А кто-то и воспрянул даже – когда власть от прежней невнятицы и вранья «майских указов», пенсионных и конституционных переписок – перешла к самой понятной и простой задаче: «Бей врага, спасай Россию!»
Под это дело и вся «позитивная идеология», с которой у нас был полный провал до начала этого избиения, пошла хорошо в ход – как неважнецкая закуска после доброй чарки водки. Ожили и кремлевские стратеги и философы, которые в последние годы совсем было зачахли от полной невостребованности их подвластных блюд. И вот в какие удивительные восторги ударились на гребне нового национального подъема в связи с тем избиением и показом зубов целому Западу с его айфонами, самолетами и сказочными уровнем и продолжительностью жизни:
«Сравнивая с эпохой «холодной войны», нельзя не заметить, насколько по-разному тогда и сейчас выглядит на Западе тема свободы. Тогда западный мир выглядел предпочтительнее по целому набору разных свобод: от свободы бизнеса до свободы слова. Сейчас же те свободы его куда-то исчезли. Сам собой вырос глобальный партком похлеще советского, и поди против него чего скажи... Изгнание плохих русских из западного рая – это скорее ограничение доступа к потребительским благам и технологиям, но не борьба за свободу против несвободы... Можно долго спорить, где сейчас больше свобод – тут или там; как по мне, так тут. «Та сторона» не брезгует вполне «сталинскими» нарративами о коллективной ответственности всех российских граждан за «агрессию»...»
Мне же эти лукавые рассуждения о свободе, ставящие на одну доску свободу преступления и наказания, напомнили старинный анекдот: «– Моня, а вы на рояле играть можете? – Свободно. – А на скрипке? – Легко. – А на барабане? – Запросто. – А на арфе? – На арфе не могу. – Почему? – Карты сквозь струны проваливаются».
Так и разглагольствуя о свободе, следовало б пояснить, свобода это для кого и для чего. Скажем, в нашей стране свобода безнаказанно пилить бюджет, красть из казны, творить беззакония в суде и не платить налоги – такая, какой нет и близкой ни в одной западной стране. Мне друг из-за океана говорит: «Замучили квитанциями своими, с каждого доллара пенс спишут!» – «Так не плати, наплюй!» – «У нас так нельзя – поймают, в тысячу раз больше потеряешь. Я получаю слишком хорошо на службе, чтобы бегать от налогов». У нас это воспринимается как кабала, у них, с их зарплатами в 20 раз выше наших – как должное.
У нас любой судья, чиновник, полицейский чин, депутат, олигарх, не говоря уж о президенте и его присных – свободен в своих прихотях и издевательствах над простонародьем так, как и не снилось Западу. Философам кремлевским – тоже полагается немало: щедрый пай мимо налогов прямо на карман, те же особняки и люксовые иномарки, на которых раскатывают наши баловни свободы.
Но за выход на улицу даже с чистым листом бумаги – гребут опять же как нигде; ни реальных выборов, ни свободы слова, как и свободы заработать всласть порядочным трудом и честно прокормить семью. Для философа, которого я процитировал, все это тьфу, ему так только свободней – как и игроку Моне без настоящих музыкантов, всяких пианистов и скрипачей, которые его игре одна помеха.
Но философ чует, что и ограбленный в свободах и правах народ готов простить его грабителям многое – за счастье наблюдать, как дохнет соседская корова, когда своя всего лишь чахнет. Да, человеческого, как показало вскрытие, в нас более чем – но, к несчастью, от весьма плохого человека. И вот уже с самых низов летит в ответ кремлевцу, восславившему всю свободу захребетников – еще более зажигательный почин:
«А не взять ли нам за пример КНДР? Уже 80 лет живёт не под санкциями, а в полной блокаде. И в ус не дует. Пиндосов гнобят только так. За пару лет могут сбить десяток их самолётов, подлетавших близко. Захватили боевыми пловцами их разведывательное судно. Экипаж через пару месяцев вернули, а судно, развинтив до винтика, оставили себе. И что? Пиндосы даже протесты не заявляли. Зассали. Ни в каких ООНах и прочих говорильнях, служащих только для трудоустройства дипломатов, не состоят. Но ракеты делают. И ядерное оружие имеют. И повоевать на Донбассе желают. И живут неплохо. Кстати – без евреев».
Вот это пробуждение народное! Кому тюрьма – а кому мать родна! Помните слугу Фирса из «Вишневого сада» Чехова, который назвал несчастьем волю? Вот для его потомков, коих оказалось у нас больше, чем наследников ненавидевшего рабство Чехова, и пришла желанная пора, когда «новые баре» баре получили не снившуюся Западу свободу, а народ – любимое ярмо.
Так что кремлевский хлыщ в какой-то степени не врет: действительно в стране, где не строят свои самолеты и компьютеры, а, говоря образно, играют в карты на рояле, и понимание свободы очень на свой лад. И северокорейский пример сладок в плане рабского сознания, когда ни шагу вправо-влево от непререкаемой линии вождя – но не в плане рабского труда, когда еще и вкалывать всем до седьмого пота надо. И потому наша текущая конструкция с «фирсовой» свободой крайне неустойчива, не имея ни малейшего вида на будущее. Ибо без порядочного и продуктивного труда, при одной лишь барской свободе красть все, что к полу не прибито, нам при наших тающих на глазах нефтедоходах долго не протянуть.
И главной свободы, о которой не упоминают ни кремлевец, ни поклонник Северной Кореи – мозолистых от праведной работы рук – у нас нет и в помине, она не брезжит нам и впереди. (Хотя в развитых странах ручной труд все больше заменяется сегодня мозговым). А без того на свете государства долго не живут, во всяком случае в приличном виде. И наше в этом смысле уже явно зажилось.
Александр Росляков
publizist.ru