Как распознать настоящего писателя и графомана, человека, по определению в интернете страстно пишущего? Вопросом задаются многие авторы не только местного пошива. На тему пустой графомании и настоящего объемлющего и прочувствованного творчества рассуждают на страницах изданий от провинции до столицы. Истинность и качество произведений обсуждают на литературных семинарах писательские организации. К сожалению, даже могущественные представители культурных ячеек не могут остановить-отфильтровать поток информации, льющийся в интернет и на страницы авторитетных журналов. За всем не уследишь: искусство, культура в целом – попадают в частные владения как тюрьмы в США или в Европе. Сравнение не очень удачное, конечно, но кому на Руси жить хорошо?
– Ты сильно расстроишься, Вить, если скажу, что не отличаю графомана от истинного писателя? – пожимает плечами омский журналист Дмитрий Карин. – Писатель для меня тот, кого продают в книжных магазинах. Книги писателей не жаль рекламировать и выставлять на видное место!
Омский журналист приводит в пример коллегу по творческому цеху Евгению Ивановну Лифантьеву, старенькую корреспондентку коммунистической газеты «Красный путь». Евгения «Скади» по-прежнему отлично пишет статьи в газету и прозу в жанре фантастики. Её роман «Орк-лекарь» вышел в «ЭКСМО». Сейчас она работает над чем-то более аппетитным, нежели первый «блин». В союзе писателей она не состоит и не стремится в него, выходит часто в «ЖЖ» и весьма довольна результатом. Она общественный деятель и порой скандалистка на блогах в СМИ, прозванная «троллем».
Я набираю в поисковике интернета несколько имён-фамилий – членов обеих писательских организаций. Вбиваю Владимира Новикова, Александра Токарева, Эльвиру Рехин, Вениамина Каплуна или Льва Трутнева, например. Эти авторы числятся в кругах творческой организации, а по факту публикаций – закончили писать давным-давно. Проблема в том, что старые писатели с членскими билетами не хотят или не умеют выкладывать свои работы в интернет. Если редактор литературного журнала не опубликуют «ПДФ-файл» с новыми стихами или рассказами этих «творцов», то «нетленки» так и останутся на желтеющей с годами бумаге.
– С появлением мировой сети «Интернет» писателей старшего поколения ожидает обнуление… – делится соображениями мой большой товарищ Борис Штуров – лидер омского клуба ниндзюцу «Сёдзи». – Многие до сих пор не набрали тексты прошлых лет, не перевели их в электронную форму. Кто не успел, тот, опоздал, превратившись в тень… в ниндзя!
– Я быстро научился, Вить, клацать по клавиатуре, – отмахивается добряк и член Союза писателей России восьмидесятилетний поэт и редактор журнала «Преодоление» Николай Трегубов. – Время заставляет пользоваться технологиями. А то представляешь, графоманы скинут свои тексты в сеть, а мои вирши останутся мало не прочитанными – погребёнными?! Ужас, я вот-вот расплачусь!
– Николай Михайлович, как отличить графомана от настоящего автора-писателя?
– Подлинное произведение можно ощутить, потрогать, – он вытягивает руку вперёд и делает вид, что касается чего-то приятного. Гладит ладошкой воздух, ласкает пальцами. – Читаешь – вдохновляешься, прямо радуешься жизни, это хочется показать всем. А бывает, лишь взглянул – отводишь взгляд. Тебе это не нужно ни под каким соусом. Если разворошить ничто – оно чаще всего и останется ничем. Сколько я принимаю текстов для публикации? Не очень много? А ещё говорю… не несите мне дерьмо! В интернет валить – дело ваше, стерпит.
У классиков не было плохих произведений? Были наверняка. Я читал, что некоторые авторы, ставшие классиками, не показывали своих недоделанных работ. Выбрасывали или оставляли родственникам и друзьям на потеху.
Известный омский журналист Андрей Михайлович Коломиец, работающий на заказ последнее время, привык читать лишь определённый жанр литературы. Он признаётся, что раньше истинное произведение ценилось больше, чем сейчас. Информационное пространство интернета практически сравняло бессовестного графомана и подлинного трудягу-писателя, одарённого великим талантом. Почему? Одни, дико талантливые авторы, просиживают штаны на малопосещаемых порталах, а вторые, почти бездарные, но нахальные «Писаренко» – попадают на бис, публикуя материал на более видных и также доступных ресурсах. Замечательно, когда автор сочетает в себе массу качеств: талант вместе с трудоспособностью-мобильностью-ловкостью и т.д. Такой «боец» нигде не пропадёт и найдёт своего читателя. Но если поленится и пустит дело на самотёк, как многие далеко не молодые создатели, станет членом Союза писателей России Юрием Петровичем Виськиным, который несколько лет ожидал публикации в крупном столичном журнале.
– Опубликовали? – нетерпеливо спрашивает у меня молодой и пронырливый поэт Андрей Козырев, редактор альманаха «Менестрель».
– Не-е, редакция передумала, – взгрустнулось мне. – Сначала выставил Юра свой роман в рассказах на «прозе.ру», потом удалил его. Короче, пипец полный для писателя после шестидесяти.
Жаль творческого коллегу Виськина – он часто блестит глазами, когда что-то не удаётся. А вот супруга у него молодчина-педагог, не унывает. Она – учитель начальной школы БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов». Делится успехами своего талантливого мужа, желает ему лишь лучшего.
– А как писал Юра Виськин славно!.. – вспоминая, не отпускает Николай Трегубов. – Помню, был Юра писателем рабочего класса! Лет тридцать назад вышла у него книга с рассказами о труде заводчанина-сталелитейщика и всё на этом!
Писатель вынужден преподносить-обновлять о себе информацию постоянно и выгодно. Не говорить о том, что не смогут обнаружить сразу. Расскажу, как выступаю я в ОмГУПС, куда приглашает Мзия Джемаловна Купарашвили – доктор философских наук, профессор кафедры СОСТ. Она предупреждает, что студенты – народ ушлый и тотчас проверяют сведения в интернете. Мудрая женщина Мзия Джемаловна вспоминает, как год назад выступал член Союза писателей России, признавался, что пишет не менее 8 часов в день, трудится без выходных и имеет множество наград. Выходя в интернет, студенты не находят о писателе почти ничего, лишь кое-какие мелкие публикации на сайте «Проза.ру».
Выхожу я перед молодыми людьми браво и выступаю прицельно. Их много – человек семьдесят. Умные парни и симпатичные девушки. Называю свои произведения не в произвольном порядке!
– Начните с повести о средневековой Японии о любви ниндзя «Красный лотос», продолжите с романа-предыстории «Последний рассвет». Слышали, как мой боевой товарищ Борис Штуров, лидер клуба «Сёдзи» ездил на Донбасс?
Вижу, как молодёжь достаёт мобильные телефоны и заходит в интернет. Их интересует, где находится клуб ниндзюцу и как в него попасть.
– Как попасть? – задаю вопрос и сам отвечаю: – Спросите меня позже в социальной сети «Вконтакте»: https://vk.com/moy_nakama, когда прочитаете мои путевые заметки в США «По ту сторону неба», затем повести по мотивам поездки «Белая и чёрная роза» и «Ориентир». Чей душевный комментарий вижу – пишу адрес клуба, выдаю пропуск…
Я раздаю на столы наглядные пособия в виде журналов и газет с моими трудами разного толка. Комментирую работы. Ребята прямо хлопают в ладоши. Передавая издания соседу, они снова «ныряют» в мировую сеть, открывают мой канал на «Ютюбе», блоки публикаций на портале общероссийского глянцевого журнала «Наша молодёжь». Добираются до рассказов и статей о писателях. Думаю, студенты удовлетворены этой встречей больше, чем предыдущей. Хочется в это верить!
– Вы много рассуждаете о графоманах, – вдруг поднимается и серьёзно говорит одна кудрявая девушка. – Я сама пишу и хотела бы узнать, о чём лучше написать?
– Главное, ни о чём писать, а как это сделать, милый человек! – отвечаю. – Можно и свалку описать так, что захочется посмотреть! С этим вопросом я подходил к председателю Омского отделения СРП Александру Лейферу – после вручения мне литературной премии им. Ф.М. Достоевского. Он ответил примерно также!
– Как узнать, графоман ли перед тобой?
– Если ясно с первых строк, что вам хочется читать дальше – писатель, как минимум, не графоман!
Я был на литературном семинаре от Союза писателей России в Омском государственном музее им. Ф.М. Достоевского. Нашу прозу «судил» член правления президиума Литфонда и член СПР Лев Емельянович Трутнев. Он сурово сказал, что у него в шкафу много книг, но одними он обязательно истопит печь, если дров не останется, а вторые оставит на память.
– Прочитал я крупный рассказ одного молодого автора и вскакиваю с места, звоню коллеге Николаю Березовскому, делюсь впечатлениями! – вспоминаю я у студентов слова Трутнева. – Ваша память – вот что поставит на писателе отметку «класс»!..
Та же картина со студентами и выступлением, когда меня приглашает в ОмГУ Роман Борисович Шульга – старший преподаватель факультета теологии, философии и мировых культур. Первое, упреждает он, краткость сестра таланта, второе – искра-оригинальность при выступлении. А третье – не рассказывать о том, чего нет в интернете.
– Стараемся звать молодых писателей, Виктор, – добавляет Роман Борисович. – А у вас серия публикаций на сайте Омской епархии в блоге, ни один омский писатель этим похвастать не может!
Графоман – бой?! Нет, зачем тратить силы бестолково? Правильней – вдохновиться и поразмыслить, написать стоящее произведение, вопреки равнодушию-усталости и прочим деструктивным факторам современного времени.
Виктор Власов