November 24, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
Vassily ShulzhenkoТак, друзья, сегодня будет интересный пост про невероятно крутые работы художника Василия Шульженко, на которых в гротескной форме изображена жизнь в СССР — в основном, в период шестидесятых-восьмидесятых годов. Думаю, вы неоднократно видели эти картины на просторах интернета, но скорее всего ничего не знали об авторе — и вот в сегодняшнем посте я собрал все наиболее известные картины художника.

Несколько слов об авторе. Василий Шульженко родился в Москве в 1949 году. В 1973 году художник окончил Московский полирафический институт, стал членом Союза художников в 1978 году. Стиль художника определяют как "свободная фантазия" — он вобрал в себя многие стили XX века, от сюрреализма до соцреализма. Разумеется, большинство своих работ, посвященных СССР, художник нарисовал уже после конца советской власти — в СССР за такие картины можно было угодить в тюрьму или в сумасшедший дом.

Работы находятся в частных и музейных коллекциях России, США, Италии, Франции, Финляндии, Голландии, в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в музее "М'АРС" (Москва), в музее "КИССИ" в Оклахома Сити (США).

Живёт и работает в Москве.

Итак, в сегодняшнем посте — страшный СССР на картинах художника Василия Шульженко.

1. "Ленин и крестьяне".

Пожалуй, одна их самых известных работ Василия, на которой изображено общение Ленина с "элекоратом". Ленин на ней предстает не в образе "доброго дедушки", а в виде какого-то жуткого существа-зомби. Да и "электорат" вокруг Ленина своими пьяными рожами мало напоминает нормальных людей...



02. "Дудочка".

Неприглядный полуразрушенный город с запущенными зданиями дореволюционной эпохи, вышедшая из берегов река. Посреди всего этого в лодке сидит человек и с отрешенным взглядом играет на дудочке. Сложно сказать, что именно имел в виду художник — может быть, это картина о послереволюционной разрухе, а может быть на ней изображен бывший узник ГУЛАГа, который не может найти себе места в жизни.



03. "Продавцы картофеля".

Картина, изображающая быт в советской глубинке — на мешке картофеля сидит побитый жизнью и потерявший ногу дедушка, рядом стоит девочка — вероятнее всего, его внучка. Пронзительная картина.



04. "Драка пастухов".

Те самые "колхозные будни", которых никогда не показывали в советских фильмах — там все колхозники изображены как красивые и подтянутые товарищи, что постоянно работают, время от времени цитируют Ленина и постоянно думают о повышении надоев.



05. "Ночь в городе".

Наверное, моя любимая работа Шульженко, которая очень точно показывает быт городских советских алкашей семидесятых-восьмидесятых годов. Поздний вечер, грязный снег, типовой советский микрорайон с магазином-"стекляшкой", возле магазина собрался "пролетариат" и стреляет мелочь "на пузырь". На переднем плане изображено нечто бесполое, с той самой заветной бутылкой в руках.



05. "Фавн".

Картина названа в честь древнеримского божества — покровителя лесов, полей, стад и вообще дикой природы. В мифологии фавн изображался со звериной нижней половиной тела, и тут Василий Шульженко не отошел от канонов. В руках у советского фавна баян,  а рядышком сидят два товарища-"заместителя")



06. "Диоген".

Еще одно обращение к античной мифологии и истории — как известно, Диоген был древнегреческим философом и по преданию, жил в глиняной бочке. Советский диоген живет в каком-то ржавом секторе большой трубы на заброшенном пустые посреди трухлявого города. По лицу героя угадывается, что это образованный и некогда интеллигентный человек, ныне ставший "бичом", в СССР такие случаи были нередки — умные и интеллигентные люди спивались от безысходности и невозможности себя реализовать в советской системе.



07. "Завтрак на траве".

Ну, тут собственно все понятно и без слов.



08. "Катание на кентавре".

Картина изображает "любовный треугольник" — жена обнимает и целует кентавра, тогда как на крупе того же кентавра едет ее пьющий и ко всему безучастный муж.



09. "Гроссмейстер".

В СССР у людей часто бывало множество бесполезных хобби, вроде игр в шашки, шахматы, домино и карты — в которых они часто достигали больших высот. Считалось, что некоторые из этих хобби (например, шахматы) помогают развивать мышление, но это были абсолютно бесполезные навыки в советской системе — они никак не помогали человеку улучшить свое материальное положение. Если в капиалистической системе вы могли что-то изобрести и в итоге стать миллионером, то в СССР у вас был "потолок зарплаты", выйти за который было невозможно.



10. "Сквер".

Показана жизнь центральной части провинциального советского городка. В центре композиции установлен бюст Ленина, вокруг него одни какие-то алкаши. Да и сам Ленин на бюсте лицом сильно смахивает на местное население.



11. "Пивная".

Как любят рассказывать поклонники СССР — "после работы советские люди собирались дружными компаниями и ходили посидеть в уютные кафе за кружечкой пива". Выглядели эти пивные вот так, как на картине Василия. Там было постоянно накурено, на полу валялись головы и хвосты сушеной рыбы, а пили пиво часто не из бокалов, а просто из поллитровых банок, принесенных с собой из дома. Ну что, уже хочется к ним в компанию?



12. "Дедушка, поедем домой!".

Картина, изображающая быт, скорее всего, какой-то промзоны на окраине советского моногорода. Дедушку окружают страшные и фантасмагоричные персонажи, и внук-подросток с рюкзачком на плече упрашивает его поскорее уехать из этого места.



13. "Пастырь и стадо".

Пожилой мужчина с кнутом и собакой у ног — видимо и есть пастырь. Что интересно, кроме как банды каких-то мутных личностей на заднем плане, никакого другого "стада" на картине нет.


14. "Упавший".

Декорации вс те же — грязные окраины старого города, поперек реки лежит огромная и гротескная фигура человека — "пьяному море по колено".



15. "Ночь на вокзале".

Очень страшная работа, на которой иностранец, не знакомый с советскими реалиями, мало что поймет, а бывший советский гражданин вспомнит, что гостиниц в СССР толком не было, устроиться туда можно было часто только по блату, и путешествующим людям часто приходилось ночевать прямо на вокзале или поблизости. При этом компания на холсте не вызывает сочувствия — это какие-то мутные личности, явно горланящие непристойные песни, а справа к ним пристроилась какая-то призрачная фигура в шляпе и с пустыми глазами — возможно, милицейский "осведомитель", подслушивающий разговоры на вокзалах.



16. "Пастух".

На картине изображена сельская советская жизнь с главным героем-пастухом — морщинистым беззубым человеком в ватнике. Любители СССР пытаются нас убедить, что вот так должно выглядеть счастье:



17. "Мойка".

Полузаброшенные исторические кварталы Петербурга, во многих квартирах которого сделали коммуналки. Отношение советской власти к историческому наследию, а также отношение людей к тому пространству, в котором они живут — хорошо видно на картине.



18. "Картошечка".

Несмотря на то, что фанаты СССР рассказывают о 200 сортах колбасы, что можно было купить за две копейки в любом магазине, стандартный советский ужин часто выглядел вот так — три картошечки в эмалированной миске. Во взгляде героя картины прямо читается — "и это все, что я заработал за жизнь". Очень сильная работа.


19. "Ряженые".

Советский вариант колядующих.



20. "Спящие".

Хорошая картина и не менее хорошее название — то ли художник называет "спящими" только тех, кто в кадре, то ли имеет в виду всех, кто спит и не видит, что происходит вокруг.



21. "Сортир".

И на закуску — наверное самая известная работа Василия под названием "сортир". Вопрос, почему в СССР на вокзалах и других местах общественного пользования не было нормальных туалетов, а были вот такие "сортиры" — я оставляю для вас.



В интернете работы Василия Шульженко неизменно вызывают ожесточенные дискуссии. Одни называют художника "пророком" и "истинным лицом соцреализма", другие же ругают его и обзывают "русофбом", "совкофобом" и "клеветником на великую страну".

А что вы думаете про картины Василия? Его герои и ситуации похожи на реальный СССР, или же это все выдумка?

Страшный СССР на картинах художника
Максим Мирович
Rate this item
(11 votes)
Last modified on Saturday, 22 February 2020 14:31
Published in Общество
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit
0
Shares