Так вот. По делам службы направили Макара в командировку в небольшой городок Нальчик на Северном Кавказе.
Было лето. В Минеральных Водах, куда прилетел Макар, чтобы добраться до Нальчика, жил Генка (если помните такого). Да, однокурсник Макара. Генка попал в Минводы по распределению после окончания института, успел здесь жениться, и даже обзавёлся «Жигулями» первой модели. А для молодого специалиста - это шик! В общем, всё у него складывалось хорошо по стандартам того времени.
Так как друзья давно не виделись, Генка, получив телеграмму о прилёте Макара, попросил на работе три дня за свой счёт, чтобы подарить их Макару.
Он встретил друга в аэропорту, и после пламенных объятий друзья погрузились в бежевый «Жигуль» и отправились в Нальчик, общаясь и вспоминая студенческую жизнь и сообщая новости о себе.
Уже вечерело, сумерки надвигались на Кавказские горы, и в город друзья въехали, когда было темно, а маленький Нальчик уснул. Гостиница, где у Макара была бронь (слово-то какое замечательное), находилась на площади Ленина, которую найти было трудно, не зная города. И спросить не у кого - все спят...
Покружив по незнакомым пустынным улочкам, друзья, наконец, заметили одинокого мужчину, стойко ожидающего следующий автобус, который, видимо, к нему не очень-то и спешил. С виду очень приличный мужчина: костюм, галстук, шляпа и портфель в руке... Генка остановил свой авто напротив остановки и обратился через открытое окно к любителю общественного транспорта:
- Будьте любезны, молодой человек!..
Молодой человек посмотрел по сторонам и, убедившись, что из всех присутствующих на улице, включая тополя, он был-таки действительно самый молодой, решительно сделал шагов семь-восемь и остановился около Генки, слегка подав корпус своего тела вперёд, всем видом показывая, что он готов слушать Генку.
- Молодой человек! - повторил Генка: - Вы не подскажете, как проехать на площадь Ленина?
Молодой человек выпрямился, и в свете уличного фонаря его лицо выразило дикое удивление:
- Каму?.. Мнэ?..
Генка и Макар слышали, что отвечать вопросом на вопрос - это привилегия жителей Одессы, но такого вопроса, наверное, не придумал бы самый остроумный одессит.
Друзья ещё раз посмотрели в лицо обладателя шляпы и портфеля: оно не выражало ни тени сомнения по поводу своего удивления. Продолжать дискуссию не было никакого смысла и искатели известной площади, сердечно поблагодарив представителя Северного Кавказа за исчерпаемое пояснение, направили свои колёса, куда глаза глядят.
Фортуна не заставила долго ждать...
- Генка! Вон мужик какой-то скучает, - и Макар указал на аллейку, где около пихт стоял мужчина, не так стильно одетый, как экземпляр на автобусной остановке, но он действительно скучал, так как в таком положении принято делить досуг на троих. Но жестокая жизнь вырвала двух бойцов, объявивших войну алкоголю, а третий не сдавался. Он слегка покачивался, выставил правую руку вперёд, будто кого-то останавливал, левую держал в кармане брюк, а голова подбородком давила на грудь.
Машина остановилась, Макар вышел и приблизился к воину.
- Э-э! Добрый вечер, - осторожно заговорил Макар, немного приседая, пытаясь заглянуть в лицо рядом стоящему, теряясь в догадках: спит - не спит, - Извините за беспокойство!
- У тебя с собой? - вдруг подал признаки жизни качающийся, подозревая, что это подъехало пополнение.
- Извините! Не подскажете, как найти площадь Ленина?
- Што-што-што!!! - выстрелил несгибаемый жизнью, повернув к Макару своё лицо.
- Понимаете, мы с другом не можем найти площадь Ленина?
- А-а!!! Шутишь!!! Так у тя чё - с собой?.. Как?.. Нету?..
- Нет, нету!.. Так вы подскажете, как нам быть?
- Так!!! Слушай сюда, - пьяный поменял позу таким образом, что нанёс Макару лёгкое отравление своим перегаром. Он сложил руки у себя на груди, ещё пару раз дыхнул на Макара, потом мечтательно закатил голову назад, явно что-то вспоминая. Затем резко зафиксировал голову в нормальном положении - видимо, вспомнил - и рассказал Макару следующее:
- Значит, шобы найти площадь Ленина, - язык заплетался, задерживая пламенную речь, - нужно... длину Ленина... умножить на ширину Ленина... Поил? А? - математик, видимо, был в состоянии аффекта от выпитого в кругу единомышленников, так как излагал способ нахождения площади Ленина не только Макару, но и всем жильцам близлежащих домов, при этом делая поправку на то, что они спят.
Макар всё понял и вернулся в машину.
- Да-а!!! - говорил Генка сквозь слёзы от смеха, - Райкин нам бы сейчас позавидовал...
Одинокий математик остался дожидаться своих, но позы, в которой его оставил Макар, уже не менял.
А друзья всё-таки нашли площадь Ленина, правда, совершенно другим способом, благодаря влюблённой паре, прогуливавшейся на соседней от математика улице.
Эта история быстро обрела крылья и, превратившись в анекдот, гуляет по квартиркам и домам нашей необъятной Родины. Но рассказал я вам её лишь потому, что слово не имеет преград, и этот анекдот я слышу уже на просторах другой великой страны, отделённой от нас Тихим океаном и Беринговым проливом.