Годы бегут по траве и по снегу,
Словно по вечному расписанию.
И только одно не подвластно их бегу:
Наши воспоминания.
И в детство, и в юность, и в зной, и в замять,
По первому знаку, из мрака темени,
Ко всем нашим датам домчит нас память,
Быстрей, чем любая машина времени.
Эдуард Асадов
Машины у меня не было. Даже самой подержанной. Не было и водительских прав . Решил хоть что-то получить. Зашел в Ленинский районный комитет ДОСААФ. В Ташкенте каждый район имел свою добровольную оборонную организацию. Выяснил все «секреты»: кто командует, где расположена автошкола. Нашел директора. Так и так, говорю, товарищ Каримов, хочу научиться водить машину.
- Это прекрасно.Принесите письмо с места работы за подписью руководителя , секретаря партийной организации и руководителя профсоюзного комитета, и все будет в порядке,- сказал хозяин шикарного кабинета с большим портретом вождя Октябрьской революции.
- Позвольте, Вы не поняли меня, дорогой товарищ директор. Я не в туристическую поездку собираюсь , когда в обязательном порядке все эти подписи надо собрать, а просто хочу научиться водить машину.
- Что тут поделаешь? У нас такие правила.
Вроде не идиот. Но что-то в нем было...
Надо так надо. Принес письмо с просьбой принять меня в автошколу за подписями ректора института, секретаря парткома и председателя профсоюзного комитета. Правда, на работе меня спросили, что случайно не на Марсе ли находится эта самая автошкола ДОСААФ.
- Все хорошо,- сказал директор,- вот только одно - ни одного места сейчас нет.
- Позвольте,- сново я удивился,- в прошлый раз сказали,что дело только за этим письмом!
Он пожал плечами.
- Бывает. Случайно оговорился.
- Хорошо,- говорю,- можете написать для меня пару слов?
Он взял лист бумаги.
- Я готов, слушаю.
- Пишите:Ленинскому районному прокурору товарищу Султанову. Я вымогал взятку упредседателя правления Ленинской районной организации общества « Знание» , доцента кафедры научного коммунизма Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта ...
- Да что это такое! Да, Вы что себе позволяете ?
Он, как бешеный, вскочил со стула. Честно ,подумал, что сейчас он меня чем-то огреет.
- Вы меня неправильно поняли, товарищ доцент. Сегодня мест нет, но завтра будут. Один курсант школы по семейным обстоятельствам забрал документы.
Вскоре стал курсантом автошколы и успешно сдал на водительские права.
Интересно, что там, по ту сторону океана, в Советском Союзе, мы все были, как львы, и вечно, если не c кем-то, то за что-то боролись. За аспирантуру, к примеру,которую своей старческой грудью плотно закрыл передо мной проректор университета. За место в больнице длябольного отца. За место в музыкальной школе для сына. Список можно продолжить...
Быстро промчались два года нашего пребывания в Америке. Нашел работу. Конечно, не университете . Но смог купить машину. Уже год, как ее вожу по улицам города Сан Хосе. Как-то слышу громкую полицейскую сирену. Вижу, как на мотоциклево всю мощь мчится представитель патрульной службы. Сначала подумал, что это за кем-то. Оказалось, что по мою душу. Остановился. Я достал документы, положил руки на руль. Все, как полагается. Не пойму только ,за какие грехи. Коп (сор ( англ. ) – сокращение от слова сорреr “медный”–полицейские раньше носили медные бляхи) долго что-то выписывал, потом что-то буркнул и вручил мне штрафной талон.Так завязался мой девятимесячный "роман" с полицией.
Но что случилось? Почему здесь, по эту сторону океана, в солнечной Калифорнии, мы растеряли свои бойцовские качества и превратились в неких пугливых овечек? Получив от полицейского штраф, даже не зная за что, кабы чего не вышло, я решил на всех парусах,со скоротью звука бежать и срочно oплачивать свой полицейский “сувенир”.
Сыновья, чтобы снизить накал моих переживаний, подарили мне книгу американского юриста на английском языке о том, как бороться в суде за отмену штрафа , как выйти победителем в споре спатрульной службой.
- Не волнуйся, с переводом мы или мама поможем,- добавили они.
Для жены большого труда это не составило, она - лингвист, преподаватель английского языка. Села со мной за стол и открыла мне глаза на мою «борьбу» с полицией на ближайшее время.
Правильно, почему бы не попробывать доказать, что я ни в чем не виноват? Народная мудрость гласит, что победа - не снег, сама на голову не упадет.
Лучше день прожить львом, чем веками овцой,
Нужно сильными быть и с судьбою бодаться,
Отвечая на злые нападки борьбой
И всегда ни за что никогда не сдаваться.
Бахтияр 11
Но вот , я решил быть тем, кем был когда-то – упорным борцом. Будь что будет! За это, ведь в конце концов, не убьют! И в тюрьму не посадят.
- Когда хочешь чего-то, то сделай все от тебя зависящее,чтобы достичь этого. Даже, если что-то не получится, ты будешь знать, что старался изо всех сил, - говорила французская актриса Ева Грин в кинофильме “Мечтатели”.
200 долларов, как говорят, на улице не валяются, да еще страховая компания может и взносы поднять . Стал действовать. В чем моя вина? Чтобы эту "тайну" разгадать, отправил, как посоветовал автор книги , два запроса: один–в городскую прокуратуру, другой - в патрульную службу . Ответы не заставили себя долго ждать.
Мне прислали копию обратной стороны квитанции, где патрульный зафиксировал нарушение: надо было затормозить, не пересекать желтый сигнал светофора. Но я хорошо помню, что за мной шел огромный грузовик, если бы я резко затормозил, то он бы точно “помял” мою машину.
Приступив к "поединку" с полицией, я использовал и свой опыт борьбы с администрацией автостоянок.Честно скажу, что со своим английским еще не был готов к баталиям, и без помощи жены и сыновей, пожалуй, трудно было бы на что-то надеяться.
San Jose City College. Автостоянка разрешена бесплатно на З0 минут . Я только забежал в библиотеку вернуть книгу и бегом к машине. На все ушло 15 минут. Вернулся. Лобовое стекло машины украшает штрафной талон на 27 долларов.
De Anza College.Pядом с моим маленьким по размеру разрешением на парковку машины находится большой шрафной талон. На этот раз - 25 долларов. Причина: “oтсутствие разрешения на стоянку”.
San Jose State University. Приехал на пару минут за расписанием. Возвращаюсь,а на переднем стекле красуется “подарок” на 27 долларов. "Нарушено время 24-минутной стоянки". Как говорится, днем с огнем не могу найти этого правила. Пробую еще искать зеленую линию и обозначениe этих 24 минут. Но как ни старался, ничего не нашел.
Я опротестовал все эти штрафы. Что касается стоянки около университета, то я в своем письме отметил, что, может быть, все разметки были сделаны тогда, когда Колумб открыл Америку.Отовсюду пришли ответы – закон обязывал ответить.Там были такие слова: извините, разобрались, допущена ошибка, вашей вины нет. Из университета даже написали, что их автостоянка на год будет в моем распоряжении бесплатно.
Город Сан- Хосе, округ Санта Клара. Приемная суда.Темная и мрачная комната. На стене расписание: кого, когда и где… Я иду под номером пять. Подсаживается огромный полицейский с дубинкой, наганом и наручниками на ремне. Он следит здесь за порядком. Слышу, что каждый рассказывает соседу страшные истории. Послушаешь - все просто ягнята, никто ничего не нарушал.
Первое заседание суда. Волнуюсь. Рядом со мной переводчик.
- Виновен?-спрашивает судья.
- Нет. Невиновен, - отвечаю.
Второй раунд. До начала заседания суда минут за десять появился мой ”знакомый" офицер патрульной службы. Подошел ко мне и неожиданно сказал:
- Сэр, я хотел бы воспользоваться тем документом, который вам выписал.
"Какой он умный, - подумал я,- моими же руками меня же и задушить".
- Теперь этот документ - моя собственность,–пошутил.- Я не хотел бы ни с кем его делить.
В суде был такой порядок: сначала докладывает офицер патрульной службы. "Как и в чем он будет меня обвинять, если он не имеет штрафного моего талона? На память? Но это случилось семь месяцев назад . Мне стало просто интересно.
- Уважаемый судья,- начал он свою речь, разрешите воспользоваться документами этого мистера.
Судья удивленно поднял брови.
- Где же ваши, офицер?
- У сержанта, а он в отпуске.
Судья перевел взгляд на меня и сказал:
- Мистер Гольдин, если вы хотите, то можете передать свои документы, и мы продолжим заседание суда.
- Уважаемый судья! - ответил я робко.- Вы трижды повторили cлова “если вы хотите”, разрешите мне ответить один раз, что я не хочу.
- Это ваше право, - ответил судья.
Заседание перенесли.
Прошло еще пару месяцев. За это время выяснил, что, если еще раз офицер патрульной службы придет в суд без документов о моем нарушении правил дорожного движения, то я по первому же требованию судьи должен предоставить ему свои .
Готовлюсь к суду, попросил знакомого черчежникасделать технический макет, так посоветовали авторы книги, со всеми автомашинами в тот момент на дороге и мотоциклом патрульного. Связался со специальным городским управлением. Спросил: синхронизирован ли этот перекресток? Конечно, я понимал, что все это может оказаться “мартышкиным трудом”, если патрульный придет. Ему доверия на сто процентов.
Третий и последний раунд.
Суд приступил к работе. Жду полчаса, час. Почему-то меня не вызывают, да и офицера полиции что-то не видно. Я знаю, что,если без уважительной причины он не явится, то победа будет за мной. Но такое бывает крайне редко, только, когда тебе улыбается фортуна. Как пишет поэт Игорь Губерман:
Судьба то бьет нас, то голубит,
То вянет вмиг от нашей скуки:
Фортуна- женщина и любит,
Чтоб к ней прикладывали руки.
Вызывают меня.Что теперь будет?
- Офицер патрульной службы не явился, - сказал судья. – Ваша вина не доказана .
Ощущение было такое, словно тяжелый груз упал с плеч моих. Даже стало легче дышать.
Фортуна улыбнулась,
Сбылось то, о чем мечтал!
И, распрямив плечи, я покидаю зал.
Как будто специально для меня Евгений Орлов написал эти поэтические строчки.
С большим удовольствием пишу для Вашего интересного издания!
С уважением,
Борис Гольдин, город Сан Хосе, штат Калифорния