И сказал Ему дьявол:
"Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их,
ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
и так, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое".
(Лука. 4:6-7)
В попытках понять происхождение кризисов в обществе сложилась довольно удивительная картина массовых попыток таранить лбом каменную стену и удивляться, почему это она до сих пор стоит. А, может быть, и стены-то нет, а только её обманчивая химера в воображении, а поиск причин и решений идёт совсем не там, где нужно искать? В противовес великому множеству мнений о кризисах в правом обиходе цивилизации есть одна очень интересная и легко доказуемая, но никем не замечаемая беда.
В законах любой страны и при любом режиме существует такая неистребимая и удивительная закономерность, которую можно называть "Феномен власти". То есть странное явление, которое трудно постичь. Толкуют этот термин по-разному, но это действительно наиболее значимое обстоятельство в деятельности любого аппарата власти. Странность его в том, что какие бы усилия власть по своим заявлениям не прилагала бы к улучшению благосостояния граждан, почти в любом случае преимущественной массе людей наносится вред.
Но вот за фасадом этой странности существует любопытное правило, регламентирующее труд служащих управления и законотворчества. Правило это, по сути, является тайной, невинно выглядящей юридической махинацией, закреплённой во внешне благообразных законах со скрытым от всех разрушительным содержанием. Тонкий юридический подлог смысла освобождает служащих управления и законотворчества от необходимости общественно-полезного труда, который обязателен для граждан и является первоосновой любого государства.
Это правило предоставляет чиновникам и законодателям выбор между полезным трудом и любым произволом. По законам о государственной службе и законодательной деятельности государственность лиц власти подтверждается лишь формально штатным расписанием, а вот по факту опровергается их самоисключением из системы гражданской взаимозависимости с остальными гражданами. Выполнять или не выполнять свои обязанности – их личная воля.
Что же это за правило? Оно элементарно - самообеспечение за счёт граждан, но без гарантий соблюдения их прав. То есть выплата должностного содержания из бюджета, которое лица власти сами себе и выдают. Полезность труда неопределима и претензий к её отсутствию выставить невозможно. Вот такой аттракцион вместо прямого налога на финансирование аппарата, уплату которого пострадавший от произвола гражданин мог бы опротестовывать через суд.
Любая система при смене идеологий это правило-закон оставляет нетронутым и произвол существует в веках. Результат всегда один. Рано или поздно возмущения по мотивам ущемлённых имущественных и гражданских прав населения. И СССР в этом отношении ничем не отличался от США. И сейчас в мире работают всё те же законы с совершенно невинной внешне формулировкой, но скрытым действием не отличающимся от ведения войны со своим же народом. Так что кризисы не удивительны и бессмысленно причитать над ними без учёта существования такой правовой мины. Ибо независимо от чьих-либо представлений о строении общества не существует общественных процессов и событий, не опирающихся на создаваемые в органах власти законы. Какие законы – такие и события. Революции ничего не меняют и не могут изменить, пока указанное правило существует в правом обиходе. Мы не раз видели в истории, насколько революции бесплодны относительно требований и ожиданий народов. Проблема же вполне решаема конституционным путём, если искусственно не провоцировать столкновений.
Почему можно полагать, что все беды общества проистекают именно отсюда? Правило произвола существует тысячелетия. За это время сменилось множество форм власти, возникали и распадались государства, рушились экономические системы по внешне как бы самым разным причинам и в разной форме. И вот во всём этом непостижимом разнообразии распада незыблемыми из раза в раз сохраняются лишь два обстоятельства. Правило произвола, вводимое в систему с момента рождения какой-либо формы власти и распад её в результате возмущения масс своим имущественным и гражданским состоянием. Постоянство одних и тех же признаков налицо и связь между ними прямая – законы, которые, кстати, очень просто нормализовать. Люди законы придумывают – люди в состоянии их и изменить. Гипотезы о менталитетах, угасающих этносах, естественных неизбежностях и руке Бога здесь совершенно ни при чём.
© Андрей Басов, СПб, декабрь 2015 г.