Правда, сказка эта оказалась чересчур жестокой и кровавой.
Беназир Бхутто родилась 21 июня 1953 года в семье известного политика Зульфикара Али-хана Бхутто, основателя Пакистанской Народной партии, который впоследствии стал президентом и премьер-министром. Прогрессивный Зульфикар воспитывал дочь на европейский манер: когда Беназир исполнилось двенадцать, то по совету отца она решила никогда в жизни не надевать чадру. Училась Беназир сперва в престижных католических школах, расположенных в Пакистане, а ради высшего образования отправилась за границу - поступила в Гарвард, а затем и в Оксфорд.
В 1977 году в Пакистане произошёл военный переворот, и власть захватил "азиатский Пиночет" генерал Мухаммед Зия уль-Хак. Свергнутый премьер Зульфикар Бхутто и его верная помощница Беназир были арестованы. Своё пребывание за решёткой Беназир во всех подробностях описала в автобиографической книге "Дочь Востока":
Летняя жара превратила мою камеру в раскалённую печь. Моя кожа трескалась и стиралась, слезая с рук клочьями. Лицо покрылось волдырями. У меня начали выпадать волосы. Тучи насекомых заполонили мою камеру. Кузнечики, комары, кусающиеся мухи, пчёлы и жуки просачивались через трещины в полу и решётки. Большие чёрные муравьи, тараканы, отряды маленьких красных муравьёв и пауков. Я укрывалась одеялом с головой, чтобы спрятаться от их укусов, и снимала его, когда становилось слишком тяжело дышать…
Вскоре Зия уль-Хак казнил Зульфикара Бхутто, а его семью хоть и пощадил, но выдворил из страны. Беназир объявила себя преемницей отца и возглавила Пакистанскую Народную партию в изгнании. "Не я выбирала свою судьбу. Это судьба выбрала меня", - не раз потом отвечала Беназир на вопрос о том, что привело её в политику.
Там же, в эмиграции Бхутто вышла замуж за бизнесмена Асифа Али Зардари. Это был явный брак по расчёту - самая влиятельная политическая династия Пакистана соединилась с одним из самых богатых кланов в исламском мире. Беназир даже оставила девичью фамилию, что на Востоке почти не практикуется. Впрочем, сугубо деловой союз не помешал Беназир и Зардари в будущем народить троих детей.
В 1988 году Зия уль-Хак погиб в авиакатастрофе, причины которой не установлены до сих пор. Возвращение Беназир, теперь уже как лидера народной партии было поистине триумфальным: в аэропорт её пришло встречать более миллиона человек. Такое не снилось и самой популярной певице или актрисе!
А вот другой рекорд имеет куда более важное и принципиальное значение. Одержав убедительную победу на парламентских выборах и заняв кресло премьер-министра (в Пакистане де-факто премьер - более высокая позиция, чем президент), Бхутто стала первой женщиной, возглавившей мусульманскую страну. Причём позже ей удалось повторить свой успех.
От западного образа жизни пришлось отказаться. Никаких мини-юбок, декольте и оголённых плеч. Теперь только элегантные просторные платья, строгие деловые костюмы и обязательный платок-хиджаб. На переговоры с политиками-мужчинами Беназир всегда брала с собой мужа - так положено по мусульманским канонам. Единственное, что позволяла себе госпожа премьер-министр - яркий макияж и драгоценности в неограниченном количестве.
Мир восхищался Бхутто: её называли самым красивым политическим деятелем ХХ века, сравнивали с Клеопатрой и Семирамидой, с ней связывали надежды на демократизацию Пакистана, мусульманки-феминистки мечтали, что примеру Беназир последуют и другие женщины Востока, способные потеснить мужчин с политического олимпа. А вот на родине бойкие на язык журналисты дали Бхутто эффектное, но двусмысленное прозвище – Чёрная Роза.
Бхутто была крайне противоречивым правителем. Она национализировала добычу нефти, ввела в стране бесплатное образование и здравоохранение, победила детский полиомиелит. Она освободила и раскрепостила женщин – теперь по закону никто не мог заставить их носить чадру и чинить препятствия при приёме на работу. Но с треском провалила кампанию по ликвидации наркоторговли. Она сумела заморозить конфликт с заклятым соседом Индией. (Если учесть, что обе державы располагают ядерным оружием и не одно десятилетие спорят из-за территорий - это её безусловная заслуга во внешней политике.)
Но непозволительно часто и почти всегда не вовремя отлучалась в зарубежные командировки. Бхутто осуждала терроризм, своим главным врагом называла Усаму бен Ладена, который тоже её люто ненавидел и даже обещал награду в 10 млн. долларов тому, кто принесёт ему голову Чёрной Розы. При этом заигрывала с прочими радикальными исламистскими организациями, в том числе с афганскими талибами.
Пакистан раскололся на два непримиримых лагеря - сторонников премьера и последователей погибшего диктатора Зия-уль-Хака, над страной постоянно висела угроза полномасштабной гражданской войны. Раскололась и собственная семья Беназир - оба её брата ушли в оппозицию и погибли при невыясненных обстоятельствах. Стали регулярно пропадать и погибать другие видные политики, неугодные правящему режиму. Наконец, Бхутто развела в Пакистане страшнейшую коррупцию, а главным вором и взяточником, как считалось, стал её муж Зардари, которого Бхутто назначила министром финансов.
Чета Бхутто-Зардари жила в роскошном дворце из розового мрамора, Беназир держала экзотических диких зверей и кормила их деликатесами, а её муженёк закатывал грандиозные вечеринки и играл в гольф позолоченными клюшками - и это когда каждый третий пакистанец недоедал.
Премьерство Бхутто завершилось бесславно в ноябре 1996 года. Она покинула страну опасаясь обвинений в коррупции, выдвинутых кабинетом премьера Наваза Шарифа - её политического противника. Но и его скоро свергли, к власти пришли очередные силовики во главе с генералом Первезом Мушаррафом.
Спустя восемь лет Мушарраф под нажимом западных стран разрешил Беназир вернуться. 18 октября 2007 года в толпе встречающих Бхутто прогремели взрывы. Более 130 человек погибли, около 500 получили ранения… Сама Беназир не пострадала, но было ясно: Чёрной Розе вручили чёрную метку. Упрямая Беназир решила не сдаваться и баллотироваться на новый премьерский срок.
27 декабря того же года Бхутто выступала на митинге. Её сторонники ликовали, скандировали приветственные лозунги, заранее праздновали победу. Ничто не предвещало беды. И вдруг к Беназир подошёл 15-летний подросток, выхватил пистолет, выстрелил ей в шею и грудь, а потом подорвал на себе пояс шахида. Не приходя в сознание, Беназир Бхутто скончалась в больнице, унеся с собой в могилу ещё 20 человек.
Убийство Бхутто не принесло Пакистану ни спокойствия, ни благополучия. Противоборствующие кланы и группировки не собираются складывать оружие, чуть ли не каждый день в стране совершаются теракты. Муж Беназир Асиф Али Зардари ныне президент Пакистана и мультимиллионер. Их сын Билавал руководит Пакистанской Народной партией и, конечно же, в будущем собирается стать лидером нации. Дочь Бахтавар, пока ещё студентка, записала песню в стиле рэп, посвящённую матери. Племянница Фатима - не слишком одарённая поэтесса и начинающая светская львица; пару лет назад она отметилась скандальным романом с главным голливудским сердцеедом Джорджем Клуни. Наверняка мы ещё не раз услышим эту звучную фамилию - Бхутто.
Она стремительно ворвалась в мировую политику, так же стремительно ушла - и из политики, и из жизни. Добрая половина пакистанцев по сей день оплакивает царицу Беназир, и каждый день к её усыпальнице люди приносят огромные букеты цветов. Чёрной Розе полагаются только алые розы - ведь она их очень любила. Хотя превратить свою родину в цветущий сад ей так и не удалось.
Роман Широков, из газеты superstyle.ru