Однажды Пикассо сказал: «Когда умрет Анри Матисс, Шагал останется единственным художником, кто действительно понимает, что такое цвет. Я не в восторге от его петухов, задниц, летающих скрипачек и всего этого фольклора, но его картины действительно написаны, а не небрежно набросаны. Некоторые из его работ убедили меня, что со времен Ренуара никто так не чувствовал свет, как Шагал».
В тот роковой вечер в 1964 году Пикассо и Франсуаза Жило пришли к Шагалу на ужин. После изрядного количества вина гость неожиданно поинтересовался у хозяина: «Когда вы возвращаетесь в Россию?» Шагал усмехнулся: «Сразу после вас. Я слышал, там вас очень любят. Чего не скажешь о ваших работах. Попробуйте поработать там, а я посмотрю, как это у вас получится». Рассерженный Пикассо едко заметил: «Полагаю, в вашем случае это вопрос бизнеса. Вы не отправитесь туда, если только в этом не будут замешаны деньги». Франсуаза Жило вспоминала, что Шагал рассмеялся в ответ на эту колкость, однако внутри него бушевал огонь.
На этом дружба Пабло и Марка закончилась. Пикассо с сарказмом называл Шагала летчиком (потому что у него на картинах все летают), а Шагал не менее саркастично в ответ называл Пикассо — разделочный нож (потому что у него на картинах части тела в разных местах). Шагал прожил 98 лет. Пабло Пикассо 91. Они такие разные… Но в них так много общего. Оба, своим искусством, родом из бурлящего модернистского Парижа начала века. Оба эмигранты. Оба стали звёздами первой величины. И оба, несмотря на все своё новаторство, никогда не отрывались от подмётной основы, бережно удерживая связь с нею… каждый, впрочем, по-своему: Пикассо через ФОРМУ, Шагал через ЦВЕТ…
Марк Шагал «День рождения» 1915 год
Пикассо «Герника» 1937 год