С 1991 года в городе Омске орудует подпольная белогвардейская организация, хитро маскирующаяся под обыкновенный театр.
Люди в форме нашему сибирскому обывателю не в новинку; здесь, в городе на Иртыше, дислоцируются многочисленные и разнообразные регулярные воинские части, славный традициями и выпускниками Сибирский кадетский корпус, функционирует Сибирский казачий юридический колледж. И это ещё, не считая учреждений, относящихся к МВД и МЧС. Наш город всегда, начиная с имперских времён и до настоящего, либерального, был «кузницей кадров» государственного служивого сословия.
Вопреки уверениям заграничных экспертов, будто Сибирь, изнывая под гнётом Москвы, мечтает отделиться от России, патриотизм, лояльность государству у сибиряков-омичей «генетическая», совратить нас всякими там идеологиями – нереально. У нас даже землетрясений не бывает! Помнится, недавно случилось на Камчатке, мощное, – до столиц дошло, а в Омске – тишина, ни разу даже не качнуло… Причиной тому, говорят, толстая грунтовая «подушка» из осадочных слоёв, осевшая под древним океаном, словно мать природа нарочно создавала Сибирь такой, предназначив ей являться центром мирового порядка и оплотом стабильности.
Стабильности, в том числе и политической.
Однажды, в период межвременья, Омск ненадолго стал столицей, и об этом сохранилась память. Эту память всесильные узурпаторы и цареубийцы не один десяток лет старались стереть, считая опасной для общества. Несколько поколений омичей выросло с убеждением, что город их – место ссылки, казарма и тюрьма, о чём свидетельство оставил даже сам Ф. М. Достоевский, великий русский литератор. Надо полагать, тот факт, что город наш однажды стал столицей патриотического сопротивления, есть наибольшая стадия его падения.
С памятью Александра Васильевича Колчака коммунистическая власть боролась яростно, с ненавистью и азартом. Высмеивала и унижала эту личность, проклиная его дела. Даже имя его, полярного исследователя, учёного, было стёрто с географических карт. Только память народная хранила это имя как символ высочайшего статуса, которого удостоился город на Иртыше, ведь, несмотря на зловещий оттенок, эта страница нашей истории – повод для гордости. Отчего же нет? Диктатор Колчак ничуть не ужаснее кровавых тиранов, заправлявших в Москве или Петербурге!
Любопытен факт: даже при Советской власти, в условиях тотального идеологического контроля КПСС, омские железнодорожники, ничуть не стесняясь, отзывались на «колчаков». Их коллеги – новосибирцы на профессиональном жаргоне слыли «карасями» (потому что они живут в «рыбной области» – на озёрах, которых там две с половиной тысячи).
Новая либеральная власть России, чтобы откреститься от собственного коммунистического генома, постаралась «мутировать» – переосмыслить историческое наследие Империи и несколько ослабила идеологический прессинг в отношении тех, кто помнит и уважает «белое» прошлое страны. Возникла парадоксальная ситуация: добровольческая армия, с её принципами благородства и чести, отныне принята за образец патриотического служения, но такая позиция власти непонятна очень и очень широким слоям населения, для которых «белые» остаются врагами народа.
Примирить две враждовавшие в недавнем прошлом парадигмы отчасти удалось – на «культурном поле». Патриоты царской Империи и патриоты Социалистического Отечества, и те, и другие – «государственники». Самым ярким, фантасмагорическим символом государственного патриотизма можно считать атрибутику РФ: орлы и штандарты Президента, красные звёзды и красное знамя ВС Российской Федерации, гимн на новые слова старого автора (С. Михалкова) и старую же музыку (А. Александрова). Для города Омска этот проект обернулся неожиданным явлением: призывникам преимущественно из нашего города дано право по желанию служить в Президентском полку. С 25 мая 2013 года в Омске появилась уникальная традиция: ветераны этого полка выставляют почётный караул в Мемориальном сквере Памяти борцов революции у Вечного огня.
В тени государственной программы всё это время существовала инициатива, зародившаяся «снизу», неформально. Слабая, как любая исключительно культурная, а не коммерческая, в своей основе, но вместе с тем и живучая, замешанная на здравом энтузиазме. Ещё в 90-х годах прошлого века на улицах Омска замелькали… мундиры белогвардейских офицеров и солдат. Яркие, необычные, странные, они привлекали внимание и будоражили общественное любопытство. Шутки прохожих не смущали наряженных в униформу немногочисленных молодых людей, и новые «беляки» с удовольствием делились своими знаниями о забытом и оболганном периоде российской истории, известном как Гражданская война.
Так начинал свою просветительскую миссию неформальный клуб «Белая гвардия», благодаря которой в городе появился Музей Гражданской войны, открылся памятник адмиралу Колчаку и ресторан с одноимённым названием, демократичный по ценам – «Колчак».
Власть предержащие всегда стараются придушить неформалов, даже таких, чья деятельность, казалось бы, носит прогрессивный оттенок и протекает в русле политики государства. КГБ заинтересованно следил за «белогвардейцами», отслеживая возможные метаморфозы организации. В то смутное время прецедентов имелось предостаточно – националистические движения пылающих конфликтами регионов бывшей единой страны все также начинались с «культурного просвещения». Не забылось и «Сибирское областничество» Г. Потанина, Н. Ядринцева и др., и чекисты держали ухо востро. Помощи молодым историкам от городских властей не было, но и препятствий особенных не чинилось. Деликатно поинтересовалась вменяемостью «белых» историков Омска и разведка Германии. Так совпало, в 90-е годы в нашей области создавался Азовский немецкий национальный район, и немецких партнёров губернатора Л. К. Полежаева встревожило появление на улицах Омска «корниловцев», напоминавших об успешных «ударных» операциях русских войск против Германии в Первую мировую. Вполне корректно отнеслась к «белогвардейщине» КПРФ товарища А. А. Кравца; заядлых «монархистов» даже привлекали к распространению газеты «Красный путь»! Патриоты, «красные» и «белые», были заедино: вместе ругали демократов, захвативших тогда инициативу в клубе и порывавшихся учредить «Белое движение России». Благодаря спонсорской помощи Союза ветеранов Афганистана, событие состоялось в помещении бывшей резиденции адмирала Колчака, прошло на хорошем организационном уровне, с участием делегатов из разных регионов страны.
Но всеблагое дело спасения России зачахло ввиду отсутствия общественного спроса на контрреволюцию и невозможности заграничной чартерной поставки парабеллумов. Шутки – шутками… Не патриоты и космополиты, как прежде, а иная грань делила Родину, чумное поветрие: националисты встали против федералов.
Трагический разгром Югославии, вспыхнувшая страшная война в Чечне, череда вооружённых конфликтов по окраинам и переворотов в столице – поставили любителей патриотической истории в непростое положение: отсидеться ли им «в тылу», или реализовать свои убеждения «на фронтах». Да, кое-кто успел повоевать, иные ввязываться в кровавые события не рискнули; и не надо бросаться обидными словами, ведь не каждый решится оставить беззащитными свои семьи в условиях жестокого развала всех общественных институтов и тотального обнищания народа. Вместе с народом, отставив иллюзии и перешагнув психологические барьеры, порождённые природной ленью – выжили, выстояли, и хочется забыть многое, в том числе унижение и даже простить вождям и рвачам их предательство, и снова любить своё государство и гордиться им…
Мода на политические игры прошла и современные «белогвардейцы» отказались от нелепых непосильных амбиций. Продолжив существовать как униформистский клуб, общественная организация «Белая гвардия» сегодня занимается лишь тем, что было в ней заложено разумного и здравого: культурно-просветительской деятельностью. Театр исторического костюма «Белая столица» появился как совместный проект с «естественными союзниками», то есть с казаками Сибирского региона.
Со времён основания в труппе появилось много новых участников, увлечённых исторической реконструкцией: молодые девушки и дамы в шикарных нарядах, блистательные кавалеры, способные не только танцевать в салонах, но и слаженно выполнять строевые приёмы, удивить гражданских джигитовкой, искусным фехтованием шашкой.
Театр исторического костюма под руководством офицера Сибирского реестрового казачества О. П. Томилова выступает на праздничных мероприятиях города Омска, на корпоративных торжествах коммерческих организаций, заботящихся о своём культурном имидже. Почётным караулом встречали в Омске, в мае сего года, Главу Российского Императорского Дома Е. И. В. Государыню Великую Княгиню Марию Владимировну.
Наряды и форму с амуницией участники постановок создают сами, и это, пожалуй, наиболее весомое препятствие развитию театра. Многие молодые люди с творческими способностями хотели бы присоединиться к хорошему общественному начинанию, да слишком уж затратное это хобби, ведь реконструкторы не ограничиваются периодом Гражданской войны – выступают и на День Победы, и на этнических фестивалях… А как было бы здорово увидеть массовые постановочные сцены с участием, скажем, «белочехов» или тех же «кайзеровских германцев», битых генералом Брусиловым, или Ермакову дружину на челнах, в схватке с татарским войском хана Кучума… А то и кино снять «на натуре»…