Первый парфюмер
В религиозных и светских обрядах Древнего Египта ароматическим композициям отводилось крайне важное место. Они использовались для окуривания помещений, создания мазей, в бальзамировании. Статуи натирали ароматными маслами в надежде умилостивить богов, снискать их расположение и получить защиту.
Египетские парфюмеры использовали растительные масла (лён, олива, роза, лилия), жир крупного рогатого скота и рыбы, смолу. Немало сырья привозилось из так называемой земли Пунт (территория в Восточной Африке), где, согласно представлениям того времени, обитали боги.
Изображение получения ароматического масла, 4-й в. до н. э. Источник: wikipedia.org
Самые ранние из известных ароматических композиций относятся к 3-м тыс. до н. э. Упоминание о них содержится в барельефах на стенах храмов. Эссенции использовались как подношение богам, а также в медицине.
Приятный запах как часть гигиены
В Древней Греции ароматические композиции использовались в основном в терапевтических и гигиенических целях. Благодаря сырью, импортированному из стран Ближнего Востока, были созданы новые запахи. Натирание тела маслом стало неотъемлемой частью повседневности.
Парфюмерную культуру от греков переняли римляне. Расширение империи и её связей привело к росту импорта сырья и технологий из Африки, арабского мира, Индии. Римляне не привнесли ничего инновационного непосредственно в процесс создания парфюмов, но они первыми начали использовать дутое стекло для флаконов, что облегчило хранение, транспортировку и торговлю бесценными эссенциями.
Римский стеклянный сосуд для хранения парфюма, 1-й в. н. э. Источник: wikipedia.org
Функция ароматических композиций как средства коммуникации с божественным миром сохранялась в Средние века. Окуривание ладаном выделяло священные места и имело символическое значение очищения. Использование каких-либо ароматов в повседневной жизни порицалось, так как считалось средством обольщения. Осуждалась и гигиена: клирики и медики видели в частом принятии ванн источник болезней и грехов, ведь в горячей воде поры раскрываются, что облегчает микробам (и дьяволу заодно) путь в организм человека.
Тем не менее душистые растения использовались в медицинских целях. При монастырях разбивали сады. Люди прибегали к силе растений, специй и ароматических соединений, чтобы избавиться от неприятных запахов, неразрывно связанных с эпидемиями.
Парфюмированные перчатки, моду на которые ввела Екатерина Медичи. Источник: фото автора
Если в христианском мире использование парфюмерии было ограничено в Средние века, то в других частях мира ситуация складывалась иначе. Искусство извлечения и смешивания эссенций практиковалось от Китая до Испании, от Персии до империи ацтеков.
Так, в Китае, известном изысканными ритуалами, мужчины и женщины использовали парфюмированные мази, которые хранили в маленьких лакированных коробочках. Женщины наносили масло цветов сливового дерева на волосы, для макияжа применялась рисовая пудра. Смолы и благовония жгли во время буддистских ритуалов.
Стандарты чистоты у ацтеков шокировали конкистадоров. Все индейцы поддерживали ежедневную гигиену, а обучение ей начиналось в раннем детстве. Использование макияжа позволялось женщинам привилегированных классов во время религиозных церемоний и свадеб.
Майя жгли смолу (белый копал) и цветы каучукового дерева, чтобы дымом и ароматами «накормить» богов, попросить их о помощи или поблагодарить.
Революцию в парфюмерии совершили арабские учёные, которые изобрели дистилляцию. Авиценна, доктор и философ 11-го века, первым получил розовое масло с помощью перегонного куба. С того момента 30 тыс. бутылок розовой воды экспортировалось ежегодно в страны от Гранады до Багдада.
Авиценна. Источник: wikipedia.org
Цветы во флаконе
В конце Средневековья значительно вырос спрос на помандеры — оригинальные ароматические шарики, которые носили как средство защиты от вирусов (что было особенно актуально в периоды эпидемий). Помандер был выполнен из золота или серебра и обычно состоял из нескольких отсеков, в каждом из которых были ароматические вещества: мускус, цибетин, янтарь, жасмин, мирт и так далее. В 17-м веке помандер стал модным аксессуаром, который носили как кольца и кулоны, добавляли в браслеты и на пояс. Позднее, уже в эпоху барокко, сильный аромат стал считаться вульгарным.
Портрет 75-го венецианского дожа Леонардо Лоредано кисти Джованни Беллини. Дож увешан помандерами. Источник: wikimedia.org
Помандер в коллекции Международного музея парфюмерии в Грассе. Источник: фото автора
В 18-м веке помандеры были вытеснены флаконами с нюхательной солью, чей аромат был более деликатным. В тот же период аристократы для парфюмеризации воздуха в домах стали использовать вазы, наполненные свежими растениями, солью и водой. Такое элегантное решение продержалось лишь полвека — до Великой французской революции.
Карикатура на парфюмера из книги «Les costumes grotesque et les metiers», 1695. Источник: Musée International de la Parfumerie
Духи для Наполеона
В 1709 году Иоганн Мари Фарина, итальянский парфюмер, осевший в Кёльне, создал формулу нового типа ароматизированной воды — одеколон. (Название новинка получила в честь города, где была изобретена.) Желая воспроизвести запах весеннего утра в Тоскане, Фарина соединил эссенции масел бергамота, лимона, мандарина, нероли, лаванды, розмарина и добавил больше алкоголя, чем это практиковалось ранее.
Оригинальный продукт был так популярен, что породил около 2 тыс. пародий. Многие пытались заполучить формулу, но парфюмер передал её своему преемнику лишь на смертном одре.
Фарина даже поставлял одеколон ко двору Наполеона. Французский император заказывал чудесную воду десятками литров, так как душил не только себя, но даже свою лошадь.
Одеколон, флакон 1811 года. Источник: wikipedia.org
От ритуала — к искусству
В 18-м веке произошёл окончательный переход парфюма из разряда средства борьбы с неприятным запахом в произведение искусства. В 19-м столетии благодаря индустриализации и замещению некоторого сырья синтетическими ингредиентами производство духов стало значительно дешевле, что сделало разнообразные парфюмерные продукты — мыло, крема, одеколоны, пудры, туалетную воду, духи — более доступными.
Эме Герлен, пионер синтетических ароматов, выпустивший в 1889 году аромат Jicky. Источник: wikipedia.org
Тысячелетиями продукты парфюмерии производились из натурального сырья. Техника анфлёража (извлечение эфирных масел с помощью животного жира) была окончательно забыта в 1939 году. Сегодня все ингредиенты — синтетические, что существенно расширяет парфюмерную палитру. Более того, каждый год создаётся 2−3 новых молекулы, которые затем используются в парфюмерии.
#569 D4 D5 ПАРФЮМ