December 25, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
alexey ziryanov victor vlasov
Мой омский друг прислал мне напечатанную отдельной книжкой повесть «Белая и чёрная роза». И куда я денусь, коли уж нахожусь давным-давно в общем кузове провинциальных критиков, если не напишу хотя бы критической заметки.

alexey ziryanovЯ Виктора Власова знаю, по меньшей мере, больше года. Его статьи о литературном Омске заставили меня привлечь своё внимание к той особенной творческой общности людей, где для объединения нет критериев возраста и положения в литературе. Человек-творец не отделим ведь от себе подобных. Все разделения – лишь порожденье ума жадных до высоких статусов.

Со-творчество, соединенье душ в одном порыве – и молодых, и зрелых, и в летах – объединяет группа литераторов Омска. Есть среди них и авторы советской школы словесности, но чаще – молодые девушки и парни с привитым чувством красоты и стремленьем познавать высокое искусство.

Так что же можно сказать о повести Виктора Власова «Белая и чёрная роза»? Одним словом – удивлён. Но сразу предугадав недовольный ропот читателей, расставлю акценты, коснувшиеся моих струн восприятия текста.

Знаю, в биографии Виктора имели место поездки в горячо обсуждаемую любой прессой страну США. Поэтому-то все эти внутренние и, можно сказать, интимные стороны жизни американцев так многогранно описаны нашим омским писателем.

А вертится всё вокруг одной влюблённой пары – Амины и Светланы, двух девушек, знакомых с детства. Но мир повествования не сжался до узости сюжета их отношений, а показан талантливо и открыто, но так легко, будто о мире родного отечества и американского общества всюду раскрыто для коллективного любопытства кладезь информации. Пресловутое «открытие Америки» обнаруживается в тексте Виктора Власова непременным упоминанием быта жителей Америки, их кулуарные обыденности, о которых не знают те, кто не посвящён. А благодаря возможности познать через прожитую жизнь двух героинь отличительные перипетии нестандартных отношений в далёкой стране, все читатели становятся посвящёнными в тайны заморского государства наряду с внутренней стороной союза двух женских сердец: «То ли будоражил ароматный воздух, то ли она была возбуждена от неожиданной встречи с подругой, но дыхание захватывало, и появилась холодная дрожь. Кожа стала упругой и прохладной, гусиной. Назревало нечто непредсказуемое. Какая-то странная энергия передавалась ей от Амины. Света улавливала её бессознательно в развязной улыбке, в нежном голосе и в сверкающих глазах подруги, которые теперь глядели хищно».

Но чего вы не прочтёте, так это всей той физиологической стороны чувственной связи, с которой выступают в своих произведениях столичные постмодернисты – любители сексуально-раскрепощённого жанра. Если бы это было не так, я не стал бы рецензировать произведение из-за своей личной неприязни к показному излишеству в интимных вопросах. Я даже в юности с друзьями не говорил на так называемые «горячие темы», поэтому и описывать в статье не решился бы.

 Когда у меня в начале чтения возникали предположения на счёт «грязного» продолжения, то уже представлял наш разговор с Виктором, который бы заключался в извинениях с моей стороны за невозможность писать о том, что мне противно. Но нет, тут что-то было сверх моих догадок.
«Амина взяла над Светой шефство: теперь ни одного шага «зайчонок» не делала без хозяйкиного присмотра. С одной стороны, было здорово, что за ней следил такой мудрый, сильный и приятный человек, однако, с другой – Свету не покидало ощущение, что всё непредсказуемо и зыбко, что доброта подруги может неожиданно прекратиться. Свету охватывала стыдливая благодарность, когда Амина делала свои щедрые одолжения. Света знала: за них она обязана платить. И днём, оставленная дожидаться в полупустой квартире подруги, и ночью, ворочаясь дома в постели, она  умилением и самоотверженной преданностью вызывала в себе сладко-брезгливую покорность рабыни, созревшей для истязаний сердитой хозяйки. Податливость и слабость Света старалась искоренить, обещая себе не поддаваться хитростям, но каждый раз, слушая Амину, забывала об этом».

И страсти пламень молодой, и нежность женских поцелуев, и горький яд любви – всё было и имело смысл, а в итоге – редчайший образец нежнейшей прозы.

Но не всё время лишь одна сладчайшая мелодия любви, но были искры гнева, ревности и злобы, что присущи всем, кто хоть немножко был привязан к людям: «Она, краснея от замешательства, открыла медленно и отступила, опустив глаза. Вошло широкоплечее двуногое и красивое существо огромной воли. Оно сердилось, глядя пристально, с диким интересом, и, казалось, тоже замирало в ожидании. И мыслями своими, и силой, и телом оно принадлежало какому-то прекрасному огненному демоническому кругу, и от сознания этого становилось страшно и стыдно».

Нет, не демон это и не час расплаты вдруг настал, а всё намного прозаичней. Но не раскрою всех вам карт, их вам раскрыть придётся с огромным удовольствием самим.

И нет у этих девушек замкнутой цепи на чувствах, есть и личные амбиции и увлечения. Одна из героинь увлечена искусством, таким специфическим, но главное, созидательным, а в общем плане – визуальном. Но девушка «привыкла, что окружающие равнодушно относились к её увлечению», в то время как для читателя её переживания не становятся чужими, а преображают героиню до такого понятного очертания, что персонаж становится близким человеком. А это самое занятие её – весьма неординарное, как и сама девушка.

И судьбы обеих героинь сливаются в одну, и будто вместе принимаешь ты участие в сокровенном разговоре: « – Аминка, у  тебя… мужчина есть? – после недолгого молчания неуверенно спросила Света.
Снова-таки с наивной улыбкой подруга обдумывала вопрос.
– Мне не нравятся мужчины, – отмахнулась она так свободно, словно вопрос касался какого-то элемента вечерней одежды. – Они – некрасивые и грубые».

В общем, есть повод удивляться несомненному таланту автора и получить удовольствие от новых знаний, как для мужчины, так и для прелестной половины человечества.

И всем советую серьёзно прочесть эту повесть.

Мне казалось, я знал Виктора Власова, а вышло, что я ошибался. Таланты Виктора раскрылись передо мной в этой маленькой книжке, где прежние границы образа конкретного человека-автора получили иной изгиб, и продемонстрировали иное и новое содержание его творчества.


alexey ziryanovАлексей Зырянов, Тюмень

Родился 22 ноября 1985 в Тюмени, но вторым своим городом (и самым любимым) считаю Екатеринбург, о поездках в который я описываю в своём ЖЖ.
Убеждённый вегетарианец.
С детства мечтал писать сатирические произведения: характер у меня сатиристый - чего надо, того стремлюсь добиться. На этой странице, как и в ЖЖ, я выкладываю свои фельетоны на различные темы, в том числе и на литературный процесс.
Есть лирические миниатюры искренних мыслей и снов из моих прижизненных записок.
А также рецензии и литературоведческие статьи на классиков и писателей современности.


Виктор Власов. «Белая и чёрная роза». «Вариант-Омск» (2012). Тираж 200 экз.
Критик Алексей ЗЫРЯНОВ, Тюмень
Rate this item
(10 votes)
Last modified on Thursday, 31 July 2014 23:27
Виктор Власов

Виктор Витальевич Власов
Житель Омска, Дата рождения 15.03.1987
Окончил Московский Институт Иностранных Языков (Омский филиал). Являюсь участником редколлегии современного журнала независимой литературы “Вольный лист”. Член Союза Писателей XXI век Председатель правления Всемирной Корпорации Писателей омского отделения.
Публиковался во многих литературных журналах.

Публикации автора

Add comment

Submit
© 1992 - 2024 «Freedom of Speech». All rights reserved. Russian Speaking Community in Atlanta Русская газета в Атланте, Новости, Реклама
0
Shares