January 27, 2025
ukraine support 1 ukraine support 2
Ион Мельник Ион Мельник Воспоминание о брате
Эшелон. Дорога. Во время войны Маркусу Мельник пришлось испытать не только суровость врага, но и жестокость своих, находясь в штрафном батальоне.

Конечно, доброта не профессия, но мой брат Маркус вспоминается мне сегодня именно как человек, который всегда считал своим священным долгом помогать людям: то он навещает больного в госпитале, то оказывает знакомому помощь в переводе английского текста на русский, то отвозит кого-то в магазин, а то и просто помогает советом.
- Я не могу сидеть, сложа руки, - говорил он мне, - когда есть люди, которые нуждаются в помощи или хотя бы во внимании!


Творить добро было его призванием.

По инициативе Маркуса и при личном участии в Чикаго, где он прожил более 30 лет, воздвигли Мемориальную Доску  в честь евреев, погибших во время Ion melnik bratвойны и пострадавших в годы сталинских репрессий. Среди имён есть там имя и его отца, и моего тоже. Ряд лет Маркус возглавлял организацию ветеранов.

При его активном участии и поддержке были выпущены четыре сборника воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны под редакцией в прошлом сына полка Абрама Сагаловича. На титульном листе первого тома значится признательность человеку, благодаря которому смогла выйти эта коллективная повесть воспоминаний более двухсот участников ВОВ.   
Его имя - Маркус Моисеевич Мельник!

Но, пожалуй, мало кто знает, что пришлось вынести за свою продолжительную жизнь этому человеку! Ему было десять лет, когда внезапно умирает его мама, солистка харьковской оперы. Его папа и мой дядя, Моисей Мельник, был крупным учёным-биологом и видным политическим и государственным деятелем на Украине, один из создателей компартии Украины.

Его имя высечено в Париже на Мемориальной Доске  известного института Пастера среди имен выдающихся биологов мира. Причём, всю церемонию награждения отца званием Почётного Доктора видел брат, будучи с ним в Париже. В то время брат, как все его сверстники, ходил в школу. Был круглым отличником. Но это не мешало ему быть настоящим озорным мальчишкой! Он не прочь был и подраться, если надо было вступиться за товарища.

Но вот в страну пришёл  зловещий 1937 год. Не обошёл он и Моисея Мельника.
- А что было с папой, - как-то спросил я брата.
- Его убили, - коротко ответил он.
Я и сам это знал давно, но ни разу не беседовал с братом на эту тему. А недавно решился у него спросить. «Его убили»!
Вот так просто - взяли и убили!

И мой брат в 14 лет оостался сиротой. Радужное детство сменилось  скитаниями по тюрьмам и концлагерям да и по родственникам. В мальчешеской памяти брата на всю жизнь   запечатлелись звериные глаза следователя,  допытывающегося у мальчика про то, чего он и не мог знать. И несмотря на всё это он перед самой войной заканчивает школу с Золотой медалью! Но радоваться не пришлось. Ребята сороковых ушли на войну.

Вещьмешок. Винтовка.
Полушубок. Ватник.
Эшелон. Дорога.
Сорок первый год.
В сапогах тяжёлых
Шли на фронт ребята...
Худенькие плечи.
Лица без бород...

Во время  войны Маркусу пришлось испытать не только суровость врага, но и жестокость своих, находясь в штрафном батальоне.

Наконец, закончилась война. Вернулся с фронта брат. Начал работать. Но позорное клеймо недоверия родины постоянно довлело над ним. Лишь в пятидесятых, когда реабилитировали отца, вернув ему орденские книжки, среди которых был и орден Ленина, с моего брата сняли это позорное клеймо!
Предложили квартиру в Харькове! Но брат не воспользовался  этим и решил устраивать свою жизнь самостоятельно. К этому времени он уже был женат. Жил в Туве, куда только самолётом можно долететь. А учился в Москве. Стремление жить и большое упорство позволили ему получить высшее образование.

Маркус стал крупным специалистом в области мелиорации.
Жизнь перед ним распахнула свои двери. Он работает и в Заполярье и на Кольском полуострове. Работает в Эстонии, а потом в Ростове на Дону...

А в 1976 году мой брат Маркус  переехал на постоянное место жительства в Америку. Здесь, по его собственному выражению, он оказался более востребованным и нужным.
Помогать людям – таково было его кредо. Этим он мне и запомнился.

Ион Мельник
Rate this item
(2 votes)
Last modified on Saturday, 17 March 2012 18:19
Published in Очерки
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit
0
Shares