December 25, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
tatu
Татуировки — это не только боль и красивые линии. Они могут предупреждать о наличии у человека хронических заболеваний или указывать на его группу крови. Кроме того, чернила в коже в ряде случаев помогают лечить её заболевания и даже рак. С их помощью можно преодолевать беспричинный страх иголок или опознавать опасных преступников, а также их жертв.

Украшенные мумии

Зачем может быть нужно портить себе кожу, терпеть боль от того, что её протыкают иглы или режут лезвия? Для красоты, например. Чтобы быть похожим на других. Или, наоборот, носить на себе импровизированный знак отличия, который никуда не денется с годами, не смоется и не сотрётся. Поэтому неудивительно, что одна из древнейших известных татуировок почти наверняка была выполнена с целью украсить тело.

В 1996 году антропологи исследовали ряд мумий из Чили и Перу и обратили внимание на один занятный экземпляр. Судя по всему, мумифицированный при жизни принадлежал к культуре чинкорро. По данным радиоуглеродного анализа, мумии было около 6 тысяч лет. Но это само по себе не столь интересно. Куда более необычно, что над её верхней губой были вытатуированы линии из крупных точек. По форме линии напоминали усы и, скорее всего, служили для украшения.

Правда, впоследствии оказалось, что результаты радиоуглеродного анализа были неточны, и на самом деле чилийской мумии около 3,8 тысячи лет. После исправления этой ошибки человеком с самыми древними татуировками автоматически стал Эци, доисторический житель Альп. Возраст его мумии — примерно 5,3 тысячи лет. Самое интересное, что "украшения" древнейшей татуированной мумии почти наверняка были сделаны не для эстетики.

tatu eci
На теле Эци насчитали 57 татуировок (по другим данным, и того больше — 61). Впечатляет! Притом эти татуировки не отличались сложностью форм. По сути, это были просто прямые линии. Располагались они в основном на пояснице и лодыжках. 80 процентов этих линий находилось там же, где, согласно акупунктуре, располагаются точки введения игл для облегчения ревматизма. А это заболевание, судя по костям альпийского человека, преследовало его, по крайней мере в последние годы жизни. Вероятно, современники Эци, да и он сам, считали, что с помощью татуировок можно ослабить боль в определённых частях тела. По крайней мере, такой точки зрения на знания древних людей придерживается видный антрополог и исследователь татуировок Ларс Крутак.

У Крутака есть ещё одно предположение, более фантастическое. Теоретически часть татуировок могли сделать Эци, чтобы избавить его от проблем с пищеварением: места, где ему нанесли оставшиеся 20 процентов линий, используются акупунктурщиками для устранения болей в животе. В том, что осталось от кишечника древнего жителя Альп, обнаружили яйца ленточного червя власоглава (Trichuris trichiura). Это паразит человека, и в представителях других видов животных он не обитает. Власоглав не очень-то вреден: максимум он может вызывать воспаление аппендикса и малокровие. Тем не менее, когда он вбуравливается в стенку толстой кишки, приятного мало.

Кстати, не надо думать, что татуировки Эци были выколоты на его коже. Нет, иглы при их нанесении, скорее всего, не использовались. Судя по всему, ему делали надрезы каким-то острым предметом, а потом втирали в них уголь. Поэтому сравнение татуировок Эци с применением игл для акупунктуры не смотрится стопроцентно убедительно. А впрочем, оставим его на совести антропологов: не мы его придумали.

Татуировальная игла в анусе

Попытки лечиться татуировками предпринимали и позже. "Младшая сестра" Эци, перуанка тысячелетнего возраста, сохранившаяся в виде мумии, несёт на шее следы многочисленных татуировок, объединённые в импровизированное ожерелье. Изучавшие её антропологи предполагают, что эти метки также были выполнены в "акупунктурных" целях, так как они расположены в точках, которые обычно стимулируют для снижения интенсивности боли в шее и голове. Кроме них на теле мумии есть и более высокохудожественные отметки — в частности, фигурки птиц.

Есть и ещё более близкие к нам по времени примеры тату-терапии. Так, в 1942 году доктор Роберт Таррел пытался лечить татуировками зуд в области ануса у 22 добровольцев. У большинства из них зуд не получалось унять известными средствами, но экспериментальная терапия с татуированием соответствующего пространства показала выдающиеся результаты. У многих проблемы с анусом и вовсе исчезли, а у остальных интенсивность зуда существенно снизилась.

На сей раз пациентам на больные места наносили не уголь, а кое-что в некотором смысле похуже — сульфид ртути. (Кстати, тут уже использовали татуировочные машинки, а не допотопные надрезы, и даже применяли анестезию!) Чтобы доказать пользу конкретно этого вещества, доктор даже создал контрольную группу: добровольцам в её составе просто дырявили кожу машинкой, без применения сульфида ртути. Лучше им не становилось.

В природе сульфид ртути встречается в виде минерала киновари. Это соединение обладает красящими свойствами, за то и ценится издавна. Кроме того, сульфид ртути иногда выступает в роли антисептика и противогрибкового средства. Правда, как и многие соли ртути, также может оказывать токсичное воздействие на организм. Долгое время, ещё до опытов Таррела сульфидом ртути пытались лечить другое заболевание — сифилис. И хотя терапия порой приносила успех, побочных эффектов у неё было предостаточно.

Метка, мишень и прикрытие

Сейчас про целебную силу татуировок услышишь нечасто. Магические ритуалы в развитых странах ушли в прошлое, да и иглоукалывание не признаётся современной медициной за эффективный и безопасный метод терапии. Тем не менее наколки могут послужить на благо здоровья даже самого отпетого рационалиста. В частности, с помощью татуировки можно указать место, куда направлять луч при радиотерапии опухолей. Но это крайний случай, а если жизни пока ничто не угрожает, можно набить себе группу крови не на рукав, а прямо на руку. Такая метка точно никогда не потеряется — ну разве что вместе с ампутированной конечностью.

Ещё один вариант — с помощью татуировки указать наличие хронического заболевания, способного внезапно перейти в острую фазу. Одно из таких заболеваний — сахарный диабет. Люди, увидев татуировку соответствующего содержания, поймут, что человек, без сознания валяющийся на улице, не пьян — ему просто катастрофически не хватает сахара в крови (или, наоборот, его там избыток).

Наконец, с помощью татуировки можно дорисовать недостающую часть тела или прикрыть шрам. В частности, так "восстанавливают" соски, потерянные в ходе частичной мастэктомии. Это, конечно, не лечение в строгом смысле слова, но психологическая помощь. Кстати, подобную помощь оказывают и у нас в стране. Уфимский тату-мастер Евгения Захар бесплатно принимает женщин, ставших жертвами домашнего насилия. С принятием указа о декриминализации домашних побоев её предложение, увы, стало особенно актуальным.

И ещё о психологии. Американцы установили, что нанесение на кожу татуировок повышает восприимчивость людей с посттравматическим стрессовым синдромом к психотерапии. Другими словами, они проще приходят в себя, если им "забить" часть кожи. По крайней мере, именно так происходило с участниками реалити-шоу Ink Shrinks. Его создатели взяли за основу идею, что для борьбы с болью, причиняемой татуировальными иглами, организм выделяет повышенные количества эндогенных опиатов. Эти природные анестетики понижают и чувствительность к душевным потрясениям. В частности, с помощью татуировок в шоу пробовали лечить... боязнь игл. Кроме того, в Ink Shrinks принимали участие пациенты и с другими психологическими проблемами — маниакальными попытками всё контролировать или болезненным отношением к собственному прошлому.

Интересно, что участникам шоу не давали смотреть на работу до её окончания. Из-за этого некоторые были не слишком приятно удивлены, увидев свою новую татуировку. Не то чтобы они были сделаны плохо — скорее, человек не ожидал увидеть то, что именно изображено на тату. Как утверждают психологи, принимавшие участие в шоу, все добровольцы в итоге оставались довольны своими новоприобретениями, так как им разъясняли символический смысл каждой татуировки и каждому её подбирали индивидуально.

Положительное влияние татуировок на психическое состояние показано в нескольких научных статьях. Так, в 2011 году малазийские психологи опросили 82 жителя Великобритании, как они оценивают нестандартность собственной внешности и привлекательность своих тел до и после нанесения татуировки. Сразу после сеанса у всех улучшалось мнение о своём физическом облике. Однако дальше проявлялись гендерные различия: по прошествии трёх недель мужчины продолжали относиться к своим телам лучше, чем до татуировки, а у женщин рост самооценки сменялся её падением.

Татуировки и опознание

Тем, кому не повезло уйти из жизни естественным путём, татуировки тоже могут помочь. Точнее, они будут полезны следствию в опознании трупа или поимке преступника, чья деятельность привела к появлению бездыханного тела. Это понимал ещё Конан Дойль. Самый известный из его персонажей, Шерлок Холмс, неоднократно использовал информацию о татуировках в своих расследованиях. В рассказе "Глория Скотт" Холмс замечает на руке мужчины татуировку, которую тот пытался удалить. Инициалы J.A., выбитые на сгибе локтя и частично стёртые, указали сыщику на то, что мужчина когда-то тепло относился к человеку с соответствующими именем и фамилией, но затем постарался забыть былое. Предположение Холмса оказывается верным, и поражённый его догадливостью собеседник едва не теряет сознание.

Татуировки нередко делаются по индивидуальным эскизам, и это помогает опознать человека, даже если от него, по сути, ничего не осталось, кроме куска кожи. Да, бывают и такие случаи. Из недавнего — в США таким образом решили установить личность проститутки, убитой и сожжённой после смерти двумя, с позволения сказать, мужчинами. Труп настолько потерял индивидуальные черты, что только чудом сохранившийся небольшой фрагмент кожи с поясницы способен был дать какую-то информацию о жертве. Это тот случай, когда изучение татуировок может оказаться для следствия полезнее, чем анализ ДНК, отпечатков пальцев или зубов.

Впрочем, татуировки можно попытаться подделать. Как правило, это нужно преступникам, а не жертвам. Американец Натан Лебе, арестованный этой зимой по подозрению в изнасиловании женщины, старательно имитировал татуировки Брайана Бонсалла — актёра, исполнившего в детстве несколько ролей в ряде сериалов. Бонсалл и Лебе виделись в жизни: они провели некоторое время в одном исправительном учреждении. После выхода оттуда Лебе и стал копировать татуировки бывшего актёра и даже создавал в Интернете страницы с его именем.

И у того и у другого на шее набита бабочка. Честно говоря, подделка Лебе не очень искусно сделана. В том числе поэтому полицейским не составило большого труда отличить предполагаемого преступника от Бонсалла. Тем не менее женщины на сайтах знакомств покупались на сходство Лебе с бывшим актёром и, ничего не подозревая, завязывали разговор с вероятным насильником.

Но это всё видимые невооружённым глазом, макроскопические примеры. А как изучение татуировок под микроскопом может помочь криминалистике?

Всё очень просто. Чернила. Частицы красящих веществ (пигментов), содержащихся в различных чернилах, имеют совершенно разное происхождение и состав. Подвергнув чернила химическому анализу, можно понять, где они были произведены и из чего. Чаще всего это смесь из пигментов нескольких цветов. То, что нам кажется коричневым, может на самом деле складываться из красных и зелёных частиц. Если знать, как ведут себя определённые марки чернил после того или иного воздействия на татуированную кожу, можно определить, какие действия производили с телом жертвы и когда.

Преступник, помоги следствию

Часто у татуировок есть довольно неожиданные последствия, которые вряд ли планировали те, кто их набивал. В Ваффен СС впервые в мире применили удобную практику обозначения группы крови прямо на коже. Их Blutgruppentätowierung делали на 20 сантиметров выше локтя с внутренней стороны руки. В войну это спасало им жизнь, а после неё стало самым простым способом ловли бывших эсэсовцев. Самые сообразительные из них даже стали выдавать себя за узников концлагерей, которым на сходных местах делали татуировки-идентификаторы.

В сходном положении сегодня оказываются члены латиноамериканских преступных группировок — марас. Их татуировки некогда были малопонятны окружающим, но показывали статус и достижения члена такой банды другим преступникам, даже тем, кто видел его в первый раз. Например, чёрная слеза на видном месте (лице, руках или бритом черепе) значит убитого человека (как правило, вне вооружённой разборки с другой бандой). Когда полиция начала интересоваться смыслом татуировок, сразу многие марас оказались в положении "сам на себя настучал".

Более того, в ряде стран, вроде того же Гондураса, лицам с татуировками законодательно запрещено избираться и даже входить в состав избирательных комиссий. В соседней Никарагуа местный житель с татуировкой немедленно будет поставлен на учёт в полиции, его заставят найти честную работу и ходить на неё каждый день. Такому преступнику не стоит не только красть, но и бросать окурки в неположенном месте. У местной полиции он всегда будет крайним, отчего вести себя придётся как пай-мальчику. Как мы видим, история СС ничему не научила латиноамериканских товарищей.

Нормально делай — нормально будет

Татуировки сами по себе вряд ли лечат, а может, даже и калечат, если сделаны сомнительными чернилами в антисанитарных условиях. Тогда можно столкнуться с ВИЧ, гепатитом, а в тюрьмах — и с рядом другой экзотики. В общем, все те же прелести, которые можно приобрести в иных странах третьего мира в обычной парикмахерской. Ну и конечно, если вы выбрали карьеру профессионального преступника, то набивать их — вряд ли признак большого ума. Впрочем, не всем же работать в СС и иных преступных организациях, а для остальных эта проблема так остро не стоит.

Однако (нормально делай — нормально будет) хорошие образцы из этой области современного искусства способны помочь при определённых болезненных состояниях. Не в последнюю очередь это расстройства настроения и адекватного восприятия собственного тела. В современном мире с его информационным шумом и довольно дикими стандартами красоты, доминирующими в медиа, многие оценивают свою внешность куда ниже, чем она того стоит. Татуировка, позволяющая выделиться, даёт взглянуть на себя по-другому. "Сломать систему", при которой каждый взгляд в зеркало рождает мысль: "До чего ж стандартная и непримечательная образина!" Да, основная функция тату — радовать глаз (если попался адекватный мастер), но они могут принести пользу не только живым и здоровым, но и хронически больным, и даже совсем мёртвым. Примеры — выше.


Светлана Ястребова
источник
Прислал Л.Я.
Rate this item
(4 votes)
Last modified on Tuesday, 04 July 2017 19:10
Published in Разное
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit
0
Shares