Юбилей Сергея Образцова
"110 лет со дня рождения Сергея Образцова (1901-1992) Сергей Владимирович - режиссёр, актёр, писатель, художник, создатель и руководитель Центрального театра кукол, народный артист СССР (1954) и Герой Социалистического Труда (1971). Оставил театру самую большую в России, одну из самых больших в мире коллекцию кукол. В 1922 по 1931 работал с Немировичем-Данченко в Московском Художественном Театре актёром. Но увлечение театральными куклами началось раньше – в 1920 году. В 30-х стал известен как эстрадный артист, ставящий номера в стиле «романсов с куклами». В 1931 году создал Центральный театр кукол."
Спектакль Мастера занесён в Книгу Гиннесса
Спектакль «Необыкновенный концерт» более 10 тысяч раз прошёл с аншлагами
Даже те, кто никогда не бывал на его спектаклях, знают, что этот кукольный театр создал великий Образцов. «Во всём мире нет другого Образцова, – говорил Корней Чуковский. – Он сам изобрёл свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов».
Сергей Владимирович Образцов родился 110 лет назад, 5 июля 1901 года, в семье академика Владимира Николаевича Образцова, видного учёного, профессора Московского института инженеров железнодорожного транспорта.
Можно себе представить, сколько огорчений в семье профессора вызвало решение сына пойти не по стопам отца, а податься в актёры. Больше того – стать кукольником, чуть ли не ярмарочным скоморохом.
Тайны актёрской профессии он постигал в МХТ, играя в двадцатые годы с Иваном Берсеневым, Софьей Гиацинтовой, Серафимой Бирман. Затем, увлёкшись куклами, приобрёл известность как пародист. На эстраде Сергей Образцов появлялся с маленькой ширмой и забавными игрушечными персонажами, которые в его руках проделывали настоящие чудеса. Очевидцы рассказывали, что аудитория буквально стонала от хохота, когда его куклы исполняли интермедии, романсы и оперные арии.
Тяга Сергея Образцова к этому жанру была столь велика, что в 1931 году ему удалось создать Театр кукол. Свой первый спектакль «Джим и Доллар» он выпустил 17 апреля 1932 года. Театральной сенсацией 1936 года назвали критики карнавальное представление, поставленное на основе сказки «По щучьему велению». Ярким, завораживающим зрелищем для взрослых стала и «Волшебная лампа Аладдина» (1940). Эти три спектакля, по словам Образцова, были для его театра, как «Чайка» для МХАТа.
Московские старожилы помнят, что до 1970 года кукольные представления шли на площади Маяковского в небольшом двухэтажном здании, где много лет назад находился кинотеатр «Европейский», потом – Четвёртая студия МХТ. Когда в 1937 году оно перешло к Образцову, он организовал в нём уникальный музей. «Прежде чем поднимется занавес, люди должны увидеть кукол в витринах, ещё не оживших, сильнее будет эффект», – считал мудрый волшебник Образцов.
В старом здании и возник в 1946 году его самый знаменитый шедевр – «Необыкновенный концерт», занесённый в Книгу рекордов Гиннесса (по числу представлений, переваливших за десять тысяч). Сначала он назывался «Обыкновенный концерт». Но однажды кто-то из высокопоставленных чинов усмотрел в нём «огульную» критику всей советской эстрады и «Обыкновенный концерт» превратился в «Необыкновенный», то есть нетипичный. Однако в целом спектакль удалось сохранить неизменным, в том числе реплики конферансье Эдуарда Апломбова, многие из которых в исполнении Зиновия Гердта стали крылатыми:
«У рояля – то же, что было раньше».
«Дерзайте, маэстрочки, чтоб талантливо было, а я пойду немножко покурю».
«Молодой, холостой, незарегистрированный».
Когда популярность образцовских спектаклей резко подскочила, и уютный, но небольшой зал на площади Маяковского уже не мог вместить всех желающих, Сергей Владимирович добился разрешения на строительство нового театра на Садовом кольце. Эталонного по тем временам – сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала, позволяющие «окружить» зрителя куклами, «бегающий» звук. В том, что здание построили в рекордно короткие сроки, проявился «образцовский» характер – жёсткий, требовательный.
«Я очень гордилась, что он был гражданином, – рассказывает внучка Образцова Екатерина, режиссёр театра. – В тяжёлое сталинское время он чуть ли не единственный подписал письмо в защиту Мейерхольда. Позже его просили также осудить Солженицына. И он нашёл отличный ход – попросил прислать его произведения, которые были запрещены. А как можно сказать, что Солженицын плохой писатель, если ничего не читал?
Прожив почти весь двадцатый, один из самых беспощадных для России, век, он каким-то чудом оставался внутренне свободным и даже позволял себе посмеиваться над предлагаемыми обстоятельствами. Павел Асс, руководивший литературной частью театра, вспоминал: «Однажды в его рабочем кабинете раздался телефонный звонок. Кто звонил, я, понятно, не знал, только услышал: «Брать меня не надо, а мой адрес запишите: улица Немировича-Данченко, дом…» Положил трубку, обернулся ко мне и весело сказал: «Из клуба КГБ. У меня сегодня там концерт. Звонят, спрашивают: «Где вас брать?» И добавил: «Вот что значит привычка!»
Новым словом в его творчестве стала «Божественная комедия», поставленная в 1961 году и до сих пор стоящая в репертуаре. В этой пародийной истории о сотворении мира Образцов впервые вывел на сцену своего театра актёров в живом плане, заставив их гармонично взаимодействовать с куклами.
Сергей Образцов вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, которые сегодня работают и в театре его имени, и в других театрах нашей страны, и за рубежом.
Свою любовь к искусству кукольного театра он завещал в своих книгах, которые хранятся в библиотеке театра вместе с фильмами, снятыми по его сценариям. Сергей Образцов был не только знаменитым кукольником и талантливым писателем, но и замечательным документалистом, создателем жанра киномонолога, автором фильмов «Кинокамера обвиняет», «Удивительное рядом», «Невероятная правда».
Когда театр переехал на Садовую-Самотёчную улицу, над его входом установили чудо-часы с фигурами зверей. Мелодии, которые они исполняют, звучат как приглашение в сказочный мир – в кукольный дом Образцова.