Этот ярлык навешивается явно не из каких-то формальных соображений (иностранное финансирование или что-то в этом роде), а из политических. Во всяком случае не видно, чтобы в него попадали родственники видных единороссов, живущие, работающие и, естественно, получающие зарплату за рубежом. Так дочь бывшего ставропольского губернатора Гаевского Александра, живущая в США и недавно попавшая в историю с огромным банковским счётом, до сих пор никаким иноагентом не стала.
При этом кажется, что в провластных СМИ установилась уже некая казённая форма издевательства над сбежавшими или высказавшимися против СВО на Украине звёздами. Штампы кочуют из статьи в статью подобно таким фразочкам из репрессивного сталинского обихода как «махровый враг советской власти» и «прислужник мирового капитала». Так лишённый работы актёр обязательно «вышвырнут» из театра или телепроекта, человек, жалующийся на отсутствие работы непременно «скулит» или «ноет» (чаще всего – скучая по гонорарам).
При этом в каждом обвинительном тексте – торжество злой радости: над человеком издеваются, глумливо советуют ему взять суму и пойти просить милостыню, «приползти к своим заокеанским покровителям» или питаться «печеньками Нуланд».
Ситуация становится особенно гадкой, если вспомнить, что ещё двадцать лет назад в тех же изданиях существовал целый жанр под названием «звёзды, затравленные советской властью». Из каждой статьи, посвящённого буквально любому советскому артисту – от Высоцкого до Райкина – мы узнавали, что тот влачил свои дни в нищете, ему не давали ролей, не пускали на ТВ и выживали из театра. Значит, когда советская власть «травила» того же Высоцкого (имевшего даже в последние годы жизни бурную концертную деятельность), это было плохо, а когда какой-нибудь иноагент Макаревич не может найти в России ни единой площадки под своё выступление – это уже хорошо? Когда травля устраивается на нашего союзника – это ужасно, а когда травим мы – это замечательно и правильно?
Я думаю, что травить кого бы то ни было – плохо в принципе. Более того – это и бесполезно. Гонимые властью люди в России никогда от этого не теряли, а напротив, лишь обретали новых сторонников. Степан Верховенский в «Бесах» Достоевского говорит Ставрогину, что именно благодаря преследованиям власти тот может сделать себе карьеру: «вы красавец, гордый, как бог, ничего для себя не ищущий, с ореолом жертвы»…
Конечно, мне скажут: иноагенты выступили против святого, против миссии России, воли Путина. Их не хочет видеть народ, если они выйдут на сцену, толпа разорвёт их как рвала коллаборационистов власовцев в годы Великой Отечественной!
Но ведь и это не так! Давайте посмотрим на официальные данные в таблице ниже: действия у наших границ поддерживают не 99,9, даже не 90, а всего 70 процентов населения:
Эти цифры не из методичек Госдепа, а с сайта государственного ВЦИОМ. Следовательно как минимум пятая часть народа или 25 миллионов человек не одобряют властную линию. Неужели они не имеют права на собственный голос в публичном пространстве? На то, чтобы ходить на концерты любимых исполнителей, видеть их на экранах?
Они не правы? Замечательно: спорьте с ними! Ваша позиция верна и крепка как гранитная скала, разве не так? О неё легко разобьются бумажные кораблики этих заблуждающихся, но по-своему желающих счастья своей стране людей! И, проиграв в умственной баталии Соловьёву, какой-нибудь Гуриев или Дудь рано или поздно окажется в патриотическом стане, подхватит ваш флаг и запоёт вашу песню.
Бороться же с этими людьми силой, стуча по их головам кулаком административного ресурса, глупо. Хочется напомнить высказывание императрицы Екатерины Великой. Как-то за обедом зашла речь о Великой Французской революции, и сын Екатерины, будущий император Павел Первый, разгорячился. Он стучал по столу так что тряслась посуда и требовал уничтожать бунтовщиков, нещадно палить по толпе из пушек…
– Дурак ты! – спокойно осадила его царица. – По идеям из пушек не стреляют!
Думается, для всех будет лучше, если у нас начнётся не травля, только ожесточающая народ, а открытая публичная дискуссия, где будут выражены все точки зрения. Это путь к созданию настоящего, а не казённого единения общества.