После того, как 10 мая 1940 года была прорвана линия Мажино, а 14 мая капитулировала Голландия, Британский экспедиционный корпус, французские части и соединения и остатки бельгийских войск оказались в окружении в районе города Дюнкерк. Причём, как писал Монтгомери после войны, битва в Бельгии и во Франции была проиграна ещё до её начала. То есть само расположение войск, действия французского командования, разногласия между англичанами и французами — всё это привело к тому, что войска в данной ситуации уже были обречены на поражение. Хотя дивизия Монтгомери проявила себя очень хорошо.
20 мая британское правительство начало собирать корабли и суда, которые были способны принять участие в эвакуации союзных войск на Британские острова. Для этого были мобилизованы все корабли военного и торгового флотов, портовые буксиры, даже речные трамвайчики. Всего было привлечено порядка 700 судов. Планировал и руководил операцией контр-адмирал Бертрам Рамсей. Большой вклад в эвакуацию внёс и лорд Горт, командующий британскими войсками.
Дюнкеркская операция.
За неделю, с 26 мая по 4 июня, морем, по Ла-Маншу, на Британские острова было перевезено 338 тыс. человек. Поразительно, но потери при проведении операции «Динамо» (кодовое название Дюнкеркской эвакуации) были невелики. Почему? Во-первых, потому что военные корабли сумели прикрыть гражданские суда. Английские пилоты действовали очень храбро. Немецкие тоже сражались. Непосредственно в боях вокруг самого плацдарма было потеряно порядка 100 самолётов (и с той, и с другой стороны), погибло около 1,2 тыс. человек. Но было оставлено вооружение: 2,5 тыс. орудий, 60 тыс. автомашин, было брошено огромное количество боеприпасов, топлива, имущества. Нельзя не сказать и о французах, которые попали в плен, фактически прикрывая всю эту операцию, — 50 тыс. человек.
Эвакуация проводилась в несколько этапов. На побережье были выстроены импровизированные причалы. Сначала людей везли на небольших судах, которые могли вплотную подойти к берегу, потом перегружали на большие корабли. Каждой части был определён свой порядок отхода: одна прикрывала оборону, другая уходила в тыл. То есть они постоянно менялись, ходили друг за другом. Это было сделано для того, чтобы «обрубить» возможность немцев прорваться к пляжам, где проводилась эвакуация. Оборону держали до последнего. Немцы не смогли её прогрызть. Они не рискнули.
Существует версия, что Гитлер отдал приказ остановиться и не приближаться к Дюнкерку ближе, чем на 10 км, а также не использовать против блокированной англо-французской группировки танки. На самом деле немецкие части остановились и без его приказа. В этом им «помогли» англичане. Во-первых, германские войска вошли в зону действия корабельной артиллерии англичан, и точечный мощный огонь корабельных орудий сыграл здесь очень большую роль. Во-вторых, битва за Францию была далеко ещё не закончена. Франция не капитулировала, война продолжалась. И было непонятно, как в дальнейшем развернутся события, стоит ли рисковать танковыми частями, немецкой пехотой в боях за этот плацдарм? Немецкие генералы не посчитали это нужным. Главным для них было то, что англичане уходят.
Кстати, если говорить о политике, то есть ещё одна очень интересная версия, согласно которой немцы рассчитывали, что когда эвакуированные английские части в панике вернутся домой, принесут с собой дух поражения, Британия капитулирует, откажется от продолжения войны. Ничего подобного не произошло.
Стоит отметить, что помимо англичан и французов в Дюнкеркской операции (правда, в небольшом количестве) были задействованы бельгийцы и голландцы. И если бельгийская армия, подчиняясь приказу короля, капитулировала, то голландцы за несколько дней яростной борьбы смогли нанести немцам тяжёлые потери. Например, над Голландией немецкая транспортная авиация потеряла 300 самолётов. Вообще 8 мая 1940 года — это день самых тяжёлых потерь германской авиации за всю мировую войну.
Раз уж речь зашла об авиации, нельзя не упомянуть об английских лётчиках, которые под Дюнкерком впервые «показали немцам зубы». Действовали они просто блестяще, прикрывая с воздуха корабли, которые увозили людей.
Солдаты французской армии.
Ну и несколько слов про фигуру Уинстона Черчилля, которая, конечно, была ключевой в этот период. Известно, что британский премьер-министр был сторонником войны до победы в любом случае. Ведь именно ему принадлежит идея объединить Англию и Францию в одно государство, которое будет противостоять Гитлеру. Однако французы не рискнули пойти на этот шаг.
C6 C7 ЭХО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ...