November 07, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2

Ракеты как сосиски. Продукции «Роскосмоса» не могут найти применение

497

В октябре этого года ряд СМИ и телеграм-каналов сообщили, что бывший глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин обсуждал с действующим директором ракетно-космического центра "Прогресс" идею применения гражданских космических ракет "Союз" для обстрела Киева.

Независимо от реальности такого разговора, эта новость обращает внимание на неожиданную проблему российской космонавтики – избыток ракет, которым нечего запускать в космос.

До нападения на Украину Россия совершала по 30-40 пусков космических ракет в год. Однако запускала она не только свои спутники и корабли, но и аппараты других стран. Большинство партнеров и заказчиков "Роскосмоса" были в США и Европе. В лучшие годы до трети всех запусков "Роскосмос" выполнял по иностранным контрактам и зарабатывал тем самым до 25% своего бюджета. Последний крупный коммерческий контракт с международной компанией OneWeb предполагал пуск двадцати ракет "Союз".

Ракета космического назначения среднего класса "Союз" – это семейство, которое включает три модификации: -2.1а, -2.1б и -СТ. Последняя запускала полезные нагрузки по европейским контрактам с космодрома Куру во Французской Гвиане. Все модификации имеют некоторые отличия, но в целом происходят от знаменитой "семёрки" – баллистической ракеты Р-7, с которой в принципе началась мировая космонавтика в 1957 году. С ее помощью запускали первый спутник, первого человека, первую автоматическую межпланетную станцию… Вплоть до 2022 года "Союзы" были конкурентоспособны на мировом коммерческом рынке, несмотря на существенную конкуренцию от SpaceX и индийских ракет.

10 февраля 2022 года ракета "Союз-СТ" запустила тридцать четыре спутника OneWeb с космодрома Куру. В марте планировался следующий пуск с Байконура, но 24 февраля изменило все планы. Увлеченный новой войной, тогдашний глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин выставил иностранной компании невыполнимые требования. Когда ультиматум был проигнорирован, уже установленная на стартовый стол ракета была снята и перевезена на железнодорожной платформе с буквами Z и V обратно в Монтажно-испытательный корпус. Другие пуски по контракту OneWeb "Роскосмос" отменил в одностороннем порядке, а Рогозин высказал надежды, что это приведет к банкротству компании. OneWeb понесла убытки и заказала запуски у SpaceX и в Индии.

"Освобожденные" ракеты Дмитрий Рогозин обещал использовать для запусков спутников российских частных космических компаний. Таким же образом были "освобождены" две ракеты для европейского космического телескопа Euclid и геофизического спутника Sentinel 1C.

В октябре 2023 года стало известно, что Южная Корея расторгает два контракта на запуски своих спутников российскими ракетами. Спутник дистанционного зондирования Земли CAS 500-2 должен был полететь ещё в конце 2022 года на российской ракете "Союз", но после начала войны всякое сотрудничество было приостановлено, а в 2023-м Южная Корея пошла на невыгодный для себя шаг и окончательно отказалась от пуска российской ракетой. Другой южнокорейский спутник, уже радарного зондирования – Arirang 6 – планировался к запуску российской легкой ракетой "Ангара-1.2", но и она осталась без работы.

В мае 2022 года Европейское космическое агентство прекратило сотрудничество с Россией в важном, фундаментальном научном проекте ExoMars. Он должен был ответить на вопрос о жизни на Марсе, но не полетел на российской тяжелой ракете "Протон-М". В результате ещё одна уже готовая ракета "Роскосмоса" оказалась невостребованной. Таким образом, к концу 2023 года у "Роскосмоса" оставалось девять "недостреленных" "Союзов" по контрактам OneWeb, Европейского космического агентства и Южной Кореи, одна легкая "Ангара" и тяжелый "Протон-М".

Ракета тяжелого класса "Протон" использовалась с советских времен для выведения геостационарных спутников связи, навигационных спутников и тяжелых модулей пилотируемых станций. В 90-е годы производитель ракеты – ГКНПЦ им. М.В. Хруничева – совместно с американскими компаниями создал международную компанию International Launch Services для выхода на мировой рынок космических запусков. Мировой рынок связи активно развивался, а цена на "Протоны" была очень конкурентной, и ракета нашла спрос. В 2000-е "Протон" стал "кормильцем" для российской космонавтики, страдающей от безденежья. Практически половина всех зарубежных доходов "Роскосмоса" приходилась на эту ракету. Важным недостатком "Протона" оставались его токсичные топливные компоненты, но, пока ракеты стартовали с казахстанского Байконура, эта проблема не волновала ни иностранных заказчиков, ни российских экологов. Для себя же Россия создавала новую ракету, более экологически чистую – "Ангару".

К концу 2010-х ситуация с "Протонами" заметно ухудшилась. Сначала у них упала надежность, и ракета пережила несколько болезненных для репутации аварий, потом подтянулся американский частный конкурент SpaceX, а усугубили всё в 2023 году американские санкции – ещё за Крым. Тем не менее "Протон" оставался практически единственным конкурентом по цене американской ракете Falcon 9, но проект это не спасло. В 2019 году прекращено производство двигателей для "Протона", то есть фактически он полностью уходит в историю.

Но у "Роскосмоса" оставался запас – больше десятка этих ракет. Чтобы обеспечить возможности их пуска с Байконура, ещё в 2015 году "Роскосмос" подписал соглашение с Казахстаном на продолжение пусков до 2025 года. Однако в 2023 году что-то случилось, и представители России заговорили с представителями Казахстана о продлении пусков "Протонов" и после 2025 года. За последние три года было запущено всего шесть таких ракет, и всё выглядит так, что оставшиеся носители будут стартовать по одному-два в год, исключительно по российским программам, и это растянется ещё на несколько лет.

Заменой "Протона" для России должна стать тяжелая "Ангара-А5М": она уже трижды совершала испытательные пуски, два из которых сумели доставить полезную нагрузку на целевую орбиту. Но испытания новой ракеты проводились с "Плесецка", а это слишком северный космодром для главной нагрузки "Ангары" – геостационарных спутников связи. "В полную силу" тяжелая "Ангара" должна заработать с космодрома "Восточный", где сейчас для неё возводится стартовый комплекс. Представители "Роскосмоса" долгое время анонсировали первый пуск тяжелой "Ангары" с "Восточного" в конце 2023 года, хотя в апреле 2022-го Дмитрий Рогозин сообщил о планах перенести старт на полгода. Первым должен был полететь испытательный макет будущего российского пилотируемого корабля "Орел". Однако в ноябре 2022 года стало ясно, что "по текущей ситуации" корабль не полетит раньше 2025-го, а значит, и тяжелая "Ангара" будет стоять без работы, даже если будет готов космодром. Да и зачем ей летать, пока есть ещё "Протоны"?

Была у "Роскосмоса" в разработке и новая ракета среднего класса – "Союз-5". Фактически она должна была стать "импортозамещением" украинской ракеты "Зенит". Заказчиками "Союза-5" должны были стать российская частная компания S7 Space и российско-казахстанский проект "Байтерек". S7 Space приобрела у "Роскосмоса" плавучий космодром "Морской старт", который ранее запускал "Зениты" с иностранными геостационарными спутниками. В 2014 году производство "Зенитов" прекратилось из-за захвата Крыма, и "Роскосмос" взялся создать им замену.

На Байконуре сохранился стартовый комплекс для "Зенитов", его передали Казахстану и также пообещали ракету на замену. Но ни частник, ни государственный партнер так и не дождались от "Роскосмоса" ракеты. Поначалу представители "Роскосмоса" анонсировали первый пуск "Союза-5" в конце 2023 года. В 2022 году обещания пуска сменились на "ракета будет готова к пуску". Наконец, в 2023 году старт первого "Союза-5" сдвинулся на 2025 год.

Причина переносов первого старта "Союза-5" объясняется неготовностью стартового стола на Байконуре. Бывший "зенитовский" комплекс должен был модернизироваться за счет Казахстана по проекту "Байтерек", но на фоне санкций, обрушившихся на российские предприятия и их космическую продукцию, из-за постоянно невыполняемых сроков готовности ракеты Казахстан не торопится вкладывать в потенциально убыточный космодром. Сейчас главным камнем преткновения выступает технико-экономическое обоснование проекта "Байтерек". Проще говоря, Казахстан не понимает, как он сможет зарабатывать на ракете, которую никто не купит из-за американских и европейских санкций.

Относительно стабильно себя ощущает российская пилотируемая программа, в которой ракетами "Союз" запускаются одноименные пилотируемые космические корабли и грузовые "Прогресс". Но и тут наблюдается сокращение количества стартов – после начала эксплуатации американских кораблей Crew Dragon. До 2020 года на российских "Союзах" к Международной космической станции летали и российские космонавты, и американские астронавты – вместе с европейскими, канадскими и японскими партнерами. Теперь все иностранцы, кроме американцев, пересели на Crew Dragon, где места хватает даже для одного российского космонавта. В результате пилотируемые пуски с Байконура сократились вдвое, а общее количество стартов снизилось с семи-восьми до пяти-шести.

Обещанные российским космическим частникам "бесплатные" ракеты так и остались невостребованными из-за зачаточного состояния российской частной космонавтики. Существующие компании в лучшем случае способны производить пико-, нано- и микроспутники весом до 100 кг, и всё это можно запускать попутно, если на ракете имеется запас грузоподъемности. Начавшаяся война и международные санкции не оставили российским частникам никакой надежды на серьезное развитие – из-за отсутствия перспектив выхода на международный рынок, где 70–80% спроса формируют страны Европы и США.

Последняя надежда "Роскосмоса" повысить спрос на собственные ракеты – программа "Сфера". Она предполагает запуск множества спутников для съемки Земли и для связи – в интересах государства и частных пользователей. Поначалу она позиционировалась как конкурент Starlink и OneWeb, но сейчас "Сфера" больше похожа на собранные под одним названием спутниковые проекты различного назначения и потребителей. Впрочем, с момента объявления "Сфера" изрядно "сдулась": от планируемых 640 спутников к 2028 году до 162 аппаратов к 2030-му.

Кризис не мешает "Роскосмосу" рисовать красивые презентации про создание в скором будущем частично многоразовой ракеты "Амур-СПГ" и полностью многоразовой ракеты "Корона". Хотя эти проекты в условиях отсутствия спроса на уже готовые, лежащие на складе ракеты выглядят такими же неадекватными, как и идеи сбрасывать ненужные носители на головы мирных жителей Украины.

Константин Сергеев >

Rate this item
(0 votes)
Last modified on Wednesday, 08 November 2023 23:03
Published in Аналитика
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit

Нас читают

0
Shares