
Пустой носок забивали паклей. Пулены были символом флирта. Ими, во время званных вечеров, под столом, могли довести до оргазма соседку, сидящую напротив.
Церковь видела в этой обуви угрозу благопристойности. Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили наказанием за пулены.
Это было время Филиппа Красивого и его жены Жанны (Хромоножки). Красивого и жадного.
Именно в этой области (обуви) и начали изошряться подданные, стремясь хоть как-то выделиться.
Это была обувь с более или менее динными носами, в зависимости от того, кто ее носил: в соответствии с королевским эдиктом тут же утвердилась иерархий костюмов, которую все признавали.Так, принцы и могущественные феодалы носили пулены в два фута длиной, богачи — в один фут, простой люд – в полфута.
(Отсюда пошло выражение жить на широкую ногу.)
На широкую ногу (жить).
Оговоримся сразу: за достоверность истории возникновения этой поговорки ручаться трудно. Но она занимательна.
Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на "носатую" обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам — в один фут (около 30 сантиметров), а графам — в два фута.
Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: "Ишь, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!"
Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: "иметь сено в башмаках"; оно также означает: "жить в довольстве".
Почему же все-таки приходится сомневаться в достоверности этой истории?
Да потому, что законодателем этой моды называют также отца Генриха II — Готфрида Плантагенета.
Одно лишь несомненно: выражение это — точный перевод с немецкого — стало широко употребительным в России каких-нибудь сто с лишним лет назад, после того, как в 1841 году Литературная газета поместила заметку о его происхождении.
Нем. Schiffsschnabel — пулены, нос корабля. Башмаки с длинными носами соответствовали готической архитектуре
Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.
Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.