(1) БРИКС – это не международное объединение (экономическое или политическое) – это фактически ежегодное совещание глав нескольких государств. Члены БРИКС декларируют стремление “создать альтернативу контролируемым Западом международным финансовым и экономическим союзам”, но спустя более 14 лет после “создания БРИКС” страны не заключили никакого валютного, торгового, таможенного, оборонительного или другого соглашения.
(2) Единственным возвышающимся над уровнем разговоров достижением БРИКС является создание Банка Развития. Банк создан почти 10 лет назад, его капитал 50 млрд долларов (заметьте – не юаней), всего выдано кредитов на 30 млрд долларов (Мировой Банк выдает в год порядка 100 млрд). Треть проектов банка реализуется в Китае. Есть конечно еще 100-миллиардный фонд помощи, но он живет в декларативной форме.
(3) БРИКС – это давно не только 5 стран. В том же Банке Развития акционеров более 10 (в том числе Бангладеш, Египет, ОАЭ).
(4) По заявлению руководителей в общем то всех стран БРИКС вопрос совместной валюты не стоит в повестке – вместо этого предлагается “усиливать роль локальных валют в торговле” – то есть юаня. Зачем это Китаю я уже как-то писал, в основном чтобы снизить давление доллара и стоимость юаня, сохраняя таким образом конкурентоспособность.
(5) С инвестиционной точки зрения БРИКС – это Китай. Посмотрите прилагаемый график объема инвестиций стран БРИКС друг в друга и всё поймете. Китай делает вербальные интервенции и под это дело расширяет свое инвестиционное присутствие, преследуя свои интересы. у многоугольника БРИКС Китай – это центр, все отношения других стран – с ним, между собой другие страны едва (ли) связаны.
(6) При этом в самом БРИКС заложена бомба в виде растущих противоречий между Китаем и Индией. Индия слаба экономически (несравнима с Китаем), но Китай – стареющий монстр (на экономических стероидах стареют быстро), а Индия – экономический подросток. Индия в оборонном плане никогда не будет ориентироваться на Китай, а значит и экономически они – конкуренты. Индия будет пытаться оторвать жирный кусок у международного бизнеса Китая, Китай будет бороться. В этих условиях сложно говорить о “блоке” – да никто и не говорит.
(7) Риторика БРИКС (за которую отвечает Китай) в основном противоположна реальным действиям. Так “опыт ковида” и в связи с этим необходимость объединения для совместной работы в области здравоохранения (с целью исправить перекосы “про-западной” системы) декларируется среди целей БРИКС. Однако именно Китай отклонил идею создания Global Health Board при G20 (куда все страны БРИКС входят).
В целом БРИКС представляется просто значительно большей, но при этом значительно более рыхлой моделью ЕАЭС – воображаемым объединением, в котором права и обязанности никогда не будут прописаны просто потому, что это не объединение равноправных партнеров, а скорее клуб соискателей благосклонности Китая, использовать которую члены клуба намерены для торговли с Западом за более выгодные условия взаимодействия. Сам же Китай готов представлять свою благосклонность в обмен на усиление контроля над экономиками клиентов. Альтернативой “прозападным”. блокам здесь и не пахнет.
Андрей Мовчан
facebook