January 27, 2025
ukraine support 1 ukraine support 2

Фестиваль «Территория» переработал сказки братьев Гримм

4122
skazka Grimm

На фестивале «Территория» молодая итальянская компания ricci/forte, работающая на грани визуального, пластического и драматического искусства, показала спектакль Grimmless — современную интерпретацию страшных сказок братьев Гримм.

 

Пробираться к своим местам зрителям приходилось сквозь клубы густого дыма. На сцене валялись люстры, завернутые в упаковочный полиэтилен. Зал утопал в матовом таинственном свете. Ощущение нависшей опасности вскоре материализовалось в виде лихого гангстера, который принялся палить по своим суетливым товарищам, сновавшим перед публикой с цветными пластиковыми чемоданами.

 

Дальнейшее напоминало то ли страшный сон, то ли черный комикс: актеры в нелепых цветастых костюмах рассказывали ужастики про человека, задушенного во время любовного свидания, про мальчика, который зарезал брата, играя в фермера и поросенка, и другие жутковатые истории.

 

Пулеметные очереди хаотичных монологов чередовались с музыкальными сценами, полными драйва и злой изобретательности. Актеры разрезали бензопилой символическую фигурку балерины, измазывали друг друга взбитыми сливками, таскали за волосы, обливали бензином и грозились поджечь.

 

Немотивированная эта жестокость явно имеет подростковое происхождение. Инфантильные, не созревшие тинейджеры еще не прочь поиграть с волшебными палочками и кукольными домиками, они выбирают себе принца из числа зрителей и венчают его надувной розовой короной. Но сегодня они откручивают головы пластмассовым Барби, а завтра выходят в мир, ничуть при этом не повзрослев.


Группа ricci/forte основана режиссером Стефано Риччи и драматургом Джанни Форте. Она не имеет собственной площадки, но в последнее время все чаще появляется на европейских фестивалях и получает награды. Спектакль Grimmless, название которого можно перевести как «без Гриммов», — их визитная карточка.

 

В этой постановке авторы пытаются поставить диагноз поколению, которое путает виртуальную и настоящую реальность, идентифицирует себя со статусом в Facebook и не видит разницы между человеком и аватаром. В их историях мелькают мотивы сказок братьев Гримм: тут и зловещий пряничный домик, и Белоснежка, которую добрые гномы водят к неврологу и хоронят по 10 раз на дню.

 

Но что такое детские фантазии немецких писателей рядом с современными новостными сводками? Как захлопнуть страшную сказку, ставшую былью? Как забыть кошмар, приснившийся наяву? Жизнь оказывается хуже самых мрачных книг, и единственное, что остается, — не принимать ее всерьез


Авторы отказываются от линейного сюжета, их картина современного мира распадается на множество осколков и отражений. До зрителя они пытаются достучаться, взывая не к логике, а к чистым эмоциям и непосредственным ощущениям. Они устраивают перед нами свой жутковатый карнавал с чисто итальянским темпераментом и напором, где-то шокируя, где-то подкупая наивностью и открытостью чувств.

 

Тут вспоминается их землячка Эмма Данте, приезжавшая в Москву на фестиваль NET несколько лет назад: в спектакле mPalermu ее актеры истово танцевали под дождем, сбросив все одежды. Стефано Риччи и Джанни Форте тоже устраивают в финале коллективную оргию. Раздеваясь донага, артисты намазывают друг друга золотой краской, и неэстетичные голые тела постепенно превращаются в прекрасные золотые статуи, застывшие среди разбросанных по сцене яблок, как на картине.

 

Бегство от реальности вполне логично завершается потрясающей по красоте фантастической картиной. Освободившись от себя самих, превратившись в персонажей чьих-то сказок, герои отплясывают под белой снежной пеной, невинные и счастливые, как дети.

 

Russian Online Newspaper

Rate this item
(0 votes)
Last modified on Sunday, 04 November 2012 19:06

Add comment

Submit
0
Shares