Европе и в первую очередь в Германии нужно поддержать ультраправых популистов, которые, как и Трамп, построили свои карьеры на борьбе с элитами. Наконец, он рассматривает внешнюю политику как разновидность сделок по выгодному приобретению недвижимости. От Гренландии через «Ривьеру в Газе» и до сделки по контролю над недрами Украины проводится одна линия: заплатите нам прямо сейчас по всем счетам, которые мы сможем придумать, или будет хуже.
Существует попытка рационализации действий администрации Трампа, в которой приступ взаимной любви с Путиным описывается как стратегическая попытка переиграть Китай, который уже фактически контролирует экономику России и продолжает наращивать свое влияние. Можно рассуждать о том, что в долгосрочной перспективе хорошие отношения Вашингтона и Москвы ослабляют позиции Китая и снижают шансы перехвата глобального лидерства Пекином. Однако эта рационализация плохо сочетается с видимым желанием администрации Трампа избавиться от балласта в виде Европы. Потеряв Европу, допустив ее идеологическое, а возможно, и военно-политическое расчленение при участии Путина, США потеряет свой статус глобального арбитра.
Политический аналитик Михаил Коростиков напоминает, что буквально все внешнеполитические инициативы Трампа во время его первого президентского срока провалились. Особенно яркой была кампания по установлению партнерских отношений с Ким Чен Ыном, единственным результатом которой стало несколько трогательных личных писем, которые американский президент получил от северокорейского диктатора. Из провала Трампа как дипломата в 2016–2020 годах следует, что нынешние попытки передела мира при участии «сильных лидеров» и подобие союза между США и Россией тоже могут кончиться ничем.
Один из факторов, который может сыграть здесь свою роль, связан со слепой уверенностью российского руководства, что все, кто три года выступал против войны, являются «ставленниками» и «марионетками» Вашингтона и не имеют собственной воли. Так что когда Зеленский говорит планам Трампа и Путина «нет», это заставляет Кремль задумываться о том, может ли новая администрация США вести двойную игру, раздавая своим (по версии Москвы) сателлитам инструкции к дальнейшему сопротивлению. Личная встреча Путина и Трампа, которая, судя по темпам событий, должна была состояться в ближайшие недели, пока не получила конкретной даты. Это могут быть «технические трудности», а может говорить о первых трещинах на валентинке, отправленной через океан накануне 14 февраля.
Провал дипломата Трампа во время его первого срока может свидетельствовать о том, что его стиль управления и отсутствие международного опыта просто не позволяют ему действовать достаточно рационально и последовательно. Рационализация некомпетентности задним числом — одна из распространенных когнитивных ошибок в объяснении политики и истории. Трамп, возможно, просто не осознает долгосрочных последствий своих действий, ведь получить чек от Украины или Европы, вернуть экономические выгоды от торговли с Россией прямо сейчас выглядит как «восстановление справедливости» и исправление ошибок администрации демократов. Стиль руководства Трампа и объявленный им самим огромный политический мандат на революцию как внутри США, так и на внешнеполитической арене, подавляет его собственный аппарат. Сенатор Марко Рубио, нынешний госсекретарь США, в марте 2022 года четко понимал, что переговорные инициативы Путина преследуют единственную цель — получить всю Украину целиком не военным, а политическим путем. Теперь Рубио смеется шуткам российской делегации, которая продает ему тот же лежалый товар три года спустя, когда не только украинская, но и российская армия предельно истощены и не способны изменить ситуацию на поле боя.
Депутат Европарламента Сергей Лагодинский со ссылкой на свои источники заявил, что дорожная карта администрации Трампа по Украине состоит из трех пунктов: во-первых, прекращение огня, затем проведение президентских выборов в Украине и, наконец, подписание постоянного мирного соглашения. Эту информацию подтвердил Fox News, после чего заявление о необходимости скорейших выборов в Украине сделал сам Трамп. Министр Лавров отверг существование этой дорожной карты в той же манере, как за неделю до вторжения он отрицал наличие у России плана напасть на Украину. Следовательно, к этому плану нужно отнестись серьезно.
Последовательность действий, которая, вероятно, обсуждалась в Эр-Рияде, представляет собой ловушку для Украины. Никто не может отказываться от прекращения огня, поскольку человеческая цена войны, начатой Путиным, является катастрофической.
Прекратив огонь с условиями немедленно после этого начать предвыборную кампанию, Украина окажется в ситуации, когда она не имеет явных гарантий безопасности, и при этом вынуждена будет проводить выборы либо без учета избирателей на оккупированных территориях, либо руками оккупационных властей.
Такие выборы развязывают руки для любых провокаций с российской стороны: задача Кремля будет состоять в том, чтобы дискредитировать Зеленского (и, по возможности, популярного генерала Валерия Залужного), который, как скажут пропагандисты, воевал три года, но не смог добиться справедливого и устойчивого мира. Новый президент, избранный из страха, что война может начаться снова, должен будет положить Украину к ногам Путина и, возможно, явиться на парад 9 мая в честь 80-летия окончания Второй мировой войны в Европе, чтобы засвидетельствовать триумф агрессора, учреждающего «новый союз трех славянских республик».
Как отмечает Лагодинский, справедливый план мира для Украины и любого добросовестного союзника страны устроен иначе: второй и третий пункт в нем меняются местами, и это принципиально. После прекращения огня должно быть подписано мирное соглашение с ясными гарантиями безопасности для Украины, исключающими повторное нападение со стороны Путина. После чего Зеленский может отказаться от чрезвычайных президентских полномочий и провести демократические выборы.
Если США не идут на этот справедливый мирный план, то они фактически становятся орудием в руках Путина. Трамп уже говорит языком российских пропагандистских теле-шоу, прямо обвиняя украинское правительство в развязывании войны (?), недоговороспособности, нежелании платить по счетам и передавать недра страны на любых условиях в собственность США без ответных военных гарантий. Трамп утверждает, что рейтинг Зеленского якобы составляет 4%, и это буквальное повторение российского пропагандистского нарратива.
Сегодня в Париже проходит уже второй за последние дни экстренный саммит руководителей стран Евросоюза. От Европы теперь зависит, останется ли человек, второй раз за три года сказавший «нет» тем, кто хочет разрушить его страну, в одиночестве. Военный зонтик, под которым существовал курорт Европа, унесло с пляжа. Перед нами крупнейший кризис Евросоюза за его историю, который совпал с ключевыми выборами в Германии, где евроскептики и сторонники сотрудничества с Путиным готовятся набрать большинство.