В Москве на 80-м году жизни умер народный артист России Игорь Владимирович Кваша.
Однокурсник Петра Фоменко по Школе-студии МХАТ, актер Игорь Кваша принадлежал к поколению, совершившему революцию в советском театральном искусстве.
Его ровесники пришли в дряхлеющий театр и заговорили со зрителем с максимально искренней и правдивой интонацией о вещах, которые его по-настоящему задевали и трогали.
Окончив в 1955 году школу-студию, Кваша два года прослужил в МХАТ имени Горького — главном театре страны, играв, как положено молодому актеру, крохотные роли, самой заметной из которых можно считать Огонь в «Синей птице» Метерлинка.
В 1957-м актер принял решение оставить прославленную сцену. Вместе с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Лилией Толмачевой, Евгением Евстегнеевым он стал основателем театра «Современник».
Впервые на сцену молодого театра Игорь Кваша вышел в спектакле «Вечно живые» в роли Володи — молодого человека, сообщившего семье Бориса, что их сын погиб.
Кваша дорожил этой ролью, вкладывая в нее свою собственную боль — в 1943 году его отец погиб под Сталинградом.
Следом за «Вечно живыми» Игорь Кваша сыграл на сцене «Современника» много разноплановых ролей, самыми яркими из которых стали Шурик в спектакле «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова, Министр в «Голом короле» Е. Шварца, любимая роль Макса в «Пятой колонне» Э. Хемингуэя, Джимми в «Оглянись во гневе» Д. Осборна, Пестель в «Декабристах», Лука «На дне» М. Горького, Свердлов в «Большевиках» М. Шатрова.
В 1964 году Игорь Кваша совместно с Олегом Ефремовым впервые выступил в качестве режиссера спектакля «Сирано де Бержерак».
Когда в 1972-м Олег Ефремов получил приглашение возглавить МХАТ, покинул «Современник», взяв с собой значительную часть труппы, Игорь Кваша предпочел остаться в родном театре.
Вопреки тому, что «Современнику» пророчили скорую смерть, театр выстоял.
В годы правления Галины Волчек Кваша сыграл много ролей и продолжал ставить спектакли. Рассказчик в «Балалайкине и Ко» по М. Салтыкову-Щедрину, Гаев в «Вишневом саде» А. Чехова, Стокбер в «Докторе Штокмане» Г. Ибсена и хорошо знакомая по записи роль Мякишева в спектакле «Спешите делать добро».
До последнего времени Игорь Кваша выходил на сцену родного театра в спектаклях «Играем... Шиллера!» Римаса Туминаса, он играл Степана Трофимовича Верховенского в «Бесах» Анджея Вайды.
В 2008-м он выпустил свой последний спектакль «А вам не хотиться ль под ручку пройтиться?» в качестве режиссера.
Обаятельный и разносторонний актер с неизменным обаянием Кваша много снимался в кино, играя разноплановые роли от симпатичного бургомистра в «Том самом Мюнхгаузене» до коварного индейского жреца в «Сердцах трех». По совпадению последней работой Кваши в кино стал голос автора в «Белой гвардии». С Булгаковым у Игоря Кваши был продолжительный «роман», в 1981-м он поставил «Кабалу святош» и сыграл роль Мольера, в 1984-м — «Дни Турбиных», позднее, в 1994-м сыграл в «Мастере и Маргарите» доктора Стравинского.
Для многих зрителей Игорь Кваша стал по-настоящему любимым и, вероятно, по-настоящему Народным артистом и благодаря телевизионной передаче «Жди меня». Герои программы искали пропавших много лет назад родственников. С 1998 года они делали это при доброй и надежной помощи ее ведущего — Игоря Кваши, который и поднял программу на непостижимую высоту.
Долгие годы «Жди меня» ассоциировалась у зрителя именно с ним — с искренним, мягким и интеллигентным ведущим. Для растерявшихся, обезумевших от горя людей Кваша всегда находил нужные слова. Не вдаваясь в ложный пафос и сентиментальность, он давал надежду не только героям программы, но и всем зрителям.