165 лет назад, 30 мая 1846 года, у петербургского ювелира Густава Фаберже родился первенец, которого назвали Карл-Петер.
Будущий человек-бренд и самый знаменитый ювелир всех времен носил немецкое имя и французскую фамилию.
Фаберже происходили из французских гугенотов, и прежде, чем обрусеть, успели онемечиться.
Преследуя религиозных диссидентов, кардинал Ришелье и Людовик XIV нанесли своей стране колоссальный вред. Гугеноты унесли из Франции фантастическую по тем временам сумму в 60 млн ливров, плюс таланты и квалификацию, точной оценке не поддающиеся.
Большинство гугенотов осели в лютеранской части Германии. Таким эмигрантом был, в частности, домашний учитель будущей Екатерины II.
Предки Фаберже переселились из Германии в Лифляндию, где приняли русское подданство. В 1842 году Густав Фаберже открыл в Петербурге мастерскую.
Карл учился ювелирному делу в Европе, а в 1870 году возглавил семейный бизнес.
Курочка и яичко
Первый заказ от императорского дома мастерская Фаберже получила в 1883 году.
Спустя два года Александр III захотел подарить жене на Пасху что-нибудь необычное и попросил Фаберже проявить фантазию. В результате на свет появилось первое из 54 (по некоторым данным - 56) знаменитых "яиц Фаберже", прославивших автора и являющихся частью мирового культурного наследия.
"Скорлупки" покрытого белой эмалью яйца разъединялись, открывая золотой "желток", внутри которого находилась золотая же курочка, а в ней - еще одно крошечное рубиновое яичко и бриллиантовая корона - точная копия императорской.
Чудо ювелирного искусства дожило до наших дней, правда, без рубинового яичка.
За блестящее выполнение заказа Фаберже получил официальное звание придворного ювелира с правом включить в свой фирменный знак двуглавого орла.
Шедевры ювелирного мастерства
С тех пор Александр III, а впоследствии Николай II каждый год заказывали Фаберже пасхальные яйца. С 1894 года работы у ювелира прибавилось, поскольку молодой царь одаривал и супругу, и мать.
Первое время монархи обсуждали с Фаберже эскизы подарков, но затем полностью доверились ему, и сами не знали, какой новый сюрприз он лично доставит в Зимний дворец накануне Пасхи.
Яйца, сделанные из золота, платины, драгоценных камней и цветных эмалей, заключали в себе миниатюрные портреты, копии известных памятников и дворцов, кораблей, паровозов и царских карет, фигурки раскрывающего хвост механического павлина и поющего петуха. Каждое посвящалось определенной теме или событию в жизни империи и имело собственное имя.
Николай и Александра Федоровна считали Фаберже другом. Во дворце было выделено специальное помещение для хранения его работ.
Процветающий бизнес
Лучшей рекламы невозможно было придумать. Кроме российских монархов, клиентами Фаберже стали королевские дома Англии, Швеции и Таиланда, и множество богатых людей.
Помимо яиц, фирма выпускала массу ювелирных изделий. Особенно славились золотые портсигары и серебряная посуда с клеймом "К.Фаберже".
Фаберже возродил знаменитую технику лиможских эмалей, причем если французские мастера XVIII века работали максимум с восемью цветами, то их петербургские последователи довели число оттенков до 140.
Николай II преподнес кайзеру Вильгельму изготовленную фирмой Фаберже 17-сантиметровую точную копию Царь-пушки из нефрита с золотым декором. Английский король Георг V в день коронации в 1910 году получил от Леопольда Ротшильда оправленную в золото вазу из горного хрусталя, также работы мастерской Фаберже.
Фаберже не сделал собственными руками ни одного изделия. Он был великим дизайнером и талантливым менеджером.
На него трудились 650 человек - русские, немцы, финны, швейцарцы и англичане. Фаберже отыскал и пригласил на работу 26-летнего крестьянского сына из Карелии Михаила Перхина - гениального самородка, ставшего впоследствии главным ювелиром фирмы.
Бизнес процветал. В 1900 году фирма переехала в новое четырехэтажное здание на Большой Морской улице, на первом этаже которого размещался магазин, а на верхнем - 15-комнатные апартаменты хозяйской семьи.
В том же году работы мастерской получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже, и Карл Фаберже удостоился на исторической родине ордена Почетного легиона.
Как писали в каталогах фирмы, ее ювелиры "своим творчеством выражают стремление эпохи сделать быт искусством, а искусство ввести в быт".
Имя обязывало: faber по-латыни значит "искусный".
Закат
Золотой век фирмы Фаберже, как и всей Европы, оборвался в августе 1914 года.
В здании на Большой Морской начали выпускать патроны. Многих мастеров призвали в армию. Производство резко сократилось.
Тем не менее, Фаберже до 1916 года продолжал делать для императора пасхальные яйца, последним из которых стало аскетическое "Стальное", имевшее форму артиллерийского снаряда.
В ноябре 1918 года великий ювелир и его родные уехали из России. Последней каплей стало известие об убийстве царской семьи.
24 сентября 1920 года 74-летний глава фирмы умер в Женеве.
Четверо его сыновей, много лет помогавшие отцу, возродить дело за границей не смогли. Окончательно подкосила их усилия Великая депрессия.
Со смертью последнего из сыновей Карла Фаберже, Евгения, в 1960 году фирма юридически прекратила существование. Права на товарный знак ныне принадлежат акционерному обществу Faberge Limited, зарегистрированному на Каймановых островах.
"Яйца Вексельберга"
В Оружейной палате Московского Кремля хранятся 10 яиц Фаберже. Остальные были сбыты за границу большевиками вместе с другими сокровищами российских дворцов, музеев и храмов.
В 1961 году сын сестры Николая II Ксении Александровны князь Василий Романов продал на аукционе Sotheby's за 30 тысяч долларов "Орден св. Георгия" - единственное яйцо, вывезенное из России законной владелицей, его бабушкой императрицей Марией Федоровной.
Среди нынешних хозяев яиц Фаберже - князь Монако и эмир Катара.
Самую большую частную коллекцию, в которую входили девять шедевров, в том числе самое знаменитое яйцо, "Коронационное", и "Орден св. Георгия", собрал американский миллионер и основатель известного бизнес-журнала Малькольм Форбс.
В 2004 году коллекцию Форбса выкупил нефтяной и алюминиевый магнат Виктор Вексельберг.
Сумма сделки держится в тайне, но, по экспертным оценкам, она составила от 100 до 140 млн долларов.
Как считают специалисты, Вексельберг, стремясь получить коллекцию целиком, заплатил наследникам Форбса больше, чем они могли бы выручить, распродавая яйца по одному.
Цивилизационная привлекательность
Карл Фаберже - не единственный иностранец, своим трудом и талантом составивший славу России.
Полководцы Багратион и Барклай де Толли, государственные деятели Канкрин, Нессельроде и Витте, мореплаватели Крузенштерн, Беллинсгаузен и Литке, строитель первой железной дороги Клейнмихель, художник Брюллов, медик Гаазе, филолог Даль считали себя русскими и не искали иной идентичности.
Яйцо, принадлежавшее Ротшильдам, купил за рекордные $18,5 млн Александр Иванов
И Фаберже, при его всемирной славе, не приходило в голову вывести свой бизнес в какую-нибудь "более цивилизованную" столицу.
После завоевания Прибалтики Петром I российскими подданными оказались около полумиллиона остзейцев, которых в Петербурге, полушутя-полусерьезно, называли "трофейными немцами".
В России эти люди оказались не по своей воле. Но ведь и массового отъезда "нах фатерлянд" не наблюдалось.
А были еще сотни тысяч добровольных иммигрантов, причем из богатых, передовых и благополучных стран!
Население Кукуй-слободы в конце XVII века составляло около 30 тысяч человек - по тем временам, хороший европейский город.
При Екатерине II немецкие крестьяне ехали в Поволжье и Таврию почти так же массово, как спустя век - в Америку.
Из примерно 50 тысяч пленных наполеоновских солдат около 12 тысяч предпочли навсегда остаться в России, хотя Людовик XVIII призывал их вернуться и даже просил Александра I как-нибудь на них воздействовать (российский император, видимо, уважавший свободу выбора места жительства, заниматься этим не стал).
В 1913 году одних только немцев в Российской империи жило и, в основном, процветало 2,4 млн человек.
Артем Кречетников, газета bbc.co.uk