Активные переговоры
Обозреватель The Wall Street Journal (WSJ) отмечает: "В стране должен быть только один президент. И это, похоже, Дональд Трамп. Потому что Байден самоустранился".
Действительно, он оставался в Вашингтоне, а Трамп встретился в Париже с Макроном и Зеленским. Сама поездка была приурочена к открытию восстановленного собора Парижской Богоматери, но обсуждали, разумеется, и военно-политические вопросы. Которые вроде бы пока являются прерогативой администрации Байдена.
Иронии добавляет и то, что с Трампом в столицу Франции прибыла первая леди Джилл Байден. На таком фоне игнорирование ее мужем должностных (пусть и церемониальных) обязанностей выглядело особенно странным.
Этот визит стал первым крупным дипломатическим мероприятием Трампа в качестве избранного президента. Инаугурация состоится лишь 20 января, но он уже берет власть в свои руки, делает вывод WSJ.
Кроме того, Трамп успел провести переговоры с руководителями граничащих с США государств: очно — с премьер-министром Канады Джастином Трюдо и по телефону — с президентом Мексики Клаудией Шейнбаум.
После свержения Асада в Сирии он тут же, в Париже, выступил с заявлением. Байден почти сутки отмалчивался.
Семья превыше всего
"Двоевластие" вызывает разочарование в Демпартии. Там рассчитывали использовать последние недели нынешней администрации для реализации важных инициатив как во внутренней политике, так и на внешнем периметре.
Кое-что Байден, конечно, предпринял и наделал этим немало шума. Речь в первую очередь о разрешении Киеву бить американскими ракетами вглубь российской территории. Однако это обратимо: Трамп и подконтрольный республиканцам конгресс при желании сможет восстановить статус-кво.
Еще уходящий президент помиловал сына, Хантера, что крайне не понравилось обеим главным американским партиям. И это необратимо. Впрочем, Трамп и так лично обещал прекратить уголовное преследование Байдена-младшего после прихода к власти.
По мнению даже сторонников Байдена, он бездарно распорядился переходным периодом, сосредоточившись на делах семейных, "в то время как Трамп уже диктует торговую и иммиграционную политику и делится своим видением новой формы правления США".
Усама Андраби, представитель группы "Справедливость демократов", охарактеризовал Байдена как "одну из самых жалких хромых уток". И предупредил: способность Трампа перехватывать повестку, даже не вступив в должность, может иметь долгосрочные последствия для Демпартии.
В ожидании конца срока
"Хромой уткой" в США называют уходящего президента, у которого нет права переизбираться. Формально Байден может выдвинуться, но в 2028-м ему будет 86, а проблемы со здоровьем (и психическим, и физическим) очевидны и сейчас.
Тем не менее уходят главы государства по-разному. Например, бывший босс Байдена Барак Обама на излете второго срока как мог готовил почву для соратников, активно поддерживая Хиллари Клинтон. После ее проигрыша в конце 2016-го он позволил Совбезу ООН принять громкую резолюцию, критикующую расширение израильских поселений.
Трамп, находившийся тогда тоже в статусе "избранного президента" и требовавший ветировать документ, был в ярости. А Обама показал, что и "хромая утка" способна до конца гнуть свою линию.
Нынешний же президент без борьбы отдал большую политику в ведение преемника. Собственно, и от интересов партии он дистанцировался еще летом, после выхода из избирательной кампании. Недовольные демократы, в частности, отмечают, что в публичных речах Байден почти не упоминал своего "вице" Камалу Харрис. Она же проиграла Трампу в том числе из-за запоздалого включения в гонку и близости к непопулярному лидеру. Рейтинги которого, кстати, достигли исторического минимума.
Даже Никсон лучше
Согласно недавнему опросу, проведенному изучающей общественное мнение компанией JL Partners, Байден признан худшим руководителем США за полвека.
В рейтинге одобрения девяти американских президентов (с 1969-го) он обогнал только Никсона и обоих Джорджей Бушей. И вдвое уступил, например, Трампу, почти в три раза — Обаме.
А вот по числу недовольных Байден на втором месте. Антирейтинг выше лишь у того же Трампа.
Специалисты JL Partners при определении итоговых позиций списка учитывали разницу между позитивными и негативными оценками.
Поэтому конечный показатель Байдена самый низкий — минус 30% (14 за, 44 против). Даже у Никсона, при котором был Уотергейтский скандал, — минус 25 (девять и 34). У Трампа — минус 15 (30 и 45).
В ноль вышел Джимми Картер, а в плюсе — Буш-старший, Билл Клинтон, Обама и "лучший президент" Рональд Рейган (плюс 30).
"Всегда есть предвзятость в отношении недавних событий, поэтому у Байдена невыгодное положение, — объясняет соучредитель JL Partners Джеймс Джонсон. — Тем не менее показатели хуже, чем я ожидал. Из того, кто победил Трампа, он превратился в того, кто позволил ему вернуться и кого избиратели считают в принципе плохим главой государства".
Все это — крайне плохие новости для Демпартии. Потеряв к 2025-му и конгресс, и Белый дом, "ослы" теперь столкнулись с несколькими вызовами сразу: противодействие Трампу, возвращение хотя бы одной из парламентских палат и подготовка кандидата к кампании 2028-го. Токсичное байденовское "наследие", без сомнений, затруднит решение каждой из этих задач.
Ренат Абдуллин
РИА Новости