31 июля исполнилось 100 лет со дня рождения французского комика Луи де Фюнеса - звезды французской комедии, любимого на родине и в далеком СССР инспектора Жюва и жандарма Крюшо. Мы выбрали десять картин из обширной фильмографии актера, которые отражают его путь в кинематографе…
Этот невысокий, но поистине великий человек очень долго шел к своей славе, шел упрямо и достиг цели – добился популярности и процветания, стал ведущим комиком французского экрана, одним из символов нации. Невероятное упорство и самоотверженность этого отважного клоуна, энергия, с которой он, до конца дней, отдавал себя профессии, на экране и на театральных подмостках, – пример высокого актерского достоинства и жизненной стойкости.
Маленький дворянин
Потомок испанских аристократов, в юности Фю-фю (так дружески-фамильярно французы называли своего любимчика) мечтал стать музыкантом или актером – скажем наперед – удалось и то и другое.Луи де Фюнес родился 31 июля 1914 года в Курбевуа. Его отец Хиспэн Карлос де Фюнес де Галарза был потомком испано-португальского аристократического рода из Севильи. Он держал небольшой ювелирный магазин в пригороде Парижа. В доме безраздельно хозяйничала темпераментная мадам Леонор де Фюнес. Луи, ее любимчика, умевшего до коликов рассмешить мать, выгоняли за проказы отовсюду, где он, подрастая, пробовал заработать. Мальчишка не унывал, ловил рыбу в Сене и с энтузиазмом копировал ужимки любимого Чаплина. О жгучем желании актерствовать родителям не говорил – боялся, что запретят и думать о карьере лицедея. Молодые годы де Фюнес провел дурачась, строя рожи одноклассникам и пародируя учителей.
Первая роль
Как ни странно, Луи де Фюнес не планировал стать киноактером. Он родился в семье выходцев из Испании, отлично играл на фортепиано и стал джазовым пианистом, подрабатывая музицированием в знаменитом парижском районе Пигаль.Впервые он появился на экране после Второй мировой войны — в 1946 году, в небольшой роли портье в кабаре «Le Paradis» в фильме «Барбизонское искушение» (La Tentation de Barbizon, 1946). Вся сцена с де Фюнесом заняла в фильме около 40 секунд и никаких бонусов молодому актеру не принесла.
Много маленьких ролей
Следующие 13 лет де Фюнес так и провел на вторых, третьих и даже десятых ролях в разных фильмах, где блистали другие актеры. Но снимался он много, можно сказать даже — неистово. Так, в 1951 году де Фюнес снялся в 19 картинах, а в следующем, 1952-м, — в 13, если, конечно, считать короткометражки.В эпизодах де Фюнес кого только не играет. И сумасшедшего, который ловит рыбу в ванне, и докторов, и астролога, и полицейских, и исторических персонажей — как, например, в фильме «Если бы нам рассказали о Париже» (Si Paris nous était conté, 1956).
Часто его роли ограничивались одной фразой. Например, в немецкой ленте «Ингрид, история фотомодели» (1954) де Фюнес играет роль модельера и произносит только два слова — «Модель Ингрид».
Первая главная роль
Знаменитым де Фюнес стал после фильма «Не пойман — не вор» (Ni vu... Ni connu...) 1958 года — экранизации романа Альфонса Алле «Дело Блеро», в которой он сыграл рыночного торговца, готового ради прибыли на многое.Эту картину увидели и советские зрители — в истории отечественного проката она вряд ли осталась, но с забавным французским актером население СССР познакомила.
Фантомас
В 1964 году стартовало сразу два долговременных комедийных проекта с участием Луи де Фюнеса. Первым был «Фантомас» Андре Юнебеля — весьма вольная экранизация авантюрных романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена.Впрочем, главным в «Фантомасе» был Жан Маре — к тому времени уже очень известный актер, играющий только главные роли; примечательно, что он и де Фюнес были ровесниками, но их кинокарьеры сложились очень по-разному. Де Фюнесу же достался комиссар Жюв — комедийный недотепа, которого остроумный и безжалостный преступник раз за разом обводит вокруг пальца.
Всего Юнебель снял три фильма про Фантомаса — по одному в год — и закрыл проект в 1966-м, когда стало очевидным падение интереса зрителей. В СССР эти фильмы породили целую субкультуру, мастерски отраженную в картине «Анискин и Фантомас».
Жандарм Крюшо
В том же 1964 году впервые появился и жандарм Крюшо — можно сказать, доведенное до абсурда альтер-эго инспектора Жюва. У сержанта Крюшо тоже не все слава богу — то нудисты, то женитьба, то инопланетяне.В общем, приключений хватило на несколько фильмов, в которых де Фюнес снимался до конца жизни. А первым был «Жандарм из Сен-Тропе» 1964 года — забавный и яркий промо-ролик французского средиземноморского курорта.
Большая прогулка
Фильм «Большая прогулка» стал самой популярной картиной с участием Луи де Фюнеса: во Франции его посмотрело 17,3 млн зрителей, и он занял в прокате 1966 года первое место; всего семь картин за всю карьеру актера могли этого добиться — в основном ленты о Фантомасе и жандарме.«Большая прогулка» Жерара Ури — фильм о Второй мировой и французском Сопротивлении; в нем во второй раз сошлись вместе де Фюнес и еще один известный комик, Бурвиль.
Неполученная награда
Кинонаградами Луи де Фюнес не избалован — в слишком легком жанре он стал знаменитым, а премии любят все грустное. Но фильм Жерара Ури «Приключения раввина Якова» был номинирован на «Золотой глобус» в категории «лучший иностранный фильм».Комедия про евреев, арабов и французов времен вопиющей неполиткорректности премию, впрочем, не получила — но проиграла только потому, что соперником был великий швед Ингмар Бергман и его «Сцены из супружеской жизни».
После инфаркта
В 1975 году Луи де Фюнес перенес инфаркт и перестал сниматься. Для своего возвращения он выбрал фильм «Крылышко или ножка» (L' Aile Ou La Cuisse) — почти ремейк своей же картины 1966 года «Ресторан господина Септима».В новой работе мсье Септима заменил ресторанный критик Шарль Дюшмен, но цель героев осталась прежней — сохранение качества еды любой ценой. В «Крылышке или ножке» де Фюнес новых горизонтов своего комедийного дарования, конечно, не раскрыл — но показал, что болезнь не помешала ему остаться прежним.
Режиссер
В 1980-м де Фюнес решил попробовать себя в режиссуре; к этому времени ему уже исполнилось 66 лет, позади у него было почти 35 лет в кино. Для старта постановочной карьеры он выбрал пьесу Мольера «Скупой, или Школа лжи» и сам написал сценарий — с помощью своего друга, режиссера Жана Жиро, который помог ему освоиться на съемочной площадке в новой роли.И заодно сыграл Гарпагона — французского Плюшкина. «Скупой» (L'Avare) стал последним фильмом де Фюнеса, дублированным в СССР. А сам де Фюнес в тот год получил почетного «Сезара».
Последний фильм
Последний фильм Луи де Фюнеса — «Жандарм и жандарметки» (1982) продолжает многолетнюю серию о незадачливом сержанте Крюшо. По сюжету на сей раз в жандармерию присылают стажеров — длинноногих девушек, которые волнуют и жандармов, и их жен, но по-разному.Советский зритель так и не увидел эту картину из-за фривольных сцен. А между тем лента стала последней работой как для режиссера Жана Жиро (он умер во время съемок), так и для его друга Луи де Фюнеса.
Смерть в саду
Любимым режиссером де Фюнеса и, пожалуй, единственным другом среди представителей этой профессии был Жан Жиро, с которым они сделали все фильмы о жандарме из Сен-Тропеза, а также "Большие каникулы" в 1967 году и "Капустный суп" в 1981 году. После смерти товарища де Фюнес утратил интерес к жизни. Перестал проверять счета и принимать лекарства. Никого не приглашал, не отвечал на телефонные звонки. Жанне иногда казалось, что Луи не помнит имя внучки...Единственным человеком, которому Луи по прежнему доверял, был садовник Виктор. Вдвоем неторопливо беседовали о розах, правильном поливе и новых удобрениях. Иногда отправлялись вместе рыбачить…
За неделю до смерти Луи сказал жене: "Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка" – "Какая же?" – "Мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они обхохотались".
Однажды, сидя на скамье в саду среди клумб, де Фюнес обратился к Виктору: "Не знаю, почему у меня так отяжелели ноги. Чем ближе я подхожу к порогу, тем дальше он от меня..." В тот вечер у актера сильно болело сердце, но он не жаловался, только заметил, что, наверное, где-то подхватил грипп.
Утром Луи вышел к Жанне со словами: "Я скучаю один в своей комнате..." Это были его последние слова.
Великий комик скончался по дороге в клинику 28 января 1983 года.
Цитаты Луи де Фюнеса
- Мои родители никогда бы не поженились, если бы не имели на все одинаковых взглядов.
- Я люблю гулять по кладбищам. Там, по крайней мере, встречаешь молчаливых людей, которые никому не перечат.
- Под хорошую музыку куда проще изображать элегантного мужчину.
- Не говорите обо мне слишком много, дети мои! Ведь на земле столько людей куда интереснее меня.
- Я самый обыкновенный человек, такой же, как все, и мне повезло в жизни не больше и не меньше, чем другим. Просто когда мне улыбнулась удача, я сумел поймать ее и удержать. Она до сих пор со мной, и я счастлив!