Письмо Гозман приурочил, почему-то, к 99 годовщине падения монархии. А почему не к Переяславской раде, например? Читаем:
"Его Высокопревосходительству
Владимиру Владимировичу Путину
Президенту Российской Федерации
Ваше Высокопревосходительство, господин Президент!
Вы управляете нашей страной уже шестнадцатый год. В последнее время баланс успехов и неудач очевидно сместился в негативную сторону. И как бы ни скрывала это Ваша пропаганда, люди начинают это чувствовать.Качество жизни зримо падает, ухудшается положение в социальной сфере, снижаются реальные доходы. Вы не избавили страну от нефтяной зависимости, у Вас, судя по Вашим же заявлениям, нет плана выхода из кризиса.
Вы обещали победу над террористами, но теракты продолжаются. За годы Вашего правления их жертвами стали более трех тысяч человек – организаторы в большинстве случаев так и не найдены. На Северном Кавказе создан криминальный анклав, практически независимый от России, но пользующейся ее ресурсами. Вдобавок к этому Вы начали братоубийственную войну на Украине, а затем – войну в Сирии.
Вы сделали Россию пугалом для всего мира. Разрекламированный Вами поворот на Восток окончился ничем, мы рассорились с соседями, а союзников у нас не осталось вообще. Санкции и контрсанкции, как и спровоцированная Вашей политикой гонка вооружений, ложатся тяжелым бременем на нашу экономику. Десятки миллионов людей вынуждены расплачиваться за Ваши не всегда кажущиеся обоснованными геополитические представления.
Общественная мораль упала как никогда низко. Под Вашим руководством расцвели ложь, неправые суды, коррупция. Многие убеждены в коррумпированности Ваших ближайших друзей и сотрудников, а часто — и в Вашей личной коррумпированности. Все больше говорят о связях высших руководителей страны с бандитами. На этом фоне в нашу жизнь уже вернулось лицемерие и возвращается страх – люди снова боятся говорить, что думают.
Господин Президент, многолетняя абсолютная власть привела к тому, что Вы перестали чувствовать Россию. Когда Вы «нашли» амфоры, страна усмехалась, когда летали со стерхами – смеялась в голос. Вокруг Вас не осталось людей, которые осмеливались бы возражать Вам. Вы допускаете знаки поклонения, выходящие уже за рамки анекдотов брежневского периода – выпуск посвященных Вам духов, например.
Не стоит обольщаться высоким рейтингом — это рейтинг надрыва и безальтернативности. Он выстраивается искусственно, а обрушивается естественно, как только иссякают ресурсы ежедневной подпитки. Даже полицейские, задерживающие Ваших оппонентов во время гарантированных Конституцией мирных манифестаций, говоря о Вас, переходят на ненормативную лексику. За Ельцина в августе 1991 года только в Москве вышло сто тысяч человек. За Вас, как в свое время и за Николая Второго, в трудную минуту не выйдет никто.
Рейтинг Николая в августе 1914 был, наверное, даже выше, чем у Вас. Люди вставали на колени и целовали полу его френча. Но через два с половиной года, ровно 99 лет назад, монархия пала. Еще через год с небольшим Государь был убит, а страна на десятилетия погрузилась в хаос.
Наш последний император, находясь в плену иллюзий, веря, что народ хочет самодержавия, а демократия ему чужда, до последнего держался за власть. Он упустил возможность – вполне реальную — вместе с разумными, не желавшими зла ни ему, ни стране людьми, начать реформирование архаичной политической системы. Прошу Вас, господин Президент, не повторяйте его ошибок!
Господин Президент! Созданная Вами система – не первый в истории авторитарный режим, оказавшийся в ситуации экономического, морального и политического кризиса. Чаще всего такое заканчивается катастрофой. Но есть и примеры мирного, по крайней мере, бескровного, выхода из авторитаризма. В отличие от многих других Ваших оппонентов, я думаю, Вам небезразлична судьба России. У Вас еще есть с каждым днем уменьшающийся шанс спасти страну.
Ваше Высокопревосходительство, Вы должны уйти. Ваш потенциал исчерпан. Чем дольше Вы остаетесь в Кремле, тем выше вероятность развития событий по страшному сценарию. В ситуации, аналогичной Вашей, были Ярузельский и Пиночет, Франко и Александр Второй. Им удалось найти пусть не оптимальный, но выход. Вы тоже можете это сделать.
Вы можете по примеру поляков собрать круглый стол, который обсудит пути передачи власти. По самому его составу будет ясно, стремитесь ли Вы к решению, или просто хотите потянуть время.
Вы можете объявить о передаче власти на переходный период Думе и назначенному ею Премьеру. Правда, чтобы страна поверила в чистоту ваших намерений, Вы сначала должны обеспечить честные выборы и не мешать пройти в Парламент Вашим политическим противникам.
Конечно, после Вашего ухода могут начаться тяжелые времена. Но они будут тем более долгими и, не дай Бог, кровавыми, чем дольше Вы будете удерживать власть. Не в том дело, что без Вас все сразу станет хорошо, а в том, что с Вами – и ни Вы, ни кто другой уже не могут на это повлиять — может быть только хуже.
Ваше Высокопревосходительство, господин Президент, уходите! Уходите, как можно быстрее. Это лучшее, что Вы сейчас можете сделать для России."
Материал из Википедии
Леонид Яковлевич Гозман (13 июля 1950, Ленинград) — российский политик, президент Общероссийского общественного движения «Союз Правых Сил».
Бывший сопредседатель партии «Правое дело» (с 2008 по июнь 2011 года). Был одним из членов Федерального политического совета партии «Союз Правых Сил» (с 2001 года), с 2004 года — секретарь по идеологии, с 2005 года — зампредседателя ФПС, с 26 сентября 2008 года был исполняющим обязанности председателя Федерального политсовета СПС. Ранее, с 1993 года — секретарь федерального политсовета партии «Демократический выбор России», с 1999 по 2008 год — член правления, полномочный представитель по работе с органами власти и общественными организациями ОАО «РАО ЕЭС России», с 2008 по 2013 год — директор по гуманитарным проектам ОАО «РОСНАНО». Член общественного совета Российского еврейского конгресса, президент фонда «Перспектива».