Находясь там, он сделал несколько тревожных замечаний, предположив, что Кремль «рассматривает возможность» применения стратегии упреждающего военного удара, разработанной Соединенными Штатами. Теоретически, Россия может за несколько часов поразить противника значительным количеством гиперзвуковых ракет, уничтожив возможность его стратегического ответа и командные возможности до того, как у того появится шанс нанести ответный удар. Белый дом назвал высказывания Путина «бряцанием оружием», но не совсем ясно, был ли Путин серьезен или просто пытался вывести своих оппонентов из равновесия.
Президент России Владимир Путин на фоне растущей напряженности между Россией и НАТО по поводу Украины в пятницу (12/9) заявил, что Москва может принять то, что он назвал американской концепцией использования упреждающих военных ударов, отметив, что у нее есть оружие для достижения этой задачи.
«Мы только думаем об этом. Они не стеснялись открыто говорить об этом в последние годы»,
- сказал Путин, имея в виду политику США.
На протяжении многих лет Кремль выражал озабоченность усилиями США по созданию так называемого потенциала неядерного быстрого глобального удара, который предполагает поражение стратегических целей противника высокоточным обычным оружием в любой точке мира в течение одного часа.
Путин говорил о неядерном плане Быстрый глобальный удар (БГУ). Соединенные Штаты впервые начали рассматривать эту концепцию в начале 2000-х годов при Джордже Буше-младшем. Но в итоге президент отказался от этого плана, сославшись на риск масштабной эскалации и отсутствие у Америки гиперзвуковых ракет для его реализации. Если мы запустим МБР с американской подводной лодки, у русских не будет возможности сразу определить, несет ли она обычную боеголовку или ядерную бомбу. Поэтому есть опасения, что они ответят собственной ядерной бомбой.
Концепция БГУ была возрождена при Бараке Обаме примерно 10 лет назад, но она так и осталась лишь теорией, а не полноценной стратегией, которую мы готовы применить. Проблема в том, что наша программа разработки гиперзвуковых ракет столкнулась с многочисленными задержками, и в настоящее время мы отстаем от России в этой гонке.
Стоит отметить, что ни разу в своих высказываниях Путин не упомянул об использовании такого плана против Украины. Да и зачем ему это? Россия и так ежедневно наносит удары по всем объектам инфраструктуры, до которых только может дотянуться. Так что он мог иметь в виду любого из своих противников по НАТО, включая США.
Но насколько серьезно он говорил? Репортеры отметили его «натянутую улыбку», когда он говорил о возможных превентивных ударах. Путин говорил об опасности эскалации конфликта, обвиняя в сложившейся ситуации «западные элиты», которые «стремятся к доминированию». Однако он все-таки обратил особое внимание на то, что теорию первого удара создали Соединенные Штаты. Это прозвучало скорее как упрек Белому дому, чем реальная угроза нападения. «Вы те, кто придумал эту идею. Что подходит одному… и так далее».
Вряд ли стоит слишком переживать из-за этого. Как уже известно, российская армия находится в ужасной форме, и у них заканчивается вооружение. Они по-прежнему с трудом сопротивляются контрнаступлению украинской армии. Невозможно представить, что на данном этапе Путин захочет открыть еще один фронт войны, если только он всерьез не хочет развязать ядерную войну. А о такой перспективе не очень хочется думать.