В субботу 15 августа было отмечено 70 лет со дня, когда японский император Хирохито объявил японскому народу по радио о том, что он принял условия – фактически ультиматум - США и союзников, изложенные в Потсдамской декларации, о прекращении японского участия во Второй мировой войне. Иными словами, 70 лет тому назад Хирохито официально объявил о японской безоговорочной капитуляции.
В качестве обоснования своего решения капитулировать, японский император произнёс две ключевые фразы в своем радиообращении спустя недели после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки:
«Наш враг начал применять новую и страшнейшую бомбу, которая может наносить неисчислимый ущерб невинным людям. Если мы будем продолжать воевать, это не только приведёт к коллапсу и полному уничтожению японской нации, а также к концу человеческой цивилизации».
Эти фразы подчеркнули доминирующую роль, которую сыграли американские атомные бомбардировки в Хиросиме и Нагасаки в окончательном решении Хирохито принять условия США и союзников о капитуляции. (Примечательно, что не было ни одного слова в этом обращении о вторжении советских войск в Манчжурии или, вслед за ним, о новой предстоящей крупномасштабной войне с СССР, как дополнительного фактора в его решении капитулировать).
К 70-летию объявления Японии о капитуляции снова бурно обсуждаются следующие два вопроса:
- Были ли необходимы и оправданы эти бомбардировки 70 лет назад?
- Возможно ли было добиться капитуляции Японии другими, менее страшными способами?
***
Мой главный тезис заключается в том, что атомные бомбардировки по Хиросиме и Нагасаки были страшной трагедией, но из двух зол президент США Гарри Трумэн выбрал меньшее.
Имперская Япония была явным агрессором во Второй мировой войне не только в Азии, но и в США (в Перл Харборе), и совершила несметное количество военных преступлений, геноцида и актов зверства в течение более 10-и лет.
Капитуляция нацисткой Германии была достигнута 8-го мая 1945 года, положив конец Второй мировой войне в европейском театре. Спустя три месяца, главный вопрос перед всем миром был следующим - каким образом и как можно скорее положить конец Второй мировой войне и в тихоокеанском театре с минимальными потерями?
К августу 1945 года от 60 до 80 миллионов человек в общей сложности уже погибло в этой самой смертоносной за всю историю человечества войне. Чтобы еще миллион или больше человек не погибло, и чтобы Вторая мировая война не длилась еще несколько лет, президент Трумэн принял тяжелейшее решение сбросить атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.
Если бы американцы пытались добиться капитуляции Японии другим способом – то есть, длинной наземной войной на главных японских островах – это, скорее всего, привело бы к гибели больше миллиона человек с обеих сторон (как военных, так и гражданских).
Плюс к этому, возможно, сотни тысяч советских солдат, которые начали воевать 9-го августа 1945 года против японской армии в Манчжурии, также бы погибли. Примечательно, что только в течение 11 дней этой операции (с 9 до 20 августа) погибло около 90,000 человек с японской и советской сторон. А представьте себе, сколько ещё людей погибло бы, если бы эта война продолжалась ещё несколько лет.
Откуда берётся прогноз, что «больше миллиона» человек погибло бы, если бы США пришлось проводить наземную операцию на главных японских островах? Возьмите, например, кровавую битву (наземную кампанию) в одной только Окинаве, которая длилась три месяца (с апреля до июня 1945), и в которой погибли примерно 21,000 американских и 77,000 японских солдат. Это огромные потери – а уж тем более учитывая то, что битва в Окинаве, находившейся на крайнем юге японских островов, велась «на задворках» Японии.
То есть, на одном, достаточно маленьком, отдалённом острове Окинава в этом сражении погибло почти 100,000 человек. А американские военные советники просто умножили на 10 число людей, которые вероятно погибли бы при наземной операции на главных японских островах, где была сконцентрирована львиная доля японской военной машины. Не надо забывать, что к началу августа 1945 года японская военная машина была всё еще весьма мощной с 2 млн солдатами и 10,000 военными самолетами.
***
Спустя всего лишь неделю после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, Япония безоговорочно капитулировала. Конечно, нельзя умалять значение открытия советского «северного фронта» в Манчжурии 9 августа 1945. Этот факт также способствовал решению Японии капитулировать, но он не был главным фактором.
Вместе с тем, безусловно, Вашингтон также хотел этими атомными бомбардировками послать Москве сигнал «косвенного устрашения». Но это не было главным мотивом США, а скорее всего это было сделано «заодно».
***
Необходимо смотреть на трагические бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в широком контексте японского имперского духа милитаризма, экстремизма, ультранационализма, фанатизма и их теории расового превосходства, сопровождающейся геноцидом (Чего стоят японская военная кампания и геноцид в одном Китае, где погибло 20 млн человек).
По давно (в течение многих веков) сформировавшемуся японскому военному кодексу «бушидо» японский военный был обязан воевать до самого конца. А сдаться при каких бы то ни было обстоятельствах означало полностью покрыть себя позором. Согласно этому кодексу лучше было совершить самоубийство, чем сдаться.
В то время умереть в бою ради японского императора и японской империи было наивысшей честью. Для подавляющего большинства японцев такая смерть означала мгновенное попадание в «японский имперский рай». Этот фанатический дух наблюдался во всех битвах - в том числе и в Манчжурии, где были зафиксированы массовые случаи самоубийств среди мирного японского населения, чтобы избавиться от позора – зачастую при помощи самих японских солдат – когда советские солдаты начали наступать на территорию, которую до этого момента контролировала японская армия.
Атомные бомбардировки представляли собой, пожалуй, единственный способ устрашения, который позволил всё-таки сломить этот укоренившийся и казавшийся непоколебимым имперский и милитаристский фанатизм и добиться капитуляции японского режима. Японские власти поняли, что вслед за Хиросимой и Нагасаки могли бы быть еще несколько атомных ударов по другим городам, включая Токио, если бы Япония немедленно не капитулировала. Именно этот страх перед полным уничтожением нации выразил император в своем радиообращении к японскому народу о капитуляции.
Иными словами, американская атомная бомбардировка была единственным способом принудить японские власти к миру.
Часто утверждается, что Хирохито был готов капитулировать и без американского нанесения атомных ударов по Хиросиме и Нагасаки. Ничего подобного. До сброса атомных бомб Хирохито и его генералитет фанатически придерживались принципа «кецу го» - то есть, воевать любой ценой до победного конца - а уж тем более, что японские военные в большинстве своем пренебрежительно относились к военному духу американцев. Японские генералы считали, что американцы безусловно устанут от этой войны гораздо раньше, чем японские солдаты. Японские военные считали, что они намного выносливее и храбрее американских солдат и могли бы выиграть любую войну на истощение.
Но атомные удары и эту японскую веру сломили тоже.
***
После капитуляции Японии, имперская Япония покончила со своим кровавым, милитаристским и фанатическим прошлым, после которого она - с помощью США - начала создавать демократическое, свободное и процветающее общество. Теперь Япония с населением 128 млн. занимает третье место в мире по ВВП. Более того, валовый внутренний продукт на душу населения Японии составляет $37,000 (примерно в два раза выше российского показателя). Из проклятого, преступного изгоя всего мира Япония за короткое время превратилась в ведущего члена западного экономического и политического сообщества.
Тут напрашивается прямая аналогия с Германией. После капитуляции Германии США помогали восстанавливать и Германию (правда только половину Германии, так как Восточная Германия была оккупирована СССР). Теперь Германия, как и Япония, является демократической, свободной и процветающей страной, и также ведущим членом западного сообщества. Германия занимает 4-ое место в мире по ВВП (непосредственно за Японией, которая занимает 3-ое место), и ВВП на душу населения в Германии составляет $46,000.
Интересно сравнивать разницу между тем, как США обращались с проигравшими Японией и (Западной) Германией во все годы после Второй мировой войны, и как Советский Союз обращался с восточно-европейскими странами – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Хотя Германия и Япония были лютыми врагами США во время Второй мировой войны и подвергались жестоким авиа-бомбардировкам со стороны США - и вовсе не только в Хиросиме, Нагасаки и Дрездене – теперь они является крупнейшими политическими союзниками и деловыми партнерами США.
Тем временем, до сих пор большинство стран Восточной Европы негативно и с большой опаской относится к России – и это не на пустом месте. Агрессия РФ на Украине всего лишь усугубляет уже давно сформировавшееся негативное мнение о России среди стран Восточной Европы.
***
Если смоделировать противоположную ситуацию и предположить, например, не американцы создали первые две атомные бомбы в 1945 году, а советские ученые – и весной 1942 года. Представьте себе, что верхушка советского руководства обратилась бы к Сталину со следующим советом весной 1942 года:
«Мы уже 9 месяцев воюем с нацисткой Германией на нашей территории. У нас уже колоссальные потери: человеческие, военные и гражданские-инфраструктурные. По всем ведущим экспертным оценкам, чтобы добиться капитуляции нацистов, нам придется воевать против Германии еще 3 года (даже, если США когда-нибудь откроют западный фронт). И эти еще три года войны повлекут за собой гораздо больше потерь (от 10 до 20 млн погибших) и полное разрушение нашей инфраструктуры в европейской части СССР.
Но мы можем найти более рациональный способ победы и быстро положить конец этой страшной войне если мы нанесем ядерные удары по двум немецким городам. Таким образом мы сразу получим безоговорочную капитуляцию нацисткой Германии.
Хотя погибнут примерно 200,000 мирных жителей Германии, по нашим оценкам, это спасет СССР от колоссальных потерь из-за которых уйдут десятилетия на восстановление страны. Ядерными бомбардировками по двум немецким городам мы за несколько дней достигнем того, на что потребуются несколько лет кровавой и страшной войны».
Принял бы Сталин то же самое решение в 1942 году, которое принял президент Трумэн в 1945 году? Ответ очевиден.
И эта гипотетическая иллюстрация подчеркивает насколько политически подтасованным и лицемерным является недавнее предложение Сергея Нарышкина, председателя Госдумы, создать трибунал над США по «военным преступлениям», совершенным Вашингтоном в Хиросиме и Нагасаки 70 лет тому назад.
***
Но возникает и другой вопрос. Если уж провести трибунал над США по Хиросиме\Нагасаки – какой бы вердикт ни вынесли – то тогда, справедливости ради, надо также провести трибуналы и над Москвой по огромному количеству преступных дел во время Второй мировой войны и после неё - в том числе по секретному протоколу в Пакте Молотова-Риббентропа, по аннексии и оккупации Прибалтики, по военной оккупации почти всей восточной Европы, по катынскому расстрелу, по массовым изнасилованиям женщин советскими солдатами при взятии Берлина весной 1945 … (полный список очень длинный).
И потом надо провести трибунал над Москвой по вторжению в Венгрию в 1956 году, в Чехословакию в 1968 и по войне в Афганистане … вплоть до двух чеченских войн, в которых погибло более 80,000 мирных жителей. А сколько мирных людей погибло из-за военных действий Красной Армии во время Второй мировой войны? А что скажет Нарышкин, если выяснится на трибунале над Москвой (после того, как был проведён трибунал над США), что советские войска убили больше мирных людей, чем американские войска – включая все авиаудары США по Нагасаки, Хиросиме, Дрездену, Токио и по всем другим городам вместе взятым?
И еще надо провести трибунал над КПСС: за все сталинские репрессии и за ГУЛАГ; за Голодомор; за то, что в 1954 году в Оренбургской области прогнали 45,000 советских солдат через эпицентр только что проведённого ядерного взрыва, чтобы определить через какое время после атомного взрыва можно отправить свои войска на наступление; за резню в Новочеркасске; за сбитый южнокорейский пассажирский самолет в 1983 году … да и за все многочисленные государственные преступления советского периода.
В этой связи, возникает главный вопрос к господину Нарышкину, выступившему инициатором идеи трибунала над США: Действительно ли Кремль хочет открыть этот огромный ящик Пандоры?? Если это ящик откроется, Россия окажется в уж очень невыигрышном положении. Это мало Кремлю не покажется.
За что боретесь, Сергей Евгеньевич, на то и напоретесь.
***
Ажиотаж вокруг необходимости трибунала над США по делу Хиросимы и Нагасаки — очередной политический трюк, направленный на то, чтобы еще раз разжечь антиамериканизм среди россиян. Примечательно, что именно Россия громче и пафоснее всех кричит про этот трибунал над США - хотя в самой Японии эта идея не находит поддержки! Наоборот, министр обороны Японии Фумио Кюма, например, заявил неделю тому назад, что сброс атомных бомб действительно помог положить конец войне.
В таком случае, напрашивается другой вопрос – в чем истинный мотив внезапно пробудившейся жажды провести трибунал по событиям 70-летней давности? Чем вызвано столь пафосное «глубокое возмущение» Нарышкина и других российских политиков по отношению к бомбардировке Хиросимы и Нагасаки?
Ответ: Инициатива Нарышкина, среди всего прочего, отвлекает внимание от весьма неудобного Кремлю предложения создать трибунал по делу сбитого в прошлом году над Донбассом гражданского Боинга. Это является очередным переводом стрелок на США. И заодно это лишний раз показывает, какими преступниками-убийцами являются американские военные.
***
Темой Хиросимы и Нагасаки советская пропаганда манипулировала в течении десятилетий «холодной войны». Советская пропаганда любила повторять, что нельзя рассматривать американские атомные бомбардировки иначе, как военное преступление и «геноцид» и другого мнения по этому вопросу быть не может. Теперь Нарышкин и Ко продолжают такую же пропагандистскую кампанию против США.
Более того, говорят многие прокремлевские политологи и политики, остается реальная опасность, что США вполне могут повторить Хиросиму и Нагасаки – и нанести первый, упреждающий ядерный удар по российской территории (!!). И даже якобы имеются конкретные американские планы на это, грозно предупреждают они.
Из этого следует, что России надо лезть из кожи вон (и тратить почти сто миллиардов долларов каждый год на оборону), чтобы противостоять своему «главному врагу», который реально угрожает России ядерным апокалипсисом.
Родину, всё-таки, надо защищать, если уж «ядерный враг у ворот». (О том, что принцип взаимно гарантированного уничтожения всё еще исключает любой ядерный удар по России, видимо, не смущает этих политологов и политиков).
Противостоять не только ядерным, но всем остальным мнимым угрозам США – это чуть ли не самая главная внешняя и внутренняя политическая платформа Кремля.
***
70-летие годовщины капитуляции Японии дает нам прекрасную возможность проанализировать и оценить высокое политическое и экономическое развитие этой страны после полного разрушения во Второй мировой войне. Аналогичный успех был также достигнут и в Германии за последние 70 лет.
Интересно, однако, что многие в России дают совершенно другую оценку Японии и Германии – а именно, что они фактически являются «колониями» США.
Для России, конечно же, лучше не японский или немецкий путь развития, а свой «особый путь» - что в первую очередь автоматически означает политику, активно противостоящую США.
Чтобы лучше охарактеризовать суть кремлёвской политики по отношению к США я бы перефразировал строку одного легендарного российского рок-музыканта (который недавно оказался в опале у Кремля):
«Не стоит прогибаться под неизменчивые США / Пусть лучше они прогнутся под нас!».
Эхо Москвы
Материал из Википедии
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года соответственно) — единственные в истории человечества два примера боевого применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны с целью ускорить капитуляцию Японии в рамках тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны.
Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay», названный так по имени матери (Энола Гей Хаггард) командира экипажа, полковника Пола Тиббетса, сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Три дня спустя, 9 августа 1945, атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») эквивалентом 21 килотонна тротила, была сброшена на город Нагасаки пилотом Чарльзом Суини, командиром бомбардировщика B-29 «Bockscar». Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки.
Шок от атомных бомбардировок США оказал глубокое воздействие на премьер-министра Японии Кантаро Судзуки и на министра иностранных дел Японии Того Сигэнори, которые склонились к тому, что японское правительство должно прекратить войну.
15 августа 1945 года Япония объявила о своей капитуляции. Акт о капитуляции, формально закончивший Вторую мировую войну, был подписан 2 сентября 1945 года.
Роль атомных бомбардировок в капитуляции Японии и этическая оправданность самих бомбардировок до сих пор вызывают острые споры.