Вы воспитали замечательного скрипача – Вашего сына Надира. Что стало залогом его успеха и в чем Ваша заслуга?
Дети для родителей всегда остаются детьми и мы с женой до сих пор помним его первые шаги, первые уроки, первые победы. Конечно, мы гордимся своим сыном Надиром и радуемся его успехам. Ему ведь только 20 лет! Самое главное, мы видим, что он становится хорошим человеком. Он отзывчивый и чуткий. Мы часто слышим его сочувственные слова, когда он видит людей, особенно детей, нуждающихся в помощи. Он скромен и терпелив, в то же время настойчив и целеустремлен. В профессиональном смысле, он не только оправдал мои ожидания, но и превзошел их...
Я часто слышал, о том, что в творчестве должно быть вдохновение. Теперь, с высоты прожитых лет, я убежден, что вдохновение приходит только тогда, когда за ним стоит титанический труд. Для моего сына труд стал привычкой. Я работаю педагогом с 1964 года, и все это время стараюсь придерживаться очень простых и ясных, но в то же время емких по смыслу слов Г.Г.Нейгауза «Лучший педагог тот, кто все делает для того, чтобы быстрее стать ненужным своему ученику».
Когда лучше всего начинать заниматься музыкальным развитием ребенка?
Чем раньше, тем лучше! Музыкальные способности начинают развиваться еще задолго до рождения ребенка. Будущие мамы отмечают как их дитя реагирует на тот или иной характер музыки, находясь еще под сердцем женщины. С первых дней жизни ребенок приобщается к лучшим образцам музыкального искусства, к восприятию общечеловеческих чувств средствами музыкального воплощения если родители тихо включают музыку из образцов классического наследия. Это можно делать и во время сна ребенка и когда он бодрствует. Психологи подтверждают эффективность данной работы в воспитании положительных эмоциональных, психологических качеств будущего человека. Канадские ученые научно доказали, что у людей обучавшихся музыке в детстве интеллектуальный уровень выше их ровестников в среднем на 20 процентов.
Ничего не проходит бесследно! У одних детей накопление информации идет дольше по времени, у других меньше, но прорыв этого накопления все равно происходит. Говорят, что в 4 года это еще ребенок, а в 5 лет уже человек, способный анализировать происходящее вокруг него, а значит и накопленный в сознании опыт.
В чем, по вашему мнению, ключевое отличие американской системы музыкального образования от российской?
Ключевым, мне кажется, является то, что в бывшем Союзе и сегодня в России функционирует широкая сеть учреждений начального музыкального образования. Это музыкальныке школы, школы исскуств, специализированные музыкальные школы при консерватириях. Существуют единые учебные планы, включающие в себя занятия по сольфеджио и музлитературе, програмные требования, всевозможные зачеты и экзамены. В Америке же отсутствует система подобных учреждений. Наличие считанных специализированных музыкальных школ не решает проблему начального музыкального образования. Знаменитые Джули-Атр, Манхетаннская Школа и Кертиевский институт музыки принимают исполнителей в любом возрасте, но уже проявивших высокий уровень игры на инструменте. Здесь важно отметить , что обучение в этих школах платное и достаточно дорогое. Получается, что подобное положение не решает вопроса массовости музыкального образования и выявления лучших из лучших. В итоге получается , что начальное музыкальное образование в целом отсутствует, а существующее является элитным и недоступным многим детям.
Возникает вопрос, а где же все-таки можно получить начальные азы, основу игры на инструменте? Эту нишу заполняет система частных занятий педагогов с различным опытом и образованием, которые не объеденены единым критерием подготовки музыкантов. Это единственный вариант для большинства!
Какие скрипки Вы рекомендуете покупать.
Однозначно хорошие, так как ухо ребенка с самого начала должно привыкать к хорошему, выразительному звучанию.
Я не рекомендую покупать скрипки в начале обучения. С самого начала подбирается скрипка по длинне рук ребенка для общего удобства двигательных процессов. Ребенок растет и со временем нужна будет скрипка побольше, поэтому вы не можете остановиться на одной скрипке. Здесь, в Америке можно арендовать скрипку на определенное время. Наверное, разные магазины предлагают свои условия, но не соглашайтесь на покупку скрипки – эта покупка не оправдает себя.
Как узнать по работе преподавателя, насколько он профессионален? Как проверить правильность постановки рук у маленького скрипача?
Слово постановка, мне кажется, несет в себе психологический оттенок статичности и порой действует отрицательно на желаемый результат при игре на скрипке. Я бы говорил о приспособляемости ребенка к инструменту, потому что удобство является одной из основ исполнительского процесса. Задача преподавателя подсказать и определить наиболее комфортное положение рук и тела при игре на скрипке, которое не повредит осанке ребенка.
Что касается профессионаизма педагога, то он включает в себя не только узко ремесленнические стороны. Педагог - это учитель, обучающий игре на инструменте, воспитывающий трудолюбие и трудоспособность, подающий пример доброты и порядочности, воспитывающий целеустремленность и настойчивость в достижении цели. Учитель, мне кажется, должен быть добрым другом и бескомпромисным требовательным человеком. Все это в гармонии и с большим чувством меры. Каждому ученику – свой ключ! Если педагог все это имеет и умеет этим распоряжаться, то результаты не заставят себя долго ждать. Ученик полюбит играть на музыкальном
инструменте, труд будет доставлять ему радость. А это самое главное!
Если к Вам обращаются родители с просьбой научить ребенка играть на скрипке, что Вы обещаете?
В глазах каждого малыша я вижу просьбу – быстрее научить его играть на скрипке. Со своей стороны я стараюсь завлечь ученика, зародить интерес к работе. Появится увлеченность - будут и результаты.
Николай Холодов, музыкант, Atlanta